Найти тему

Перенос

Зигмунд Фрейд говорил о явлении «переноса» еще в 1895 году, как о «некоем специфическом изменении» в отношении пациента к психоаналитику, которое часто сопровождается эмоциональной реакцией, создающей помехи терапевтическому процессу. Он описывал также и чувство страха, связанное с проекцией на терапевта беспокоящих мыслей, которое наблюдалось им регулярно и у многих пациентов. Эти реакции Фрейд назвал переносом.

Сейчас перенос и контрперенос – обыденные вещи для психотерапевтического процесса. Более того сам Фрейд в начале XX века признал перенос не препятствием для работы, а одним из важных терапевтических факторов.

Перенос – перенесение во взаимоотношения с консультантом своего прежнего жизненного опыта, реакций на ассоциации, которые вызывает личность специалиста, своих мыслей, ожиданий от него и процесса психологического консультирования.

Например, специалист может напоминать клиенту его отца или мать – тогда это может вызвать у него те способы взаимодействия, которые были выработаны им в родительской семье. Если психолог напоминает ему строгую мать, то он может начать сопротивляться или, наоборот, излишне рьяно подчиняться – то есть воспроизводить заученные в детстве модели поведения с родителем.

С раннего возраста люди устанавливают определенные шаблоны (паттерны) поведения, под которые впоследствии подгоняется любой опыт взаимодействия в социуме. Например, теплые отношения с отцом в детстве сделают более привлекательной и располагающей мужскую авторитетную фигуру и наоборот.

Перенос – бессознательный процесс (клиент испытывает искренние чувства к консультанту, но не осознает, что привнес их в процесс из отношений с другими людьми);

Перенос — это ошибочная реакция (консультанту приписываются черты других людей);

Перенос бывает положительным и отрицательным (идеализация и превознесение консультанта, либо его же обесценивание и враждебное отношение к нему);

Нужно понимать, что, несмотря на все сказанное выше, чувства клиента остаются подлинными, обходиться с ними стоит бережно, чтобы не дать ему почувствовать себя отвергнутым. Способность консультанта принимать чувства клиента напрямую влияет на успешность процесса.

#психология #психотерапия