Найти тему
79 подписчиков

Бермудский треугольник: мистика или суровая проза жизни

В безоблачный теплый день 5 декабря 1945г произошло бесследное исчезновение пяти американских бомбардировщиков-торпедоносцев ТМВ-3, выполнявших групповой тренировочный полет над Атлантическим океаном вблизи полуострова Флорида (их полет проходил над северо-западной частью акватории, известной как Бермудский треугольник). На следующий день потери ВВС США увеличились: в этом же районе исчез двухмоторный гидросамолет, посланный для поиска экипажей торпедоносцев. Поиски каких-либо следов групповой авиакатастрофы, унесшей 27 жизней, до сих пор не дали никаких результатов. По материалам этого события в США в 2000-х гг был создан полнометражный фильм «Бермудский треугольник: на пороге новых открытий». Поскольку авторы фильма не смогли привести ни новых открытий, ни новых объяснений, они пришли к выводу, что в основе катастрофы лежит мистика, которой издавна отличается акватория Бермудского треугольника.

В безоблачный теплый день 5 декабря 1945г произошло бесследное исчезновение пяти американских бомбардировщиков-торпедоносцев ТМВ-3, выполнявших групповой тренировочный полет над Атлантическим океаном

Бермудский треугольник – это район Атлантического океана площадью около 1 млн. км2, расположенный между Бермудскими островами, островом Пуэрто-Рико и южным мысом полуострова Флорида. В плане он представляет практически равносторонний треугольник с длиной сторон 1600 км, или 865 морских миль. Особенность акватории Бермудского треугольника заключается, во-первых, в том, что здесь в Атлантический океан из Мексиканского залива выходит теплое течение Гольфстрим с температурой до 28оС и скоростью течения до 3м/с. Во-вторых, сами Бермудские острова находятся почти в центре юго-западной части Саргассова моря, знаменитого тем, что его приповерхностные воды на многие метры вглубь заполнены скоплением многолетних крупных (до 2 м длиной) бурых водорослей, переплетенных между собой.

Дно акватории Бермудского треугольника в направлении с запада на восток сначала образовано шельфом, плавно понижающимся до глубины 200м, после чего глубина резко падает до 2000 и более метров. Строение дна Бермудского треугольника характеризуется наличием многочисленных желобов и впадин, одна из которых, например, имеет глубину 8742м. Кроме того, здесь в меридиональном направлении проходит геологический разлом, служащий эпицентром многочисленных подводных землетрясений.

Район Бермудского треугольника издавна отличается очень трудными условиями для мореплавания: бурный Гольфстрим, поворачивающий к северу у полуострова Флорида; внезапно возникающие водяные смерчи; резкие перепады глубин, рождающие гигантские волны-убийцы; океанские водовороты; мощные нисходящие воздушные потоки; мертвая неподвижность Саргассова моря и кипящее от ураганов Карибское море. По различным данным, в этом районе с 1840г пропали от 50 до 70 судов и около 40 самолетов, а также было найдено несколько судов без экипажа и пассажиров на борту.

Начиная с конца 1940-х гг. большое число исследователей предложили различные гипотезы для объяснения морских и авиационных катастроф в Бермудском треугольнике. Часть этих гипотез была основана на мистических силах. Ниже приведен краткий обзор обозначенных работ.

Пионер исследования этого района – Чарльз Берлиц. В 1950-х гг он сообщил, что на дне Бермудского треугольника лежит гигантский солнечный кристалл из погибшей Атлантиды, который посылает ложные сигналы судам и самолетам и иногда затягивает их в глубины океана.

Ряд исследователей считают, что катастрофы в рассматриваемом регионе вызываются подводными землетрясениями. По гипотезе Б.Островского, именно подводные землетрясения порождают инфразвук, волны которого идут вверх. Люди, оказавшиеся над эпицентром землетрясения на судах, подвергаются невыносимому резонансному воздействию инфразвуковых колебаний частотой от 7 до 12 Гц на их внутренние органы, что заставляет этих людей в паническом ужасе искать любые пути, чтобы избавиться от мучений.

