Фильмы Эдмонда Кеосаяна о «неуловимых мстителях» стали абсолютными хитами советского кинопроката 1967, 1968 и 1971 годов. Четверка «неуловимых» была кумиром всех мальчишек Советского Союза. Фильм воспевал героику Гражданской войны, революционную романтику, победу красных над белыми и торжество «нового мира», словом, являлся, с точки зрения идеологического начальства, идеальным пропагандистским средством воспитания молодого поколения. И в этой всеобщей идеологической эйфории мало кто, вернее - вообще никто, не заметил, что фильмы «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» имели «двойное дно». Это «двойное дно» было сконструировано режиссером настолько методично и явно, что подозревать его в случайных совпадениях не приходится: Эдмонд Кеосаян посылал подрастающему поколению совсем иной мессидж, чем тот, который по умолчанию тиражировали советские идеологические органы - мессидж о «России, которую мы потеряли», о том, что победившие большевики разрушили нашу страну и создали уродливую систему, которую нужно и можно менять. И этот мессидж воспринимался адресатами подспудно, на уровне «25-го кадра» - так искусно он был подан. И адресаты - мальчишки 70-х, - повзрослев, реализовали этот сидевший у них в подкорке мессидж, разрушив Советский Союз. Но обо всем по порядку.
Acknowledgements
Настоящая статья написана на основе наблюдений российского историка и публициста Александра Дюкова, который обратил внимание на наличие в фильмах про «неуловимых» некоторых из описываемых ниже фактов и которому автор благодарен за его великолепную находку.
Положительные герои
Давайте посмотрим, как в сериале про «неуловимых» показаны «белые». Они показаны как положительные герои - элегантные, подтянутые, благородные. На роли «белых» были приглашены блистательные актеры, которые вызывают симпатию:
Владимир Трещалов, сыгравший атамана Сидора Лютого - лихой красавец, снимавшийся до этого в положительных ролях и воспринимавшийся как положительный герой, особенно у женской половины зрителей - почему вместо какого-нибудь уродливого бандита мы видим на экране удалого мужчину, в которого не могут не влюбиться девчонки?
Ефим Копелян в роли атамана Гната Бурнаша - Бурнаш борец за мужицкую вольницу и справедливость, Копелян всенародный любимец 60-х - 70-х, расчет, по-моему, верный;
Владимир Ивашов в роли поручика Перова - его советский зритель воспринимал исключительно как положительного героя из фильмов «Баллада о солдате», «Тучи над Борском», «Семь нянек», «Герой нашего времени», он мог вызывать только симпатию;
Армен Джигарханян в роли штабс-капитана Овечкина, он же сыграл руководителя советской контрразведки Артура Артузова в фильме «Операция “Трест”» - Овечкин показан как настоящий герой, который раскрывает все козни «красных», имеет «убеждения», за которые готов сражаться до конца, и очень эффектно похищает корону Российской империи, оставляет в дураках чекистов, уходит за кордон и только в самые последние минуты фильма терпит поражение «по законам жанра» - создается впечатление, что, не будь Эдмонд Кеосаян скован этими «законами», не позволяющими показать победу «белого» офицера, его Овечкин, как Штирлиц, обыграл бы всех и добрался бы до Парижа;
Наконец, Аркадий Толбузин в роли начальника контрразведки Врангелевской армии полковника Кудасова - кажется, само произнесение его должности обыграно в фильме с героическим пафосом, оно звучит как гимн Белому движению и вовсе не вызывает отрицательных эмоций.
«Красные» же, наоборот, вызывают у зрителя «шведский стыд» - придурковатый Буденный, картонный и карикатурный в своей пафосности «начштаба» в исполнении Ивана Переверзева, похожий на шпика-провокатора большевик карусельщик, к которому на «явку» приходит Данька Щусь, да и сами «неуловимые», обряженные в «буденновскую форму» (синего, кстати, цвета, а где же привычный красный? похоже на элементарный стёб), выглядят как карикатуры из журнала «Крокодил».
«25-й кадр» явно программирует у зрителя установку: «хорошие» - это «белые», «плохие» - это «красные». А дальше…
«Россия, которую мы потеряли»
В фильме «Корона Российской империи» показана Москва 1920-х годов до начала «масштабных преобразований» Лазаря Кагановича - а именно, до сноса храмов, таких как Храм Христа Спасителя, Казанский собор, Иверская часовня и Воскресенские ворота на Красной площади, и до разрушения стены Китай-города. Эту Россию, Россию дореволюционную, добольшевистскую, Эдмонд Кеосаян кропотливо, заботливо реконструирует на экране.
В кадре прохода Нарышкина по Москве («Корона Российской империи») мы видим Иверскую часовню, Воскресенские ворота и выглядывающую из-за ворот статую Минина и Пожарского. Это для нас Воскресенские ворота и Иверская часовня являются обыденным делом, а для советского зрителя они были чем-то из ряда вон. После повсеместного разрушения старой Москвы в 1930-х годах на их месте осталась голая пустота. Москвичи 1970-х так привыкли к этой пустоте, что уже благополучно забыли, как это место выглядело на самом деле. Для них эта пустота была естественной, как естественным было нахождение памятника Минину и Пожарскому у Храма Василия Блаженного, куда его передвинули в 1931 году по приказу Сталина из центра Красной площади, где он стоял ровно в середине нынешнего ГУМа, чтобы он не загораживал Мавзолей Ленина.
И вот Кеосаян тратит время и энергию на восстановление исторического облика Иверской часовни и Воскресенских ворот, на выстраивание сложных декораций, «переносит» памятник Минину и Пожарскому на «правильное» место - зачем? чтобы они на минуту мелькнули в кадре? Не думаю. Эти сложные декорации действительно мелькнули в кадре - в «25-м кадре», который запрограммировал в мозгу зрителей «Россию, которую мы потеряли», но которую можем вернуть!
«В белом венчике из роз впереди Иисус Христос»
И, наконец, последняя тема - религиозная. Александр Дюков подметил, что Данька прибегает в храм, чтобы там найти защиту у «правильного» священника, который олицетворяет собой великую роль церкви в жизни народа. И в последней части сериала появляется кадр «неуловимых» на фоне Троицы - кадр, убежден, неслучайный. Смотрите сами и делайте выводы.
Нам же остается отдать должное мастерству режиссера Эдмонда Кеосаяна, который под носом у строгой советской цензуры снял антисоветский фильм о вечных ценностях настоящей России, которая в конце концов к нам вернулась.