Не сердитесь за шутливое название, ибо связь между этими явлениями действительно существует. Началось все банально.
Весной 1915 немцам очень нужно было сорвать поставки боеприпасов из Великобритании и Франции, ибо готовилось контрнаступление. А, потому...
Английский пароход "Vienna", водоизмещением 3640 тонн был построен в 1903 году на английской верфи Ramage & Ferguson. В 1914 году он принадлежал британской компании R. MacKill & Co. Ltd. из Лейта. Судно имело паровые машины тройного расширения, которые обеспечивали ему скорость до 14 узлов.
Пароход добросовестно трудился, пока не началась война, которую почему-то некоторые называют Великой. В России ее даже пытались назвать Второй Отечественной, но народ (отчего-то) название сие не заценил, и чаще потом звал ее (с легкой руки большевиков) Империалистической. Ну, да ладно, это отдельная история.
На беду свою английское судно на момент начала войны оказалось Гамбурге, и (естественно) было... задержано. Немцы (которые никогда особо не придерживались ни правил ни обычаев войны) переоборудовали его... даже не знаю, как сказать.
Вроде бы числился он вспомогательным крейсером, а по сути его переоборудовали в минный заградитель. В начале 1915 года он был отправлен на императорскую верфь в Вильгельмсхафене, где на него было установлено два 8,8-см орудия, две револьверных пушки и оборудование для хранения и постановки 347 мин. 6 мая 1915 года рейдер был введен в строй под командованием корветтен-капитана Вольфрама фон Кнорра, (сына бывшего адмирала по имени Эрнст Вильгельм Эдуард фон Кнорр, если на языке оригинала, Ernst Wilhelm Eduard von Knorr). Фамилия, однако, (это вам не бульонные кубики).
Старый адмирал прославился тем, что 1886 году он командовал эскадрой крейсеров у берегов Самоа. Потом он был повышен до вице-адмирала в 1889 году, и, даже до адмирала (в 1893 году). Правда, приставку "фон" он заработал не сразу. Возведенный в немецкое дворянство 18 января 1896 года, он получил орден Черного орла 15 июня 1898 года.Вышел в отставку в 1899 году и был назначен адмиралом свиты Seeoffizierkorps. А, вот сын его...
Почему я говорю о том, что немцы как-то не очень рьяно соблюдали обычаи войны?
Ну, потому, как в свой первый рейс 27 мая 1915 года пароход отправился гордо неся на мачте... британский флаг. Потом флаг сменился на русский, и корабль пытался выдать себя за русское судно "Буй". Потом флаг опять стал британским. Рейдер сопровождал дирижабль, а в Норвежском море корабль встретился с подводной лодкой "U-19", которая вела разведку по пути следования. "Meteor" успешно преодолел британскую блокаду и в ночь с 7 на 8 июня 1915 года выставил в горле Белого моря десять минных полей, каждое по 27-32 мин, первоначально установленных через каждые 300, а затем 175 м. На обратном пути остановив три нейтральных грузовых корабля с контрабандой. Два из них были затоплены, а шведский "Thorsten", перевозивший 200 мешков российской почты - приведён в качестве приза.
Итог этого рейда оказался... весьма удачным (для немцев). В проливе Скаггерак был потоплен шведский пароход "Verdandi" (950 тонн) с грузом стали (хотя не факт, что сталь была контрабандной) и небольшой норвежский пароход "Granit" (650 тонн). Груз его тоже... не декларируется немцами, но с уверенностью пишется, что он был контрабандным (Откуда такая уверенность?).
После этого был захвачен шведский почтовый пароход "Thorsten", с грузом почты (в числе прочего 200 мешков почты российской) который был приведен в Киль (спустя полгода возвращен Швеции, после того, как Швеция устроила скандал).
Что произошло потом?
11.06.1915 на минах подорвался пароход "Arndale" с грузом кардиффского угля для русских кораблей в Архангельске
16.06.1915 на мине погибла шхуна "Николай" (водоизмещение 154 тонны)
20.06.1915 на мине погиб британский пароход "Twilight" принадлежащий компании J. Wood & Co., Уэст-Хартлпул, Британия(Водоимещение 3100, груз - уголь)
24.06.1915 на мине погиб пароход Drumloist (W. Christie & Co. Ltd, Лондон, Британия) с грузом пассажирских вагонов.
2.07.1915 на мине погиб пароход Mascara (4957т Maclay & McIntyre, Глазго, Британия)
6.07.1915 на мине погиб пароход African Monarch (4 тыс. т Monarch SS Co. Ltd., Глазго, Британия) Груз- уголь, в тот же день погиб норвежский пароход с грузом угля Lysaker (DS AS Gesto, Хаугесунд, Норвегия)
14.07.1915 на минах погиб Российский грузопассажирский пароход "Урания" финской компании «Finska Angfartig A/S» (SS Urania, 1897 г.п., 1934 брт, 14 уз)
На борту шел традиционный для того периода груз — динамит, порох, медикаменты, сукно, бензин.
14 июля 1915 года судно подорвалось на минном заграждении Х, которое выставил немецкий вспомогательный крейсер "Метеор". С тех пор военное снаряжение так и осталось в Горле Белого моря, зато никто не погиб.
(Обнаружили «Уранию» специалисты Центра подводных Исследований РГО
с помощью гидроакустического комплекса в 2018 году).
27.07.1915 пароход Madura (4,5 тыс. т. Maclay & McIntyre, Глазго, Британия) Груз из России: лен, жмых, пшеница и дерево. Пароход не затонул, но повреждён на мине, выставленной в Белом море, Россия
8.08.1915 грузовой пароход Benarthur (2029 т. R T Arthurs & Co, Глазго, Британия) повреждён на мине и выбросился на берег, позже снят.
"Улов" щедрый, но судьба этого рейдера была незавидной. 6 августа 1915 года крейсер вышел во второй свой рейд, на сейраз под командованием корветтен-капитана Курта Германна. Корабль получил дополнительное вооружение в виде 15-см пушки на кормовой надстройке. Он шел под русским торговым флангом (тот самый, традиционный, триколор) маскируясь под русский пароход "Император Николай II". Миссия заключалась в установки минного поля в районе Мурен-Ферт в северной Шотландии. И в принципе, все прошло удачно. Он выставил все свои мины уже 8 августа на 5 минных банках. И уже 9-го августа на минах погиб новый (1913 года) эсинец "Lynx" (типа Acasta).
Затем рейдер потопил вооруженный пароход SS "Ramsey" (бывший Duke of Lancaster). Ramsey затонул за четыре минуты, погибли командир и 53 члена экипажа, рейдер выловил 43 уцелевших. Но...
Погибающий пароход дал радиограмму, которая запустила механизм гибели рейдера.
На обратном пути "Meteor" остановил датский парусник "Jason". Так как он вёз дрова и железнодорожные шпалы в Великобританию, команда была взята в плен, а парусник сожгли. 10 августа командир рейдера получил сообщение от одного из разведывательных дирижаблей флота о приближении англичан. Было принято решение топить рейдер. По пути на юг моряки встретили норвежский траулер Ragni. Команда и пленные перешли на траулер, а рейдер был потоплен подрывными зарядами.
10 августа шведский траулер с экипажем крейсера, встретил подводную лодку U 28, которая отбуксировала его к Гельголанду.
При чем здесь активность Торгового дома Ганса Смита? А при том, что первый рейд "Метеора" очень сильно простимулировал активность адмиралов, а те выдали "вкусные" заказы Торговому дому (но это отдельная история...)