Найти тему
Hélène Fourment

Искусство меньше маленького

"Крошечная выставка" - так называлась выставка в "Музее Василия Тропинина и московских художников его времени".

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Здание музея - старинный московский особняк Ф. Е. Вишневского, переданный в дар столице вместе с коллекцией из более чем двухсот произведений художественной живописи и образцов прикладного искусства 18-19 веков.
Здание музея - старинный московский особняк Ф. Е. Вишневского, переданный в дар столице вместе с коллекцией из более чем двухсот произведений художественной живописи и образцов прикладного искусства 18-19 веков.

Хочу продолжить опыт, начатый полгода назад, когда я рассказала о выставке "Новый свет от Помпеи до Рима", прошедшей во дворце Каффарелли в Риме. Чтобы такая красота не канула в Лету, я сделала статью с кратким описанием и большим количеством фотографий.

-2

И вот ещё одна выставка завершена, а расставаться с ней не хочется! "Крошечная выставка" длилась меньше трёх месяцев. Посетить её успели немногие москвичи и гости столицы, попавшие в удачное время в нужное место. Её афиши давно ушли в архив, но остались фотографии, я их собрала и расскажу кратко об этих уникальных произведениях искусства.

Единственный зал выставки
Единственный зал выставки

На выставке были собраны вместе и показаны только миниатюрные произведения, их размер не превышал 25-ти см (живопись), но были и воистину микроскопические. Экспонатов показали более 160-ти, при этом они все уместились в одном небольшом зале.

-4

Миниатюра - изначально так называли заглавную букву в рукописных книгах, с которой начиналось повествование. Ее обычно писали красной киноварью - minium - от латинского слова и пошло название.

Веклер Е. Я. (1800–1861), "Ваза с цветами", 1840 год, стекло смальтовое цветное, латунь, мозаика. Размер ~ 3 х 4 см
Веклер Е. Я. (1800–1861), "Ваза с цветами", 1840 год, стекло смальтовое цветное, латунь, мозаика. Размер ~ 3 х 4 см

Микромозаики вошли в моду при императоре Павле I. Они меня восхищали ещё с самого детства, видела я их в большом количестве в Эрмитаже. Особенно поражали столешницы мозаичных столиков, где в этой технике были выполнены сложнейшие пейзажи и композиции. Для их создания требовалось точное чувство цвета, виртуозное владение этой сложной техникой, усидчивость и длительная концентрация внимания.

Фрагмент микро-мозаики
Фрагмент микро-мозаики

Эти малюсенькие изображения собраны из мельчайших кусочков смальты (цветного непрозрачного стекла).

Неизвестный русский художник-мозаичист. Мозаика "Кролик, грызущий листья", диаметр 5,5 см
Неизвестный русский художник-мозаичист. Мозаика "Кролик, грызущий листья", диаметр 5,5 см

Для изготовления смальту вытягивали в нити, из которых делали тонкие стержни, потом их разрезали на мелкие "столбики" (тессеры). В конце статьи прикреплю небольшое видео этого процесса.

Веклер Георгий Яковлевич (?). 1800–1861. Мозаика "Лиса с пойманной уткой", первая половина 19-го века.
Веклер Георгий Яковлевич (?). 1800–1861. Мозаика "Лиса с пойманной уткой", первая половина 19-го века.

Издалека такие изображения можно принять за живопись. Количество тессер бывало от нескольких сотен до 4 тысяч на 3 кв. см.

Кола Джачинто. Конец 18 - начало 19 века. Портрет короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты. 1799. Медь, смальта, диаметр ~ 6 см
Кола Джачинто. Конец 18 - начало 19 века. Портрет короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты. 1799. Медь, смальта, диаметр ~ 6 см

Самым известным мастером этой техники в России был Георгий Яковлевич Веклер, русский художник-мозаичист, один из организаторов мозаичного отделения Петербургской академии художеств (1842 год). Он возглавлял мастерскую при отделке Исаакиевского собора и работал на императорскую семью.

Веклер Георгий Яковлевич, первая половина 19 века. Мозаика, бронза золоченая) "Петух", 8,7х7,1 см
Веклер Георгий Яковлевич, первая половина 19 века. Мозаика, бронза золоченая) "Петух", 8,7х7,1 см

Такие изображения мне, как реставратору, хочется иной раз и в микроскоп рассмотреть. На выставке это сделать невозможно, а здесь попробуем.

