Мотороллер Муравей - это уникальное транспортное средство, созданное на базе легковых мотороллеров, выпускавшихся на Тульском машиностроительном заводе в 1959–1995 годах. "Муравей" обрёл огромную популярность среди жителей села, ищущих, весьма, надежное, маневренное средство передвижения. Мотороллер стал для них бесценным и незаменимым помощником, справляющимся с большинством сельских задач.
Основные технические характеристики
- Двигатель одноцилиндровый, рабочий обьём — 199 см³.
- Мощность — 11 л. с. при 4600 об/мин, крутящий момент — 16,3 Н·м при 4900 об/мин, степень сжатия — 6,5.
- Карбюратор - типа К-28Г. К-36Г. К-62Г. К-63Г. К-65Г.
- Запуск двигателя стартёром или кикстартером.
- Коробка передач — двухвальная, 4-ступенчатая. Передача заднего хода (реверс-редуктор) — в корпусе межколёсного дифференциала. Привод на задние колёса — качающимися валами с карданными шарнирами. Передача крутящего момента с силового агрегата на дифференциал — роликовой цепью в герметичном кожухе.
- Шины: 101,6×254 мм.
- Передняя подвеска длинно рычажная, задняя независимая на поперечных рычагах.
- Общая длина — 2880 мм, база — 1840 мм, дорожный просвет — 115 мм.
- Сухая масса — 258 кг (для моделей 5.402-03 и 5.402-03К, открытая грузовая платформа) или 285 кг (для модели 5.403-03Ф, фургон).
- Грузоподъёмность — 340 кг (для моделей 5.402-03 и 5.402-03К) или 375 кг (для модели 5.403-03Ф).
- Максимальная скорость — 60 км/ч.
- Расход топлива — 5,5—7,5 л/100 км.
- Объём бензобака — 10 л. Мотороллер заправляется бензомасленой смесью в пропорции 1:30 при обкатке и 1:35 в дальнейшей эксплуатации.
Чем же "Муравей" полюбился сельским жителям?
Долгое время "Муравей" оставался единственной альтернативой серьезному грузовику. Мотороллер пользовался большим успехом. Всего в СССР было разработано и выпущено восемь вариантов усовершенствованного "Муравья", которые оставались в официальном производстве до 1995 года. И хотя "Муравей" не выпускается уже почти 25 лет, оставшиеся мотороллеры до сих пор находятся в эксплуатации и пользуются постоянным спросом, в основном у сельского населения.
Советские граждане полюбили "Муравей" за его неприхотливость, долговечность, отличную проходимость и грузоподъемность. Максимальная грузоподъемность составляет 250 кг. Пустой автомобиль может разгоняться до скорости 60 км/ч. Объем топливного бака составляет 13 литров. В движение "Муравей" приводится бензиновым агрегатом Tura мощностью 11 л.с. при 5 200 об/мин.
Но к сожалению "Муравей" имел некоторые недостатки. По мере старения конструкции владельцу скутера приходилось часто проводить мелкий ремонт. Интересно, что еще с советских времен детали и узлы этих транспортных средств пользовались большим спросом у всевозможных "самодельщиков".
Еще один существенный недостаток мотороллера - небольшая мощность двигателя.
И наконец, третий существенный недостаток - большой расход топлива. На "Муравье" стоял одноцилиндровый двигатель, который потреблял 7-8 литров! Кроме того, по мере износа поршневой группы он потреблял до 10 литров бензина.
Заключение
В советское время тульский завод выпустил сотни тысяч этих популярных мотороллеров. Благодаря удачной компоновке он пользовался небывалой популярностью как единственное доступное средство грузоперевозок. В результате в деревнях и селах огромной страны до сих пор сохраняется спрос на мотороллер "Муравей". Он очень прост в ремонте, можно отремонтировать в полевых условиях. "Муравей" и по сей день исправно перевозит грузы, не требуя значительных затрат на обслуживание. И даже грузовые мотоциклы, которые постепенно проникают на российский рынок из Китая, не смогли избавить "деревенского помощника" от своей популярности.