Знаете ли вы, сколько профессиональных педагогов работает в Департаменте Образования Москвы?
Я - нет, потому что точных данных о количественном составе и квалификации сотрудников ДепОбра Москвы в Сети нет. Но давайте вместе посчитаем, сколько сотрудников с дипломом по специальности "педагог" в руководстве ДепОбра, это уже проще : список руководящих сотрудников в сети есть, и по ссылкам можно перейти на странички с их CV.
Всего на странице "Руководство Департамента образования и науки города Москвы", а именно так официально называются госструктура, которой подчиняются в том числе, директора московских школ, 14 персоналий: руководитель Департамента, он же Министр правительства Москвы господин Молотков А. Б. и его тринадцать непосредственных подчиненных.
Давайте посмотрим их краткие биографии:
Молотков А. Б. - по первому образованию инженер-строитель, по второму - специалист финансового рынка. Его путь к теперешней должности настолько занимателен, что сегодня я в основном буду рассказывать именно о нем.
Дисклеймер: вся представленная в данном тексте информация взята из открытых источников (ссылки будут приложены), касается публичной персоны, а выводы - содержат личное субъективное мнение автора .
Лукашук О.Н. (первый зам) - по первому образованию учитель физики (МПГУ), по второму - магистр по специальности «Государственное и муниципальное направление».
Алимов Г.Т. (ио зама) - по первому образованию учитель математики и информатики, по второму - специалист в области "Психологическое обеспечение профессиональной деятельности руководителей органов управления образованием", по третьему - юрист (МГПУ).
Гаврилов А.В. (зам) - учитель истории (МПГУ),
Молев А.И. (зам) - учитель истории (МГПУ), кандидат философских наук,
Тверской А. С. (зам) - по первому образованию учитель немецкого и французского языка (МПГУ), там же прошел переподготовку по специальности "Менеджмент в образовании", в Московском институте открытого образования - по специальности «Эффективный руководитель»,
Цимбаленко Н. А. (зам) - журналист (Дальневосточный ГУ),
Чугарина Е. А. (зам) - Пермский финансовый техникум, потом Пермскую Госсельхозакадемию по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».
Швец И. Ю. (зам) - учитель истории (ГПУ г Белгорода),
Копичников Д. Н. (руководитель Управления развития инфраструктуры образования Депобра) - по первому образованию экономист (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики), по второму - магистр по специальности "Менеджмент" "Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова",
Обуховская М.А. (руководитель Управления координации государственных программ и региональных проектов Депобра) - учитель математики и информатики (МПГУ),
Османова Г.А. (руководитель Отдела инспектирования образовательных организаций Депобра) - учитель начальных классов (МГПУ),
Сафуанова А.Р. (руководитель Аналитического управления Депобра) - по первому образованию полицейский (Университет МВД РФ), затем окончила магистратуру МГПУ,
Круглик Е.В. (руководитель Управления по работе с обращениями граждан Депобра) - окончила Уральский ГППУ по специальности «Профессиональное обучение»., затем тот же педагогический ВУЗ по специальности «Иностранный язык» (второе высшее).
Итого - из тринадцати человек руководства Департамента образования у девяти есть профессиональное педагогическое образование, из них шестеро даже работали в школе!
Функций у Депобра столько... глаза разбегаются! (см Положение о Департаменте Образования и науки города Москвы ) , среди них и такие "вкусные", как, например вносить на рассмотрение Мэра и Правительства Москвы :
4.1.5. О размере и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
4.1.7. О размере компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, порядке обращения за получением компенсации и порядке ее выплаты.
4.1.10. О порядке предоставления субсидий частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность в установленной сфере деятельности
4.1.12(2). О порядке предоставления субсидий (грантов) в целях финансовой поддержки научных проектов и программ по приоритетным для города Москвы направлениям.
(цитируется по тексту Положения о Департаменте от 27.09.2011 N 447-ПП (ред. от 29.03.2022) - ссылка см выше.
Всего в Положении перечислено около шестидесяти функций и полномочий Департамента в разных областях, надзор над школами - лишь одна небольшая часть работы сотрудников Депобра.