Неизвестный русский художник-мозаичист. Плакетка мозаичная. "Куры в пейзаже", п.п. 19-го века. Смальта цветная, мозаика, общий вид.
Неизвестный русский художник-мозаичист. Плакетка мозаичная. "Куры в пейзаже", п.п. 19-го века. Смальта цветная, мозаика, общий вид.

Ниже три фрагмента, на которых лучше всего видна эта уникальная техника, форма и размер тессеров и их укладка:

"Куры в пейзаже", п.п. 19-го века, фрагмент.
"Куры в пейзаже", п.п. 19-го века, фрагмент.

Посетители выставки в полной мере могли почувствовать себя Гулливерами, осматривая и изучая маленькие экспонаты. Ниже цыплёнок, сидящий на спине курицы:

"Куры в пейзаже", п.п. 19-го века, фрагмент
"Куры в пейзаже", п.п. 19-го века, фрагмент

И фрагмент роскошного петушиного хвоста с огромным увеличением:

"Куры в пейзаже", п.п. 19-го века, фрагмент
"Куры в пейзаже", п.п. 19-го века, фрагмент

Ну вот, будем считать, что в микроскоп мы посмотрели.☺️

Также на выставке показали живописные миниатюры, вышивку бисером, камеи, кукольный фарфор, резную кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло.

Кошелек, 1830-е годы, Россия. Размер 8,6x8,6x0,3 см
Бисер, сталь; полировка, шитье. Кошельки выполнялись зачастую в технике вязания бисером; крючком или спицами. На нить нанизывались бусины в строгом порядке, согласно рисунку, после чего изделие уже вязалось.
Кошелек, 1830-е годы, Россия. Размер 8,6x8,6x0,3 см Бисер, сталь; полировка, шитье. Кошельки выполнялись зачастую в технике вязания бисером; крючком или спицами. На нить нанизывались бусины в строгом порядке, согласно рисунку, после чего изделие уже вязалось.

Поражают предметы обихода, вышитые бисером, а по сути изумительные произведения искусства: кошельки, сумочки, записные книжки, чернильный набор для письма.

Чернильный набор, 1820-1830-е годы, Россия.
26,5x14,2x5,7 см, бисерная вставка - 29,2х10,7 см; чернильницы: высота - 4,9 см, диаметр - 5,3 см.
Бронза, бисер, стекло; золочение, шитье, гранение, полировка, шлифовка.
Чернильный набор, 1820-1830-е годы, Россия. 26,5x14,2x5,7 см, бисерная вставка - 29,2х10,7 см; чернильницы: высота - 4,9 см, диаметр - 5,3 см. Бронза, бисер, стекло; золочение, шитье, гранение, полировка, шлифовка.

И бисерная вставка крупнее:

-17

Первая половина девятнадцатого века стала "золотым веком русского бисера", им оформлялись интерьеры дворцовых залов, вышивались картины, ризы для икон, переплеты книг.

Миниатюрная картина, вышитая бисером. "Композиция из роз, незабудок, маргариток и других цветов с листьями". Россия, середина 19-го века.
Миниатюрная картина, вышитая бисером. "Композиция из роз, незабудок, маргариток и других цветов с листьями". Россия, середина 19-го века.

Старинный бисер был мельче современного, диаметр "бусинки" не превышал 1 мм, а внутреннее отверстие было всего лишь в 0,2 - 0,3 мм. В работе использовались тончайшие иглы из качественной стали.

Женские кошельки, размеры ~ 8 х 10 см. Невероятно разнообразной была цветовая палитра бисера. В работе одновременно могло быть использовано до 800 его оттенков! В России такой бисер не производили, он был достаточно дорог. Тем не менее этот вид рукоделия стал чрезвычайно модным и мастерицы достигли в нем большого совершенства.
Женские кошельки, размеры ~ 8 х 10 см. Невероятно разнообразной была цветовая палитра бисера. В работе одновременно могло быть использовано до 800 его оттенков! В России такой бисер не производили, он был достаточно дорог. Тем не менее этот вид рукоделия стал чрезвычайно модным и мастерицы достигли в нем большого совершенства.

