Найти тему
Okko

Прилучный снова спасает наши души, а Люцифер откликается на Люсю: Каким получился третий сезон «Предпоследней инстанции»

Появилась еще одна новогодняя традиция — каждый год 1 января в Okko выходит новый сезон сериала «Предпоследняя инстанция». Так что в начале 2024 года доедаем оливье и другие вкусности и следим за деятельностью странной небесной канцелярии.

Хотя большинство мировых конфессий утверждают, что приговор человеческим душам выносят где-то высоко в небесах, создатели сериала «Предпоследняя инстанция» предлагают более приземленный, но и более интересный вариант. Где-то на столичных улочках стоит не очень приметное, похожее на тысячи других офисных зданий Управление по распределению душ (УПРД). Его сотрудники занимаются анализом человеческих деяний во время жизни и распределяют, куда душу отправить после: в геенну огненную или в кущи райские. Коллектив УПРД не молодой и не дружный — большинство работников были свидетелями зарождения человечества и постоянно спорят, кто получит новопреставленного. Эсхатология, совмещенная с собесовской бюрократией, и приводит к появлению максимально комичных ситуаций, которых набралось уже на три сезона.

Чем закончился второй сезон?

-2

Недолго ликовал Дьявол, когда подставил Максима Маврина (Павел Прилучный) и вынудил его подписать договор, по которому тот должен направить в ад 666 душ, причем без рассмотрения, «мимо кассы». Но скорее в преисподней похолодает, чем Максим проиграет. УПРД хоть и небесно-эфемерное учреждение, а вот делопроизводство в нем строгое: воспользовавшись бюрократической уловкой, главный герой подсунул 665 душ, которые по документам не прошли официально, а значит, будут возвращены на пересмотр. А вот последней, 666-й по счету, вручил свою. Но даже в аду таким проходимцам не рады, а Валентина (Ирина Розанова), которая возглавила Управление, обладает большой властью и опытом по возвращению адских мучеников (напомним, что в первом сезоне она вытащила из преисподней собственного мужа даже против его воли), а потому неудавшийся грешник Максим снова оказался в деле.

Что происходит в третьем сезоне?

-3

Прошел год. Валентина на посту руководителя Управления развернула кипучую деятельность. У нее бумажечка к бумажечке, справочка к справочке — не то что у предыдущего руководства. У Дачника (Федор Добронравов) не только черт ногу сломал, но и ангелам терпения не хватало разобраться в устроенном им беспорядке.

Раз все души по котлам и эдемским садам распределены, пора Максиму и Людмиле (Дарья Мельникова) свадьбу сыграть, тем более уже и сын подрастает. Среди гостей торжества замечены не только простые смертные, но и жители других миров: шашлычком и игристым балуются Римма (Ирина Чериченко), Анафиэль (Мария Преснякова) и Нисрок (Сергей Епишев). Но вот кого не ждали и не звали, так это архангела Гавриила (Сергей Новосад) и Люцифера (Равшана Куркова), которые эффектно появляются с грохотом и дымом. От таких гостей подарков не жди, а только неприятные вести, обычно про конец света. Максиму, конечно, не очень нравится, что апокалипсис совпадает с днем свадьбы, но делать нечего — надо спасать мир!

Более ста лет назад из-за халатности того же Дачника девять обычных людей получили неположенное им продление жизни на лишние сто лет. Настало время найти их и распределить по всей строгости устава УПРД. Основная проблема заключается в том, что среди этих бессмертных скрывается Ангел Гнева Эсраил, который планирует уничтожить всё сущее. Максиму и его непутевому напарнику, бывшему сатанисту Гене (Кузьма Сапрыкин), надо проверить всех по списку на причастность к организации конца света.

В это время на место убывшего Кулибина прибывает Михайло Ломоносов (Максим Лагашкин). Светоч науки российской отстал от этой самой науки настолько, что целыми днями занят разработкой беспохмельной водки и спорами с Дачником о том, чей рецепт маринованных огурцов лучше.

Снова оригинальные коллизии

-4

Сериал по-прежнему является классическим процедуралом, пусть и комедийным, когда каждый отдельный эпизод строится вокруг кейса одного персонажа. Работники Управления по распределению душ и в третьем сезоне продолжают выполнять свою основную функцию, но теперь выбраны конкретные девять человек, делу каждого из которых отведена серия. Проверяя досье за досье, главные герои узнают, как воспользовались неожиданным бессмертием простые люди. Кто-то решил, что стал вампиром, а кто-то сделал на этом неплохой бизнес. Тут и каждый зритель невольно задумается: «А что бы сделал я, получи лишние сто лет жизни?»

Уход от советской романтики

-5

Если в первом сезоне шоураннеры делали упор на сеттинг, обыгрывая божественную тему в советских интерьерах, то уже во втором стали отходить от этой концепции, а в третьем оставили минимум винтажных элементов. В новых эпизодах умиляться над древней техникой и незаводящимися «жигулями» зритель не станет. Поэтому УПРД еще под руководством Максима Маврина стало похоже на дизайнерский офис где-то в «Москва-Сити», а персонажи со старосоветского автопрома пересели на новинки китайского. У героев наконец-то последние модели смартфонов, Люся-Люцифер постоянно пьет кофе из капсульной кофемашины, а архаизмом веет только от Ломоносова. Основоположник науки от технологических новинок оказался еще дальше, чем Кулибин, который триста лет изобретал автомобиль. Если в первом сезоне зрителей умилял всё еще работавший в УПРД факс, то в третьем Ломоносов удивит, в том числе и своих коллег, использованием пневмопочты и взрывчатки.

Проверенная команда и новые актеры

-6

Сезон новый, но действующие лица те же. Один из секретов динамики и одновременно легкости «Предпоследней инстанции» — слаженность команды. В третий сезон пришли практически все, кто участвовал в создании первых двух. В режиссерском кресле снова Ольга Акатьева, автор полнометражных картин «Соври мне правду» и «Я делаю шаг». Сценарист Иван Новиков опять ловко жонглирует религиозными сюжетами и мифологическими отсылками. За визуальную составляющую вновь отвечает оператор Антон Зенкович.

Не отказались от своих ролей и главные актеры: Прилучный, Розанова, Мельникова, Кортуков на своих местах. Но появились и новые исполнители, знакомые российскому зрителю: Лагашкин, Сапрыкин, Новосад и Куркова.

Своеобразный юмор

-7

«Предпоследняя инстанция» полюбилась зрителям как раз за юмор без пошлости и черноты. При относительно рискованной теме о раздолбайстве небесной канцелярии шоураннеры маневрируют между опасными моментами, не только строя юмор на комических положениях, но и хитро вставляя в диалоги персонажей емкие, запоминающиеся фразы. Основным генератором шуток в сериале остается персонаж Прилучного, но и другие герои, несмотря на божественно-инфернальные сущности, оказываются богаты на крепкие словечки. Оставим несколько любимых вам для настроения.

«Да, мама, скоро вы так всех сатанистов в стране изведете!»

«Тем более я знаю, как ты ненавидишь концы света. Больше, чем гречку».

«Конец света на носу, а вы скульптурами меряетесь».

«В целом, вызвать Люцифера не сложней, чем горгаз».

«В русских традициях не принято поить дьявола кофе с пирожками».

Смотреть в Okko

Текст: Лилия Кропотина

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.