Руководитель Департамента, Министр Московского правительства, в общем - человек, отвечающий за состояние образования (заодно - и науки) в столице -
Александр Борисович Молотков.
Вот о нем - поподробнее.
54 года, родился в Харькове, но с двух лет живет в Москве. После срочной службы в рядах СА окончил Московский инженерно-строительный институт им В.В.Куйбышева, получил квалификацию инженер-строитель. Чуть позже - окончил Московскую школу ценных бумаг, имеет Квалификационный аттестат специалиста финансового рынка в области брокерской, дилерской деятельности и доверительного управления.
С середины девяностых годов и по первое десятилетие XXI века Александр Борисович занимался строительством (в Нижневартовске и в Москве) затем сменил каску строителя на белый воротничок. Работал в банке "где поднялся по карьерной лестнице от специалиста кредитного отдела до заместителя председателя правления банка" (источник) .
До 2011 года А.Б. Молотков трудился начальником управления экономической политики и планирования, состоял членом правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. "Занимался вопросами развития системы государственной поддержки малого бизнеса, разработкой и сопровождением Государственной программы поддержки малого предпринимательства, экономическим анализом и бюджетированием деятельности системы Федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства." Кто был предпринимателем в эти прекрасные годы - можете поделиться, каково было заниматься бизнесом и как государство, в том числе в лице А. Б. Молоткова, поддерживало и развивало частную инициативу.
В ноябре 2011 года принят на государственную гражданскую службу в Департамент образования города Москвы, где в должности заместителя начальника Управления занимался вопросами разработки и комплексного сопровождения Государственной программы города Москвы «Столичное образование», а также вопросами развития государственно-общественного управления в образовании и повышения уровня финансовой грамотности населения.
В июле 2015 года назначен на должность начальника Управления координации государственной программы Департамента образования города Москвы. (источник)
В 2020 году, к немалому удивлению коллег, именно на Александра Борисовича Молоткова пал выбор - кого назначить новым главой Депобра взамен И. И. Калины, освобожденного от должности по собственному желанию.
Что о нем известно учительскому сообществу, говорит учитель географии лицея «Вторая школа» Леонид Перлов.
— Об Александре Молоткове известно главное, что он никогда не работал в образовательной сфере, ни в каком качестве, а потому никаких ожиданий, во всяком случае положительных, у меня нет на этот счет. Это человек, не имеющий опыта, необходимого для руководства, по крайней мере, школьным образованием в Москве. Скорее всего, сохранится все то же самое, что при Исааке Иосифовиче было сделано, ошибки не будут исправлены.
— Пока он был заместителем Калины, о нем ничего учительское сообщество не слышало?
— Абсолютно ничего. Я даже не знаю, по какой части он был у Калины заместителем. Судя по тому, что он строитель по образованию и бизнесмен по основной деятельности, вряд ли это имеет отношение к педагогике.
(источник)
Что о нем еще известно:
По словам Евгения Ямбурга, известного педагога, пять или шесть лет, находясь уже на службе в Депобре Москвы, Молотков был куратором Юго-Западного округа (в который, в том числе, входят районы Зюзино, Котловка, Ясенево, Теплый Стан и пр) (источник)
А вот немного информации, которая не вошла в официальную биографию господина Молоткова:
В течение 9 лет А.Б.Молотков являлся руководителем (исполнительным директором) удивительной благотворительной организации - "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЫ № 875". Удивительным является то, что согласно уставу, основной деятельностью благотворительного фонда поддержки школы №875 была "Деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению" (источник)
С 2005 по 2013 Молотков состоял в руководящем составе КПК "Финансовый союз", микрофинансовой организации, зарегистрированной в Чебоксарах.
С 2018 по 2021 год Александр Борисович практически утроил свое состояние - с пяти с половиной миллионов годового дохода и 700 квадратов недвижимости, отмеченных в декларации за 2018 год, до почти 15 миллионов годового дохода и 1400 квадратов - в 2021 году. Более свежие данные, к сожалению, пока недоступны.
