"Крошечная выставка" - так называлась выставка в "Музее Василия Тропинина и московских художников его времени".
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Хочу продолжить опыт, начатый полгода назад, когда я рассказала о выставке "Новый свет от Помпеи до Рима", прошедшей во дворце Каффарелли в Риме. Чтобы такая красота не канула в Лету, я сделала статью с кратким описанием и большим количеством фотографий.
И вот ещё одна выставка завершена, а расставаться с ней не хочется! "Крошечная выставка" длилась меньше трёх месяцев. Посетить её успели немногие москвичи и гости столицы, попавшие в удачное время в нужное место. Её афиши давно ушли в архив, но остались фотографии, я их собрала и расскажу кратко об этих уникальных произведениях искусства.
На выставке были собраны вместе и показаны только миниатюрные произведения, их размер не превышал 25-ти см (живопись), но были и воистину микроскопические. Экспонатов показали более 160-ти, при этом они все уместились в одном небольшом зале.
Миниатюра - изначально так называли заглавную букву в рукописных книгах, с которой начиналось повествование. Ее обычно писали красной киноварью - minium - от латинского слова и пошло название.
Микромозаики вошли в моду при императоре Павле I. Они меня восхищали ещё с самого детства, видела я их в большом количестве в Эрмитаже. Особенно поражали столешницы мозаичных столиков, где в этой технике были выполнены сложнейшие пейзажи и композиции. Для их создания требовалось точное чувство цвета, виртуозное владение этой сложной техникой, усидчивость и длительная концентрация внимания.
Эти малюсенькие изображения собраны из мельчайших кусочков смальты (цветного непрозрачного стекла).
Для изготовления смальту вытягивали в нити, из которых делали тонкие стержни, потом их разрезали на мелкие "столбики" (тессеры). В конце статьи прикреплю небольшое видео этого процесса.
Издалека такие изображения можно принять за живопись. Количество тессер бывало от нескольких сотен до 4 тысяч на 3 кв. см.
Самым известным мастером этой техники в России был Георгий Яковлевич Веклер, русский художник-мозаичист, один из организаторов мозаичного отделения Петербургской академии художеств (1842 год). Он возглавлял мастерскую при отделке Исаакиевского собора и работал на императорскую семью.
Такие изображения мне, как реставратору, хочется иной раз и в микроскоп рассмотреть. На выставке это сделать невозможно, а здесь попробуем.
Ниже три фрагмента, на которых лучше всего видна эта уникальная техника, форма и размер тессеров и их укладка:
Посетители выставки в полной мере могли почувствовать себя Гулливерами, осматривая и изучая маленькие экспонаты. Ниже цыплёнок, сидящий на спине курицы:
И фрагмент роскошного петушиного хвоста с огромным увеличением:
Ну вот, будем считать, что в микроскоп мы посмотрели.☺️
Также на выставке показали живописные миниатюры, вышивку бисером, камеи, кукольный фарфор, резную кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло.
Поражают предметы обихода, вышитые бисером, а по сути изумительные произведения искусства: кошельки, сумочки, записные книжки, чернильный набор для письма.
И бисерная вставка крупнее:
Первая половина девятнадцатого века стала "золотым веком русского бисера", им оформлялись интерьеры дворцовых залов, вышивались картины, ризы для икон, переплеты книг.
Старинный бисер был мельче современного, диаметр "бусинки" не превышал 1 мм, а внутреннее отверстие было всего лишь в 0,2 - 0,3 мм. В работе использовались тончайшие иглы из качественной стали.
Эти вещи служили не только для украшения, ими с удовольствием пользовались в быту их состоятельные владельцы. Вышивание бисером считалось одним из немногих подобающих видов рукоделия для дам высшего света.
До 17-го века бисер производили только в Венецианской республике, а процесс его изготовления держали в строгом секрете. Позже богемские мастера из Чехии придумали "лесное стекло", положив конец этой монополии. Их бисер не только потеснил стекло из Венеции, чешский бисер по сей день считается одним из лучших в мире.
Большую популярность в конце 18-го века приобретают изображения эгломизеˊ – так французские антиквары назвали технологию декорирования стекла и зеркал “гломиз” (производное от имени Жана-Батиста Гломи, который в Париже занимался рисованием и изготовлением рам, украшая их зеркалами и стеклами с цветной фольгой). Но чаще всего поступали заказы на медальоны с портретными изображениями в виде силуэта.
Смотрю я на медальоны "эгломизе" и вижу... вижу, где Жан-Батист черпал вдохновение для своего творчества.
Этот портрет из Музея стекла Корнинга , Корнинг, Нью-Йорк был сделан в 3 веке, его диаметр 4,9 см. На нём надпись на латыни "ANATOLI GAVDIAS" («Анатолий, радуйся!»)
Встречались вам эти портреты? Угадаете, откуда они, их назначение и чему радовался Анатолий восемнадцать веков назад?)
Отдельная группа миниатюр - резные изделия из кости.
Они всегда пользовались популярностью благодаря благородному и чистому белому цвету и блеску, которым обладает кость после обработки.
Порой слоновая кость ценилась дороже золота, так как привозилась с Востока. В России зачастую использовалась моржовая кость, а иногда даже бивень мамонта.
В 18-19 веках детские принадлежности были уменьшенными копиями привычных вещей.
Некоторые игрушки представляли собой настоящие произведения искусства, и стоили целое состояние. Миниатюрный сервиз кукольной посуды произведён "Товариществом производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова".
Крошечный кукольный сервиз сделан из тончайшего фарфора, он стоил по цене взрослого и часто маленьким хозяюшкам запрещалось играть в подобные игрушки, их держали на виду для красоты. На предыдущем фото кукла рядом (для масштаба) поможет представить его размер.
Я увлеклась рассказом о декоративно-прикладном искусстве, до миниатюрной живописи так и не дошла. Она прекрасна и я со временем покажу её во второй части обзора выставки, она заслуживает отдельной статьи.
В этом четырехминутном видео показан процесс создания миниатюрной мозаики.
Информация с сайта Музея Тропинина и фотографии с сайта Артефакт.
Всем Добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, к реставрации, истории и искусству и до новых встреч!
Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.