В 1979г Ю.Егоров предположил, что вогнутая водная поверхность океана, зарегистрированная в Бермудском треугольнике геофизическими спутниками, образует гигантское параболическое зеркало. Сфокусированная на больших высотах с помощью этого зеркала солнечная энергия испаряет любой летательный аппарат, попавший в фокус системы.

Ряд исследователей обратили внимание на существование в водах Бермудского треугольника электрических токов высокой плотности, которые могут создавать серьезные помехи для навигации.

К сожалению, в краткой статье нельзя дать даже перечня всех гипотез, в числе которых есть и мистические, и экстравагантные, которые объясняют аномалии Бермудского треугольника. Интересующихся этой проблемой отошлем к монографии А.И. Войцеховского, изданной в 2000г.

Мы же остановимся подробнее на гипотезе Бена Кленнела, основанной на т.н. кристаллогидратах метана (или для простоты – гидратах метана). За 40 лет до появления этой гипотезы английский ученый Пауэлл предложил клатратную модель структуры воды. Клатратами он назвал объединение молекул воды под действием высокого давления и низкой температуры в кластеры – многогранники, напоминающие по форме футбольный мяч. Внутренняя полость клатрата сравнима по величине как с молекулами воды, так и с молекулами некоторых газообразных веществ, в том числе метана.

Если внутрь клатрата, состоящего как правило из 7 молекул Н2О, проникнет одна молекула СН4, образуется кристалл гидрата метана. Взаимодействие между 7 молекулами воды и одной молекулой метана считается типично ван-дер-ваальсово, т.е. в кристалле гидрата метана мы имеем слабые межмолекулярные взаимодействия. Удельная масса гидрата метана немного больше удельной массы воды. Поэтому кристаллогидраты метана таятся в основном на дне озер, морей и океанов. Именно со дна озера Байкал российская глубоководная экспедиция летом 2008г подняла образцы этих кристаллогидратов. На вид это вещество напоминает мокрый снег или мокрую соль.

Впервые версию о том, что причиной катастроф в Бермудском треугольнике являются гидраты метана, высказал в 1988г британский геолог Бен Кленнел. По его мнению, находящиеся на дне океана гидраты метана под действием сейсмической активности океанского дна или под действием китов, зарывающихся на огромной глубине в наслоения гидратов с целью избавления от кожных паразитов, могут начать распадаться на воду и газообразный метан, с образованием на дне огромного метанового пузыря. Этот пузырь, вырываясь к поверхности океана, переворачивает корабли и взрывается в воздухе, отчего гибнут самолеты.

К сожалению, гипотеза Бена Кленнела не объясняет, почему в Бермудском треугольнике нельзя полагаться на показания магнитного компаса. При гибели 5 декабря 1945г эскадрильи торпедоносцев никаких взрывов не было зафиксировано. Известно только то, что радиосвязь с экипажами стала ухудшаться, перед полным прекращением связи командир эскадрильи успел сообщить о потере ориентирования и что над океаном поднялся белый туман. Кроме того, наземная служба зафиксировала некоторую неадекватность достаточно опытного командира. С другой стороны, если на поверхность океана периодически вырывается огромный газовый пузырь, то рано или поздно это крупное природное явление было бы зафиксировано. Все это говорит о необходимости корректировки гипотезы Бен Кленнела.

Каким же образом большие массы кристаллогидрата метана образуются на дне Бермудского треугольника? На этот вопрос можно дать два ответа. Во-первых, они могут приноситься и оседать в желобах и впадинах донным течением из Мексиканского залива, известного своей нефтегазоносностью и наличием в продуктивных горизонтах кристаллогидратов метана (этот факт был подтвержден в процессе ликвидации аварии на морской скважине компании ВР летом 2010г). Во-вторых, метан может содержаться и в подводных месторождениях Бермудского треугольника, а геологические особенности строения донной поверхности (многокилометровый слой известняков) не обеспечивает при этом надежной герметизации этих месторождений.

