Вопрос: Сокращается ли дистанция между преподавателем и студентом и хорошо ли это?
В давно минувшие годы многие студенты избегали вступать в диалоги с преподавателями, поскольку опасались почувствовать высокомерное к себе отношение. Некоторые преподаватели стремились подчеркнуть дистанцию между собой и студентом, невербальным образом показывали, что студент находится на более низкой ступени социальной лестницы в сравнении с преподавателем. Другие демонстрировали студенту собственное интеллектуальное превосходство или подчеркивали, что принадлежат к благородным фамилиям, или имеют связи с могущественными людьми и ведомствами.
По отношению к себе автор никогда не чувствовал подобного со стороны преподавателей. Однако были студенты, учившиеся старше, которые об этом рассказывали автору. При этом некоторые обучающиеся, воспринимали такое отношение как норму, и стремились вести себя также со студентами других факультетов и вузов, подражая своим преподавателям.
Как представляется автору, преподаватели опасались студенческих вопросов, поскольку не знали ответов, опасались, что их слова могут быть неверно истолкованы. Свое незнание и свою боязнь оказаться в глупом положении, преподаватели маскировали высокомерием, кажущимся или подлинным.
Сегодня цифровые инструменты позволяют сократить физическую дистанцию между преподавателем и студентом. Это хорошо, поскольку в случае необходимости, студент может обращаться за консультациями к преподавателю в удобное для него время.
Потребность в консультациях возникает, едва студент начинает получать профессиональную подготовку по специальности, и может длиться неопределенное время после выпуска из учебного заведения. О необходимости получить консультацию студент сообщает преподавателю по электронной почте или в социальной сети.
Польза от консультаций обоюдная. Однако за пределами профессии дистанция между преподавателем и студентом увеличивается каждый день. Общение за пределами профессии отсутствует почти полностью или полностью, что одно и тоже. Преподаватель и студент есть люди разных поколений, у них просто нет общих тем вне юридической специальности; нет общей темы, объединяющей преподавателя и студента. Такое увеличение дистанции естественно, поскольку вызвано разницей возрастов.
Возрастная дистанция есть явление, которое, строго говоря, не может быть названо плохим или хорошим. Но нельзя не сказать о том, что очень часто возрастная дистанция – это хорошо, поскольку во многих случаях дистанция не позволяет преподавателю «заниматься хулиганством» и поступать неправильно по отношению к студенту. Преподаватель не поступает неправильно по отношению к студенту, т. к. осознает, что должен вести себя адекватно своему возрасту.
Есть иностранные вузы, запрещающие преподавателям и студентам общаться между собой дистанционно, в режиме онлайн, или непосредственно офлайн, помимо учебных аудиторий и кабинетов. Обучающиеся и преподаватели могут разговаривать дистанционно или переписываться друг с другом только на платформах учебного заведения. Встречаться офлайн, вживую, преподаватели и студенты могут только в стенах учебного заведения.
В российском высшем образовании подобных запретов нет. Но общественные отношения с участием студентов и преподавателей продолжают развиваться. Время покажет, будут или нет установлены такие запреты в дальнейшем. Жизнь идет.