Французская дипломатия в Африке значительно ослабла в 2023 году, поскольку бывшие союзники европейской державы на континенте стали самостоятельно определять свою внешнюю политику после военных переворотов и других политических потрясений. Новый закон, усложняющий иммиграцию иностранцев во Францию, только усугубил ситуацию, сообщила 6 января государственная международная новостная радиосеть Франции RFI.
Интересы Франции в Африке столкнутся с колоссальными проблемами в 2024 году, особенно после свержения лидеров Нигера и Буркина-Фасо, которые, как и Мали, являются бывшими французскими военными оплотами в беспокойном регионе Сахеля. Длительное партнёрство Франции с Габоном, ключевым игроком в Центральной Африке, также было прервано внезапным переворотом, констатирует СМИ.
Франция переживает переломный момент в своих отношениях с Африкой, говорит Бабакар Ндиайе, старший научный сотрудник Института Тимбукту в Сенегале, по мнению которого отношения эти сейчас "вероятно, худшие с начала колонизации и рабства".
Альянс пяти стран, известный как G5 Sahel, который сотрудничал с Францией в борьбе с терроризмом на пустынной территории, в 2023-м рухнул. Остальные члены альянса, Чад и Мавритания, предполагают, что полный роспуск альянса близок.
Посольство Франции в столице Нигера Ниамее закрылось в первые дни 2024 года "на фоне антифранцузских настроений, которые усилили поддержку военных хунт, мало заинтересованных в обеспечении демократии и безопасности", расстраивается RFI.
Среди молодых людей в городах и посёлках армейские лидеры остаются популярными - не столько благодаря оказанию ими государственных услуг, сколько их риторике о суверенитете, которая играет на затянувшемся недовольстве Францией,
- заявил аналитический центр Crisis Group, опубликовавший список из 10 основных военных конфликтов, перешедших из 2023-го в 2024-й.
Осмелевшие хунты, находящиеся у власти в Бамако, Уагадугу, а теперь и в Ниамее, поддерживаются военизированными формированиями наёмников русской ЧВК "Вагнер", указывает RFI.
Между тем, в Центральноафриканской Республике, где миротворческая миссия Франции в период с 2013 по 2022 год также рассматривается как провальная, рecские войска заменили французских солдат.
Хотя французские войска остаются в Кот-д'Ивуаре, Сенегале, Габоне, Джибути и Чаде, их роль на континенте неясна после вывода войск из Мали, Буркина-Фасо и Нигера. Институт Тимбукту заявляет, что Германия стремится заполнить этот вакуум, поскольку европейская озабоченность будущим региона растет.
Франция наверняка потеряла свое дипломатическое и военное место в Сахеле. Того, что построили Шарль де Голль и Жак Фоккар после окончания колониального периода, больше не существует,
- сказал Ндиайе RFI.
Даже глава европейской дипломатии Жозеп Боррель предупредил, что стратегия Европы в регионе провалилась. Это свидетельство того, что исламистское восстание в Сахеле невозможно победить с помощью военной стратегии.
Мы не можем бороться с идеологией оружием... Этим странам необходимо развитие и демократия,
- указывает профранцузский сенегальский эксперт.
Напряжённость также заметна в экономических связях и культурных обменах. В бывших французских колониях президента Эмманюэля Макрона считают просто наследником "системы, которую ещё предстоит полностью демонтировать", говорит Ндиайе.
В экономическом отношении Китай является крупным победителем в регионе, а теперь и крупнейшим инвестором на континенте. В частности, Китай имеет значительные нефтегазовые интересы в Нигере. За ним следуют США, затем Франция, при этом растущий интерес проявляется со стороны Великобритании, Германии, Турции и Японии.
Спорный иммиграционный закон, принятый Францией в прошлом месяце, также может иметь катастрофические последствия для французско-африканских отношений.
Пьер Жакмо, бывший посол Франции в Кении, Гане и ДРК, рассказал RFI, что новые правила, устанавливающие запретительную плату за визы, являются ужасным сигналом для африканских студентов. Эти студенты, по его словам, внесут большой вклад в будущие отношения между Францией и их родными странами.
То, как Париж "справился" с кризисом в Нигере, является худшим прецедентом в истории Елисейского дворца, особенно с учетом того, что Ниамей был его союзником с момента обретения независимости, подчеркнул Жакмо в интервью RFI.
Он призвал к срочному переосмыслению порядка выдачи студенческих виз, а также к направлению во французские консульства обученного персонала, который мог бы поддерживать бизнес и исследователей в странах к югу от Сахары и Северной Африке. Сеть французских институтов и школ в Африке также может быть использована для улучшения культурных и деловых отношений, считает экс-дипломат.