Эти вещи служили не только для украшения, ими с удовольствием пользовались в быту их состоятельные владельцы. Вышивание бисером считалось одним из немногих подобающих видов рукоделия для дам высшего света.

Дамская сумочка, 1830-е годы, Россия. Размер 12 х 13 см
Дамская сумочка, 1830-е годы, Россия. Размер 12 х 13 см

До 17-го века бисер производили только в Венецианской республике, а процесс его изготовления держали в строгом секрете. Позже богемские мастера из Чехии придумали "лесное стекло", положив конец этой монополии. Их бисер не только потеснил стекло из Венеции, чешский бисер по сей день считается одним из лучших в мире.

Медальон, выполненные в технике "эгломизе". Название ее происходит от имени парижского мастера и антиквара Жана Батиста Гломи.
Медальон, выполненные в технике "эгломизе". Название ее происходит от имени парижского мастера и антиквара Жана Батиста Гломи.

Большую популярность в конце 18-го века приобретают изображения эгломизеˊ – так французские антиквары назвали технологию декорирования стекла и зеркал “гломиз” (производное от имени Жана-Батиста Гломи, который в Париже занимался рисованием и изготовлением рам, украшая их зеркалами и стеклами с цветной фольгой). Но чаще всего поступали заказы на медальоны с портретными изображениями в виде силуэта.

Смотрю я на медальоны "эгломизе" и вижу... вижу, где Жан-Батист черпал вдохновение для своего творчества.

Древнеримский портрет из золотого стекла с более тонкой росписью, но это не медальон.
Древнеримский портрет из золотого стекла с более тонкой росписью, но это не медальон.

Этот портрет из Музея стекла Корнинга , Корнинг, Нью-Йорк был сделан в 3 веке, его диаметр 4,9 см. На нём надпись на латыни "ANATOLI GAVDIAS" («Анатолий, радуйся!»)

Встречались вам эти портреты? Угадаете, откуда они, их назначение и чему радовался Анатолий восемнадцать веков назад?)

Отдельная группа миниатюр - резные изделия из кости.

Профильный портрет великого князя Павла Петровича, вторая половина 18-го века
Холмогоры, Россия. Размер17,7x14,4 см
Кость, дерево; резьба, гравировка.
Профильный портрет великого князя Павла Петровича, вторая половина 18-го века Холмогоры, Россия. Размер17,7x14,4 см Кость, дерево; резьба, гравировка.

Они всегда пользовались популярностью благодаря благородному и чистому белому цвету и блеску, которым обладает кость после обработки.

Нэцкэ, 19-й век век, Япония. Размер 4x2x3,5 см
Кость слоновая; резьба, гравировка, полировка.
Нэцкэ, 19-й век век, Япония. Размер 4x2x3,5 см Кость слоновая; резьба, гравировка, полировка.

Порой слоновая кость ценилась дороже золота, так как привозилась с Востока. В России зачастую использовалась моржовая кость, а иногда даже бивень мамонта.

В 18-19 веках детские принадлежности были уменьшенными копиями привычных вещей.

"Детская" витрина. Кукла, первая четверть 20-го века, Германия. Размер 56x20x10 см
Фарфор, дерево, композит; шитье, вышивка, монтировка
"Детская" витрина. Кукла, первая четверть 20-го века, Германия. Размер 56x20x10 см Фарфор, дерево, композит; шитье, вышивка, монтировка

Некоторые игрушки представляли собой настоящие произведения искусства, и стоили целое состояние. Миниатюрный сервиз кукольной посуды произведён "Товариществом производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова".

Кукольная посуда
Кукольная посуда

Крошечный кукольный сервиз сделан из тончайшего фарфора, он стоил по цене взрослого и часто маленьким хозяюшкам запрещалось играть в подобные игрушки, их держали на виду для красоты. На предыдущем фото кукла рядом (для масштаба) поможет представить его размер.

Я увлеклась рассказом о декоративно-прикладном искусстве, до миниатюрной живописи так и не дошла. Она прекрасна и я со временем покажу её во второй части обзора выставки, она заслуживает отдельной статьи.

В этом четырехминутном видео показан процесс создания миниатюрной мозаики.

Информация с сайта Музея Тропинина и фотографии с сайта Артефакт.

Всем Добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, к реставрации, истории и искусству и до новых встреч!

Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.

Обложка статьи
Обложка статьи