Много лет назад на экраны вышла советская художественная киноэпопея Сергея Бондарчука «война и мир» по одноименному роману льва толстого. картина стала триумфом отечественного кинематографа и получила «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке, главный приз московского международного кинофестиваля и была лидером кинопроката в СССР.
Фильм стал известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новых методов съемок. «только звезды» узнали, с какими трудностями столкнулся режиссер, из-за чего он чуть не умер на съемках и почему не хотел утверждать Людмилу Савельеву на роль Наташи Ростовой.
Успешная экранизация романа Толстого американским режиссером Кингом Видором (где Наташу Ростову сыграла неподражаемая Одри Хепберн.) не давала покоя советским кинематографистам, поэтому они решили снять свою версию «Войны и мира». Также Советскому Союзу было важно показать свою техническую оснащенность в кино и масштабность отечественной армии.
Однако это была уже не первая версия романа, снятая нашими режиссерами. За полвека до этого Наташу Ростову в фильме Якова Протазанова и Владимира Гардина сыграла актриса МХАТа Ольга Преображенская.
Сценарий к новой экранизации «Войны и мира» писали около года. Осенью 1962 года начались съемки будущей саги. Кадры в 4-й серии, где французы расстреливают поджигателей у Новодевичьего монастыря, снимались в первую очередь, так как режиссеру было важно запечатлеть всю красоту своего любимого времени года – осени. Бондарчук вообще делал ставку на пейзаж и необъятные территории.
Ему хотелось показать роман во всем объеме. Работа над фильмом велась более пяти лет. Стоит упомянуть о том, что картина влетела в копеечку: ее бюджет оценили в 100 миллионов долларов (по ценам 1967 года.).
Схватка режиссеров
За право быть режиссером будущей киноэпопеи боролись два мастера советского кинематографа: начинающий, но уже известный Сергей Бондарчук («Судьба человека») и основатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев («Трактористы», «Свинарка и пастух»).
Решающую роль должна была сыграть министр культуры СССР Екатерина Фурцева, однако сам Пырьев опередил ее – отозвал свою кандидатуру. Между режиссерами возникло острое недопонимание. Они даже не здоровались друг с другом до конца своих дней.
Поговаривали, что Бондарчук славился своим деспотичным характером, поэтому многие актеры и операторы отказывались от участия в картине.
За время съемок Сергей Федорович два раза оказывался на краю жизни и смерти. Сначала он перенес сердечный приступ и около двух месяцев не мог руководить съемочным процессом. Затем его настиг второй удар: он чуть не умер в 1965 году, когда у него прямо во время съемок произошла остановка сердца.
Волнение Бондарчука вполне оправданно, ведь, наверно, только человек с волевым характером, железной выдержкой и отчаянной творческой смелостью смог по крупицам воплотить мировой шедевр литературы на экране.
«Главная тема романа – патриотическая, – сказал режиссер в одном из своих интервью. – Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами. Главное в «Войне и мире» – человеческие типы, носители русского национального характера, «скрытая теплота» их патриотизма».
Кончаловский не потянул Безухова
Чтобы снять такую масштабную киноленту, как «Война и мир», была проведена огромная работа по подбору актеров. Особенно трудно пришлось с Андреем Болконским – никто не устраивал Сергея Бондарчука. Когда он был в настоящей растерянности от этого, то к процессу подключилась Екатерина Фурцева и предложила попробовать
Вячеслава Тихонова. Однако и этот артист не понравился режиссеру. Но Тихонов так безумно хотел воплотить на экране уже полюбившегося ему Болконского, что смог убедить Бондарчука в своем профессионализме.
Кто только не пробовался на роль Пьера Безухова, даже советский тяжелоатлет Юрий Власов! С ним соперничал Андрей Кончаловский, но, как сказал Бондарчук, «артист не потянул». В итоге Пьера сыграл сам режиссер: «Я был вынужден пробоваться сам.
Мне, конечно, хотелось, но было и много «против». Возраст – мне уже было сорок, Пьер же – значительно моложе». Чтобы соответствовать образу пухлого Безухова, Сергею Федоровичу пришлось набрать 10 килограммов веса.
С выбором актрисы на роль Наташи Ростовой тоже были настоящие трудности. Каждая артистка была прекрасна. И Бондарчук буквально потерялся в этой красоте. Но он точно знал, какая героиня ему нужна: такая же хрупкая и трогательная, как Одри Хепберн. За роль разразилась настоящая борьба между Анастасией Вертинской, Натальей Фатеевой, Натальей Кустинской и Валентиной Малявиной.
Актрисы прекрасно понимали, что после съемок в этой ленте станут звездами мирового кино. И даже 19-летнюю балерину Людмилу Савельеву Сергей Федорович сначала не хотел утверждать, так как она абсолютно не ассоциировалась у него с образом Ростовой.
Мэтр был уверен, что из балерин никогда не выходили хорошие актрисы: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа».
Это была первая и сразу же большая роль Савельевой в кино. «Ничего общего у меня с Наташей не было: белобрысенькая, худенькая, глаза не черные, как в романе, а синие, и вообще какой-то гадкий утенок. Но Бондарчук предложил порепетировать.
Он на меня не давил, не нажимал. Просто создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно все делаю сама. Ему было важно, чтобы я не растеряла свою непосредственность», – рассказывает Людмила Михайловна.
Особенности съёмок
- Чтобы фильм по-настоящему прогремел по всему миру и стал одним из крупномасштабных событий в истории, творческая группа основательно подготовилась к съемкам. Около сотни музейных фондов страны откликнулись на просьбу режиссера предоставить реквизит, чтобы как можно точнее воссоздать обстановку XIX века. Все было продумано буквально до мелочей: копии наград, вооружения, посуда, мебель, даже пуговицы на костюмах.
- Чтобы животные выглядели в кадре правдоподобно для прошлой эпохи, Бондарчук разыскал редких борзых собак. На съемках выяснилось, что они отказывались бежать в том направлении, которое было выстроено по сценарию. Пришлось искать для приманки десятки кошек.
- «Несмотря на отсутствие компьютерных технологий, монтажерам удалось наложить один план на другой, чтобы создать видимость нескольких батальонов пехоты, хотя на самом деле по полю шагал один взвод солдат, – при- знается эксперт по съемкам Евгений Гуляев. – Таким образом была создана иллюзия, что в боевых действиях участвовало около 120 тысяч солдат, а на самом деле – 15–20 тысяч.
- Мало кто знает, что операторы в этой крупномасштабной саге – героические люди, – продолжает Гуляев. – Им приходилось изобретать и тут же пробовать на себе новые техники съемок. Например, чтобы показать бал плавным, летящим, раскачивающимся и быть в танце вместе с артистами, операторам пришлось встать на роликовые коньки и аккуратно объезжать актеров, двигающихся в ритме вальса».
Но при этом эксперт сетует на то, что большинство проблем было из-за некачественной отечественной пленки. «Приходилось делать по несколько десятков дублей, – говорит Гуляев. – Также не обошлось и без пересъемки крупных батальных сцен. Иногда за весь день получалось всего лишь два-три хороших дубля.
Отечественная пленка отличалась своей слабой чувствительностью. Поэтому даже при съемке дневных сцен приходилось освещать площадку прожекторами. Это видно в кадре профессиональным глазом. Вообще в фильме много моментов, скажем так, где есть технический брак. Но при монтаже у Бондарчука уже не было возможности переснимать».