Найти тему
#velonation

Дубай решил стать велостолицей мира

Архитектурное бюро URB из Арабских Эмиратов обещает, что к 2040 году Дубай имеет шансы опередить Амстердам и Копенгаген и стать велосипедной столицей мира. Откуда такие смелые прогнозы?

URB — это архитектурная компания, которая специализируется на устойчивом развитии городов. У них на счету несколько футуристических проектов, от Африки до Лондона, ни один из которых не был реализован. Иначе говоря, перед нами мечтатели с хорошо развитой коммерческой жилкой — публичность они себе своими затеями обеспечили, а это уже полдела.

В своем проекте URB исходит из очевидного: сегодняшний Дубай — это город, который находится во власти машин, и это страшно неудобно. А дальше будет только хуже. Сейчас здесь можно относительно свободно перемещаться пешком внутри районов, но попасть из одного района в другой без автомобиля — задачка со звездочкой. При этом поездки на машинах — почти гарантированная потеря времени в пробках. Если кому-то нужно очередное доказательство, что город, построенный для автомобилей, неудобен никому, включая автомобилистов, — то добро пожаловать в Дубай.

Слайд из презентации URB.
Слайд из презентации URB.

При этом ожидается, что к 2040 году население эмирата увеличится вдвое и достигнет 8 миллионов человек. Не факт, что транспортная система в ее нынешнем виде способна переварить такой стремительный рост.

В URB считают, что велосипеды спасут положение. Они опубликовали исследование, в котором говорят, что к 2040 году можно поставить дело так, чтобы 80% обитателей города передвигались пешком или на велосипедах. Тут, конечно, возникает вопрос: а не жарко? Пятидесятиградусная дубайская жара будет пострашнее наших морозов — от холода можно спрятаться под одеждой, от палящего солнца приходится спасаться в хорошо кондиционированных помещениях, включая салоны автомобилей.

Так должна выглядеть 93-километровая трасса The Loop.
Так должна выглядеть 93-километровая трасса The Loop.

Но у URB есть на это ответ — The Loop, 93-километровый кольцевой велопешеходный крытый хайвей с климат-контролем. Выглядит невероятно даже в сравнении с SkyCycle Нормана Фостера, которому, кстати, в этом году исполняется ровно десять лет. Но если про SkyCycle с самого начала было понятно, что никто это чудо архитектурной мысли строить не собирается, то в отношении The Loop я бы зарекаться не стала.

Таким замышлялся проект SkyCycle Нормана Фостера.
Таким замышлялся проект SkyCycle Нормана Фостера.

В Дубае, где соорудили самый высокий небоскреб в мире и делают насыпные острова в форме пальм, могут и не такое. Тем более, что соседняя Саудовская Аравия пытается сейчас отвоевать первенство по части мегапроектов века и строит 170-километровый зеркальный город-небоскреб на девять миллионов человек — велосипедный тоннель на этом фоне выглядит почти что скромно и очень даже реалистично.

Велосипедная развязка по версии URB.
Велосипедная развязка по версии URB.

Гораздо больше напрягают представления URB о более традиционной уличной велоинфраструктуры. Обратите внимание на круговую развязку. Она явно сделана по образу нидерландского проекта Hovenring. Но если оригинал возвышается над шестиполосном шоссе (и это тоже немало), то здесь уже целых шестнадцать полос движения! Спрашивается, если у вас 80% передвижений пешком и на велосипедах, то нафига такие широченные автотрассы? Какой там будет воздух? Захотят ли люди путешествовать над этой магистралью пешком и на велосипеде или все-таки решат пощадить свое здоровье?

Hovenring в Нидерландах.
Hovenring в Нидерландах.

Также очень впечатляет проект приподнятой велодорожки — у этой затеи прототипов нет, тут чистый креатив URB. Такую инфраструктуру предлагается строить на улицах, где места для обычных велодорог не хватает. О том, что одна из важнейших прелестей велосипеда — возможность легко и бесшовно добраться до любой точки, этими приподнятыми велодорожками убивается наповал, я даже не говорю. Но как так вышло, что в городе с преимущественно велосипедным и пешеходным движением вы не можете сделать велодорожку в один уровень с улицей? Почему у автомобильного транспорта здесь явное преимущество? И где здесь место для общественного транспорта?

Приподнятая велодорожка, идея URB.
Приподнятая велодорожка, идея URB.

Я бы очень рекомендовала людям из URB более подробно изучить опыт Амстердама и Копенгагена, которые они собираются догнать и перегнать. И при этом обратить внимание не на самые яркие проекты вроде того же Hovenring, а на обычные улицы. Велотранспорт и передвижение пешком — это про человеческий масштаб, а он начинается сразу на выходе за порог. Или не начинается — но тогда никаких 80% пешком и на велосипеде у вас никогда не будет.