Найти в Дзене
Екатерина Кроткая

«Мальчик и птица» — аниме-фильм режиссёра Хаяо Миядзаки

История о том, как важно отпускать прошлое, и, даже пережив крайне травматичные события, открывать своë сердце для новых мест, событий, людей. Жить настоящим. Спойлеров особо не будет :) Махито теряет свою маму в пожаре во время войны (скорее всего Второй мировой). Его папа женится второй раз на девушке Нацуко, которая ждет от него ребëнка. Мальчик, понятное дело, не особо принимает мачеху, не хочет ходить в новую школу и, хотя открыто не бунтует, делает всë, чтобы остаться дома. А по ночам ему снится пожар... Мама просит о помощи, но он не в силах ничего сделать, и мама растворяется в языках пламени. И тут появляется странная (очень странная!) серая цапля и становится проводником в мир иной... С очень смешными попугаями. 😅 И сама серая цапля на самом деле очень неожиданно... оказывается каким-то гномиком без бороды. 😂 Я ожидала от этого образа бóльшей величественности. Фильм очень метафорический — разжëвывать Миядзаки в принципе не любит. По ходу просмотра появляется много вопросо

История о том, как важно отпускать прошлое, и, даже пережив крайне травматичные события, открывать своë сердце для новых мест, событий, людей. Жить настоящим.

Спойлеров особо не будет :)

Махито теряет свою маму в пожаре во время войны (скорее всего Второй мировой). Его папа женится второй раз на девушке Нацуко, которая ждет от него ребëнка. Мальчик, понятное дело, не особо принимает мачеху, не хочет ходить в новую школу и, хотя открыто не бунтует, делает всë, чтобы остаться дома. А по ночам ему снится пожар... Мама просит о помощи, но он не в силах ничего сделать, и мама растворяется в языках пламени. И тут появляется странная (очень странная!) серая цапля и становится проводником в мир иной... С очень смешными попугаями. 😅 И сама серая цапля на самом деле очень неожиданно... оказывается каким-то гномиком без бороды. 😂 Я ожидала от этого образа бóльшей величественности.

Забавная серая цапля ведëт за собой Махито
Забавная серая цапля ведëт за собой Махито

Фильм очень метафорический — разжëвывать Миядзаки в принципе не любит. По ходу просмотра появляется много вопросов, и, чтобы понять, например, на ком женился папа, кем он работает, нужно смотреть внимательно: сначала ты только догадываешься, и только ближе к концу становится совсем понятно. А на некоторые вопросы, возможно, найдешь ответы только на второй или третий просмотр. А некоторые придется и погуглить 😅 Фильмы Миядзаки вообще не подходят, чтобы смотреть их, параллельно перемывая посуду. Но, возможно, именно это делает их «многоразовыми» и даже гениальными. Их можно пересматривать бесконечное число раз и всë же находить что-то новое. Их можно изучать, расширяя свой кругозор.

Сложность для российского зрителя составляет и множество японских традиционных образов. Для любого японца это понятный язык, а вот мы немного вне контекста... Отчасти поэтому и мои ожидания от цапли не оправдались. Откуда ж мне, выросшей на мультике «Царевна-лебедь», знать...

Мне кажется, язык образов и символов — это вообще язык Азии. Если в Европе всë, даже фантастические миры, построены на логике и апеллируют к голове зрителя (вспоминаются карты Средиземья Толкиена), то Азия — это символы, образы, и говорит она прямо в душу, как будто вообще минуя всë рациональное: «Угадай, разгляди, почувствуй!»

Мир иной — это эдакое Зазеркалье: отражение нашего мира, но искривленное, с преувеличенными недостатками. Попадая в него и проходя в нëм испытания, герой возвращается с изменённым мировоззрением. Как раз недавно я пересматривала «Унесенных призраками» — именно так было там, и в «Мальчике и птице» картина похожая. Правда, в отличие от Тихирó, Махито идëт туда по своей воле, надеясь спасти близкого человека.

Ещё одно отличие творчества Миядзаки от того, к чему мы привыкли, в том, что он вообще не боится выводить героев не модельной внешности. Низенькая сморщенная, как изюм, бабулечка с родинкой в половину лица, при этом, бесконечно добрая и милая — это, можно сказать, обязательный герой каждого его фильма! ❤ Они — мудрые хранительницы. Они как пуговки, на которых всë держится. Главное — не внешность, не фантик, а то, что внутри. Но после диснеевской диеты, где некрасивый — значит злой (почти всегда) — это шок, конечно.

Бабули радуются консервам :D
Бабули радуются консервам :D

А вот королей Миядзаки прям не любит... Они у него как раз — воплощение Запада и войны. Одно законничество — головой думают, а сердца как будто и нет вовсе. И с балансом не дружат совсем...

Король-попугай
Король-попугай

Дааа... Баланс... Пирамидка, пеликаны — это ведь всë именно про баланс... Хочется пересмотреть. Явно уловила и увидела не всë... Эх, как интересно! *потираю ручки в предвкушении новых открытий* Но не в ближайшее время, наверное.

После просмотра хочется дружить с балансом, жить в настоящем и благодарить Бога за то, что есть. План хороший, будем его придерживаться! :)

Посмотреть трейлер можно тут:

«Мальчик и птица» (Kimitachi wa Dou Ikiru ka, 2023)