В любом случае, в каких-то точках дна Бермудского треугольника может идти процесс накопления огромной массы кристаллогидрата метана. По мере роста объема этого вещества, когда контакт подтока метана со свободными клатратами воды затрудняется, метан и сопутствующие ему газы (Н2, H2S, CO2, PH3 и т.д., поступающие либо из гниющих придонных останков, либо непосредственно из газового месторождения, либо, что касается водорода, в том числе и непосредственно из зоны геологического разлома в моменты активизации напряжений в глубинных слоях Земли), начинают заполнять межкристаллитные полости кристаллогидратной массы. Все это приводит к уменьшению удельной плотности рассматриваемой субстанции кристаллогидрата, которая в какой-то момент времени обретает положительную плавучесть и начинает медленный подъем, освобождая место для следующих циклов процесса.

Попав в более теплые (выше 22оС) приповерхностные слои воды, где давление окружающей среды около одной атмосферы, кристаллогидраты начинают распадаться на воду и метан. Одновременно из межкристаллитных полостей всплывшей кристаллогидратной массы начинают освобождаться газы, сопутствующие метану. Из этих газов нас прежде всего интересует водород. Поскольку метан и водород легче воздуха, они начинает подниматься из «кипящих» приповерхностных слоев океана в верхние слои атмосферы. Российский ученый В.С. Борхсениус в 1966г установил, что при испарении воды заряд ее молекул уменьшается на один электрон, а при конденсации пара этот заряд на столько же возрастает. А в приповерхностном слое воздуха над океаном происходит аналогичный процесс: вследствие дробления в барашках волн водяных капель электрические заряды капель разделяются, при этом капли заряжаются положительно, а молекулы кислорода – отрицательно (эффект Ленарда). Заметим, что концентрация отрицательно заряженных ионов над океаном может составлять от 4000 до 60000 ионов в одном кубическом сантиметре воздуха.

При распаде всплывших кристаллогидратов в приповерхностном слое атмосферы часть молекул водорода может зарядиться отрицательно за счет присоединения электронов, высвободившихся из капель воды. Молекулы метана остаются нейтральными, поскольку они не обладают т.н. сродством к электрону. Ионы водорода имеют высокую подвижность, но их время жизни – доли миллисекунд, после чего они, не теряя заряда, становятся центром образования кластера-иона из 15 – 30 молекул водорода. Кластерный ион водорода живет около одной минуты, после чего он рекомбинирует с аэроионом противоположной полярности и возвращается в исходное состояние, т.е. в сумму отдельных молекул водорода. Но и одной минуты жизни кластерного иона, поднимающегося в верхние слои атмосферы, достаточно, чтобы вместе с массой других подобных кластерных ионов создать электрический ток, который может нарушить местную радиосвязь.

Кроме того, магнитное поле, образованное концентрированным перемещением кластеров-ионов водорода вверх, накладываясь на магнитное поле Земли, нарушает работу магнитных компасов. Влияние восходящих потоков ионов на показания магнитных компасов само по себе неприятно, но для навигации можно использовать компасы и другого принципа действия. В этом случае регистрация даже небольших расхождений показаний магнитного и гирокомпаса может быть интерпретирована как приближающаяся водородная и метановая опасность.

Водород не относится к токсичным газам. Метан относится к малотоксичным газам, ПДК метана в воздухе составляет 1%. Но при вдыхании воздуха с повышенной концентрацией метана (20% и более) человек впадает в наркотическое состояние, начинает терять сознание, наступает нарушение координации движения, затем останавливается и дыхание, и сердце.

Если в восходящий поток метана и сопутствующих ему токсичных газов попадает воздушное судно, летящее на средних высотах, когда экипаж не использует кислородные маски (именно так 5 декабря 1945г летели экипажи торпедоносцев TMB-3), происходит постепенное отравление пилотов. Пилоты не знают, что их подстерегает смертельная опасность, т.к. природный метан не имеет ни цвета, ни запаха. После потери жизнеспособности или гибели экипажа воздушное судно лишается управления и начинает падать вниз. В конце концов оно попадает в «мягкую», кипящую от пузырьков метана и других газов поверхность раздела двух стихий, поэтому оно не разрушается, как в случае ударного контакта самолета с «жесткой» поверхностью водного зеркала, а просто камнем идет на дно практически без повреждений, не оставляя на поверхности океана никаких следов разрушения.