Дадим несколько слов самому Александру Борисовичу (из интервью от мая 2022 года в "Вечерней Москве"):
— Александр Борисович, в числе проектов, запущенных в этом году в столичном образовании, — «Осмысленное чтение». Сейчас программа работает во всех школах города. Чему и с помощью каких методик учат ребят?
— В ноябре прошлого года проект «Осмысленное чтение» начал свою работу в 102 московских школах, сегодня в нем участвуют все школы города. Учеников 2–11-х классов учат, используя самые интересные и современные методики, работе с большими текстами, инфографикой, условными обозначениями, умению читать в любой обстановке с разной скоростью, анализировать содержание текста, формулировать собственное мнение и обсуждать прочитанное.
Все эти навыки не только помогают ребятам в учебе и при подготовке к экзаменам, но и развивают системное и критическое мышление, способность быстро анализировать информацию, эффективно работать в команде, разрабатывать и презентовать новые идеи, применять цифровые технологии, которые необходимы в любой профессии.
— Как вы считаете, нынешние школьники любят читать? А вы любите и есть ли у вас любимое произведение?
— Нынешние школьники читают. Интернет дает им возможность каждый день прочитывать огромный объем информации. Соцсети, новостные ленты, блоги — вот читательское пространство современных школьников. И в этом информационном массиве необходимо уметь разбираться, отличая правду от вымысла. Конечно, в жизни современных ребят есть и книги. К сожалению, не у всех и не на первом месте, и этому есть объяснения.
С одной стороны, культура чтения в семьях постепенно отошла на второй план. С другой стороны, в классических литературных произведениях детям не хватает темпа — размеренность изложения не вписывается в их привычный ритм, а книги советского периода зачастую непонятны из-за исторического контекста. ....
Напоследок хочу привести буквально два отзыва, которые жители Москвы оставили на Яндекс-картах в разделе "Департамент образования Москвы"
Оксана З. запись от 23. 09. 23 (текст оригинала сохранен полностью):
Самый ужасный департамент Москвы, который только есть. Ужасный во всех отношениях. Не могу перевести реьенка льготника из одного детского сада в другой, в связи со сменой места жительства. Ребёнок льготник! А место в саду не дают! Говорят мест нет, везите за 15 км от дома, или обращайтесь Центр информирования населения (еще одно адское место), а те в свою очередь отправляют в Департамент образования!!!! Не добьешься кто крайний!!! А страдают дети!!!! И это при том, что говорят повышайте рождаемость, мы полностью обеспечим социальную защиту, будут места в садах.... Нет мест!!! И не будет!!!! Кто обеспечит детей детскими садами не понятно!!!! Уважаемая власть!!!! Может вы как-то поможете??? Если сможете???? Печально от беспредела!!!! Придется наверное через суд место ребёнку в детском саду получать и освещать все это в СМИ. Так, чтобы все слышали и знали....
Мария Р., запись от 01.11. 23
Видимо очень нужная организация для родственников и друзей сотрудников и абсолютно бесполезная для простых людей. В качестве примера могу привести ситуацию со школой 922. Поставив директором своего очередного знакомого Департамент полностью игнорирует все обращения на многочисленные нарушения, происходящие в школе. Отписками из этой организации уже можно обклеить школу снаружи и изнутри. Причем жалобы на директора школы Карамова отправляют на рассмотрение лично Карамову. Зачем тратить бумагу, написали бы лучше сразу, что директор школы Карамов Эдуард Григорьевич очень нужный нам человек, потому что чей-то там родственник и предпринимать против ничего мы ничего не будем, что бы он там не творил. Было бы честно и понятно. Не буду останавливаться на фактах полнейшего бардака в школе, очень рада что мы ее закончили и выпустились. Скажу лишь что траты на обучение в выпускном классе превысили стоимость обучения в платных школах. Жаль лишь детей, подведомственных этой организации.
И вишенка на клубничке:
Это еще не конец, а только начало нашей истории. Дальше будет еще интереснее. Интернет помнит все!
А что вы об этом думаете? Встречаемся в комментах, пароль "Крашеные старушки". Жду ваших вопросов, историй из жизни, комментариев, критики. Ваша неравнодушная Елена Гор.