На мероприятии, куда я ходил задать вопрос Кравцову, его не было. Вопрос задал Васильевой, но он, во-первых, так и остался без ответа, а, во-вторых, сейчас речь не об этом.
Там я услышал выступление одного священника о том, что надо бы ввести в школу полноценный предмет по изучению православия и библии.
При всём уважении, предложение это вызвало у меня недоумение. Давайте подумаем.
А что тогда будут изучать мусульмане?
А как быть тем семьям, которые не исповедуют православие, но чьи дети обучаются в наших школах?
Я понимаю, что мне могут сходу ответить:
Пусть они изучают в своих регионах мусульманство.
Что касается тех, кто "понаехал" (так обычно называют это склонные к великорусскому шовинизму граждане) в крупные города, то о них скажут, "пусть терпят или уезжают!".
Но как тогда быть с теми православными, которые проживают в "мусульманских регионах"? Им тоже надо будет изучать мусульманство, вместо христианства? А как быть с тем, что Россия является многонациональным единым государством, где каждый проживает там, где ему хочется? С дружбой народов?
В общем, предложение это у меня вызвало лишь недоумение. Не должны с таких трибун и такие люди говорить подобное.
Однако, кое-какие мысли на эту тему у меня имеются. Оформились они, в том числе, на основе размышлений Фадеева. Видео было удалено с Ютуба и у меня остался только фрагмент (в самом конце), где советник Президента говорит о том, что полноценное образование должно складываться из науки, искусства и религии:
Сразу оговорюсь, что далее предложенное возможно следует вводить только после того, как будет проведена ревизия уже имеющихся предметов, их содержания и количества часов на изучение и самостоятельную работу. И только после серьезной чистки, при наличии какого-то времени, можно будет вводить, например, блок "религиоведения".
За счет чего? Например, за счет сокращения значительной части "мусорной" информации по ОБЖ. Это я как предметник со стажем утверждаю.
Нужен ли какой-то отдельный предмет по религии? Нет, не нужен. Но в рамках курса, например, МХК этот блок разместить можно.
Теперь о том, что я имею в виду.
Уверен, что все дети во всех наших школах должны знать об основных религиях своей Родины. В частности, они должны понимать, что в них есть очень много общего. Посмотрите, например, это видео:
Кроме этого, они должны видеть и разницу. Но видеть это нужно для того, чтобы уважительно относиться к особенностям других людей, а не тыкать пальцем и смеяться или, того хуже, проявлять ненависть или презрение. Или для того, чтобы уметь проявлять свои чувства и следовать традициям не мешая остальным, с уважением относясь к ним.
Вероятно, программу этого курса должны составлять представители духовенства в содружестве с методистами, а процентное соотношение времени на изучение той или иной религии должно быть равным.
Что касается преподавания, то делать это должны только учителя, освоившие соответствующий курс в рамках профессионального образования. И да, программы по подготовке учителей тоже необходимо пересматривать.
А вот обучение учителей по данным программам уже, вполне вероятно, должны проводить представители духовенства.
В таком случае, кроме искусства, подходы к преподаванию которого тоже необходимо сильно пересмотреть, предмет МХК будет содержать "религиозный блок". А дети, кроме непосредственного ознакомления с сутью религиозных Учений, будут осознавать духовную общность народов своей страны, что, в свою очередь, станет фундаментом для крепкой дружбы народов.
Всех православных с Рождеством!