Если воздушное судно попадает в воздушно-водородно-метановую смесь с определенной (от 5 до 16%) концентрацией метана, или от 4 до 74% водорода, оно может оказаться в эпицентре спровоцированного им же объемного взрыва (все типы авиадвигателей, и поршневые, и реактивные, выбрасывают в окружающую среду открытое пламя). При взрыве давление вокруг воздушного судна скачком увеличивается в несколько раз, а затем из-за выгорания кислорода оно резко понижается, после чего внутреннее давление воздуха, существовавшее до взрыва в фюзеляже, кабине пилотов, в топливных баках и т.д., а также во внутренних органах людей, разрывает изнутри и воздушное судно, и экипаж.

Ситуация с командой морских судов идентична ситуации с экипажами самолетов. Только она усугубляется тем, что концентрация метана и сопутствующих ему токсичных газов над поверхностью океана конечно выше, чем на той высоте, которую используют самолеты. Следовательно, основной причиной катастроф судов и самолетов в Бермудском треугольнике вполне могут служить периодические выбросы в атмосферу метана и сопутствующих ему токсичных газовых примесей и водорода. То, что месторождения метана в принципе могут содержать токсичные газовые примеси, известно давно (в России, например, это газоконденсатные месторождения в Астраханской области).

Как правило, на поверхности океана не остается никаких следов авиационных и морских катастроф. Если самолет падает в океан из-за гибели экипажа, он, как уже было сказано, попадает в «мягкую» кипящую поверхность океана, наполненную пузырьками метана. Так что на самой поверхности океана самолет не разрушается. Если же самолет разрушается над океаном в эпицентре объемного взрыва, основные фрагменты разрушенного самолета идут на дно. Те же фрагменты, которые в принципе могли бы быть на плаву (изделия из дерева и пенопласта, например), оказываются на границе раздела воды и плавающей на ней кристаллогидратной субстанции. Поэтому их нельзя обнаружить с воздуха или с поверхности океана. То же самое относится и к фрагментам, образующимся при гибели морских судов. Океанское течение Гольфстрим относит со скоростью до 10км/час находящиеся под кристаллогидратной субстанцией мелкие обломки к северо-востоку, где они после истечения метана могут всплыть в районе Саргассового моря. Но приповерхностная растительность этого моря препятствует всплытию обломков крушения, запутывая их в своих плетях, что делает невозможным визуальный поиск обломков с воздуха.

Почему в данной работе подчеркивается роль кристаллогидратов метана? Ответ прост. Во-первых, только при наличии на дне океана этих экзотических кристаллов можно рассчитывать на эффект накопления метана и водорода перед их выбросом в атмосферу. При отсутствии таких кристаллов будет идти постоянное истечение метана и водорода с поверхности океана. Мощность этого постоянного истечения конечно на порядки ниже, чем мощность периодического выброса этих газов из распадающейся в теплых приповерхностных слоях океана субстанции из кристаллогидрата метана. Во-вторых, только попаданием кораблей и самолетов во всплывшую субстанцию из кристаллогидрата метана, насыщенную пузырьками газа, можно объяснить бесследное исчезновение этих судов.

В настоящий момент предложенное в данной статье объяснение причин катастроф в Бермудском треугольнике подкреплено следующими фактами. Во-первых, потеря ориентации пилотами TMB-3, наблюдавшийся ими белый туман над поверхностью океана (по-видимому, смесь метана, водорода и паров воды), ухудшение радиосвязи с базой. Во-вторых, наблюдавшиеся вечером 6 декабря 1945г всполохи в небе, которые можно классифицировать как попадание гидросамолета в эпицентр объемного взрыва воздушно-водородно-метановой смеси. В-третьих, зафиксированные случаи горения поверхности океана, которые можно объяснить самовоспламенением фосфина РН3 в воздухе и поджигание его пламенем основного потока метана и сопутствующего ему водорода. Наконец, обнаружение в 2010г кристаллогидратов метана на дне Мексиканского залива.

Что еще можно прочитать о Бермудском треугольнике и кристаллогидратах метана:

Лоуренс Куше. Бермудский треугольник: мифы и реальность. М.: Прогресс, 1978.

Дж. Кэрролл. Гидраты природного газа. М.: Технопресс, 2007.

Войцеховский А.И. Загадки Бермудского треугольника и аномальных зон. М.: Вече, 2000.