25 ноября 2018 года мир узнал, что Хэ Цзянькуй, недобросовестный китайский ученый, создал первых младенцев, чья ДНК была изменена с помощью генного редактирования еще до рождения. Это были близнецы под кодовыми именами "Лулу" и "Нана", чьи геномы были отредактированы с помощью технологии редактирования генов CRISPR с целью обеспечить им некоторую защиту от ВИЧ.
Через два дня в Гонконге начался Второй международный саммит по редактированию генома человека. На нем обсуждались "дети CRISPR". Заявление шокировало сотни собравшихся там экспертов, возможно, еще и потому, что их обманул незаметный младший научный сотрудник.
Организаторы саммита назвали метод безрассудным и заявили, что он нарушает международные правила. В заключении они выступили за создание "трансляционного пути" для достижения наследственного редактирования генов человека. Другими словами, они поставили себя во главе того самого предприятия, за которое был осужден Хэ Цзянькуй.
В августе 2019 года издание The Progressive опубликовало статью под заголовком "Ученым нельзя доверять в вопросах редактирования генов". К сожалению, это по-прежнему так, и, возможно, даже в большей степени сейчас.
С тех пор прошли Третий международный саммит, доклад ВОЗ и новые противоречивые рекомендации Международного общества по исследованию стволовых клеток. Но новых эффективных правил принято не было. (Хотя в 2022 году Совет Европы подтвердил Конвенцию Овьедо, которая четко запрещает наследственное редактирование генома человека в двадцати девяти странах).
Третий - и пока последний - ребенок с помощью технологии CRISPR, снова отредактированный доктором Хе, родился в 2019 году и получил имя Эми. Все трое до сих пор не идентифицированы, как и должно быть, и нет точной информации об их состоянии. Он отбыл свой срок и, похоже, возвращается в ненаследственную генную терапию.
Научные достижения продолжаются, и некоторые из них явно указывают на то, что редактирование генов эмбрионов представляет собой серьезную опасность. В июне издание Genetic Engineering & Biotechnology News показало, что клетки ранних человеческих эмбрионов часто не способны восстанавливать повреждения ДНК. Это, по-видимому, подтверждает результаты исследования, опубликованного в 2020 году в журнале Nature, согласно которому "редактирование генов CRISPR в человеческих эмбрионах приводит к хромосомному хаосу".
Кроме того, в скором времени технология искусственного интеллекта (ИИ) будет применена для редактирования генома - сочетание, которое, по прогнозам недавнего анализа RAND, приведет к "эволюции общества". Кроме того, пионер ИИ и мультимиллиардер Мустафа Сулейман в своей книге "Грядущая волна", написанной в соавторстве с Майклом Бхаскаром, убедительно доказывает, что существует "формирующийся кластер родственных технологий, основанных на ИИ и синтетической биологии", которые "одновременно расширят возможности человечества и создадут беспрецедентные риски".
ИИ стал всеобъемлющим словом для обозначения современных технологий, некоторые из которых развиваются уже много лет. Одной из самых важных, по крайней мере теоретически, является селекция эмбрионов. Успех ИИ в этой процедуре уже рекламируется.
Некоторые репродуктивные клиники уже несколько десятилетий предлагают не только выбор пола, но и выбор цвета глаз и избежание определенных наследственных проблем, связанных с одним геном. Этот метод эволюционировал в полигенную оценку риска (PRS), которая представляет собой одно число, полученное с помощью алгоритма, суммирующего ожидаемое влияние сотен или тысяч генетических вариаций на риск возникновения у индивидуума определенного заболевания или признака. В 2020 году родился первый ребенок с PRS.
Что будет дальше? Одна дама утверждала, что у нее будет "первый ребенок, которого выберут за его интеллект". (Интервью велось на французском языке, несмотря на то, что пара - американцы). Родители могут быть разочарованы - некоторые эксперты назвали эту процедуру мошенничеством, - но когда они узнают об этом? Чек уже должен быть оплачен.
Некоторые известные ученые и специалисты по этике уже несколько лет призывают к глобальному запрету на наследственные генетические изменения человека. Многие активисты предпочли бы, чтобы эта технология была полностью запрещена. Широкое общественное обсуждение - важный следующий шаг.