Найти тему

Так начиналась "На-На".

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Первые "нанайцы".

Для Валерия Юрина всё началось в конце 1986 года когда в Волгоград приехала с гастролями группа "Интеграл". С 15 лет Валера играл на гитаре; сначала в школьном ансамбле, потом на танцплощадках родного города.

В ансамбле "Молодость" вместе с ним работали братья Балакины: Сергей и Алексей - барабанщик и музыкальный руководитель. Когда-то, ещё в Усть-Каменогорске, братья Балакины играли в "Интеграле", а сейчас представили Бари Алибасову двадцатилетнего гитариста. В то время из "Интеграла" в ансамбль "Веселые ребята" собрался уходить Сергей Перегуда и Валерия пригласили на прослушивание в Саратовскую филармонию. Он думал, что один приедет, поиграет на гитаре, а оказалось, что собрали гитаристов со всей страны, человек 50, но конкурс Валера выиграл, а через неделю уже поехал с группой на гастроли.

К началу 1989-го года состав "Интеграла" выглядел следующим образом: молодой, харизматичный, талантливый соло-гитарист Валерий Юрин, в группу вернулся бас-гитарист Альберт Гумаров, на место клавишника и музыкального руководителя пришёл питерский музыкант Сергей Шмелев, успевший поиграть в "Пульсе" у Альберта Асадулина, с Юрием Антоновым, в "Фениксе", возникшем на обломках "Аракса" и в "Форварде". Место за ударными занял Андрей Потанин. В группе играют ещё два барабанщика — Николай Крючков и Анатолий Кругляк. Солисткой ансамбля стала студентка Гнесинского училища Марина Хлебникова. Ну и конечно же Бари Алибасов!

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Это было то время, когда рок стал терять интерес у публики. Народу на концертах "Интеграла" становилось всё меньше, зато, появляющиеся как грибы после дождя, исполнители перестроечного диско собирали стадионы. К тому же многие выходцы из "Интеграла", уйдя в попсу, добились там значительного успеха;

  • Бари Алибасов: "К тому времени уже были супер-популярны выходцы из "Интеграла"- Юрий Лоза, Женя Белоусов, первая электронная группа "Форум", созданная музыкантами "Интеграла" А.Назаровым и И.Комаровой, группа "Комбинация", которую я курировал за спиной А.Шишинина и бешенной популярностью пользовалась группа "Ласковый май", которую подхватил А.Разин, выходец из "Интеграла". Саксофонист "Интеграла" Сергей Челобанов был у всех на устах, как бой-френд Аллы Пугачевой. Грандиозный успех взрощенных мной артистов, заставил меня задуматься о нецелесообразности продолжать работу с "Интегралом", который хоть и был в авангарде советского рока, но за 25 лет изжил себя, как и рок-н-ролл. Нужно было делать что-то новое в духе времени, возможно похожее на "Битлз", но в российском музыкальном ладу. Начал подбирать музыку для новой группы и даже записывать её с музыкантами "Интеграла" в студии Александра Кальянова, чтобы потом перезаписать с новыми молодыми артистами".

Алибасов понимал, что "Интеграл" себя изжил и пора заканчивать эту эпопею. Юрину и Хлебниковой было предложено стать солистами нового коллектива, который будет играть поп-музыку.

  • Бари Алибасов: "Надо ли говорить, что Юрин встретил моё предложение в штыки. Его мозги, мозги истинного рок-музыканта, воспринимали уход в попсу как измену родине. Для человека, кумиром которого являлся, скажем, "Лед Зеппелин", подобное предложение выглядело явным оскорблением."

В апреле 1989 года, совместно с предпринимателем Анисом Мухамедшиным, Алибасов, через газету "Московский комсомолец", объявляет конкурс в новую группу.

  • Бари Алибасов: "Пришло более 700 молодых юношей и девушек, конкурс не прошел Леонид Агутин, он уже был сформировавшимся музыкантом. А мне нужны были молодые ребята с пластическими, вокальными, актерскими и инструменталистскими способностями в "одном флаконе". Я хотел воспитывать для своего шоу артистов с нуля. Точно знал чего хочу - артист должен быть обаятельным, юным, пластичным, артистичным, владеть музыкальным инструментом и неплохо петь".
Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Из всех конкурсантов выбрали лишь студента Гнесинского училища Владимира Лёвкина. В новой группе он получил место солиста и ритм-гитариста. На следующий день отбор прошёл ещё один счастливчик - клавишником в новый коллектив взяли Александра Запорожца, который одновременно поступал в Гнесинское училище на вокальное отделение.

Кроме Юрина (вокал, соло-гитара), Лёвкина (вокал, ритм-гитара), Хлебниковой (вокал) и Запорожца (клавишные, вокал) первый состав дополнили Андрей Ктитарев (клавишные), Александр Карпухин (бас-гитара, вокал), Валерий Бурнейко (ударные, вокал). Их выступления сопровождала балетная труппа из четырёх человек.

"Шоу Бари Алибасова" - таковым было рабочее название нового проекта - стало настоящей "Фабрикой Звёзд" (а если точнее, то "Комбинатом Звёзд" - именно так было написано в том самом объявлении). За подготовку исполнителей взялись настоящие профессионалы: участники "Интеграла" Сергей Шмелев и Альберт Гумаров "натаскивали" молодых музыкантов, актёр Николай Добрынин и его жена Анна Терехова, дочь Миледи - работали над хореографией и пластикой (Аня танцевала в первом составе балета, сопровождавшего группу), ставил шоу ленинградский режиссёр-авангардист Сергей Гельсинфорский, сотрудничавший с группой "Интеграл", композитор Андрей Потёмкин, а также поэты Лариса Рубальская и Михаил Шабров писали песни. Подбором репертуара занимался сам Алибасов. Репетиции начались в Москве, в театре Айседоры Дункан на Плющихе и длились по 14-16 часов в день. А пока шёл процесс создания коллектива, музыканты "Интеграла" уже записывали в студии первые хиты для нового коллектива.

  • Бари Алибасов: "Когда после "Интеграла" мной был объявлен конкурс в новую группу, я уже собирал и начал записывать музыкальный материал для неё. Ежу понятно, коль не было группы, не могло быть и исполнителей, поэтому репертуар я записывал с музыкантами и певцами "Интеграла", в расчёте на то, что когда появится новая группа, уже готовый репертуар нужно будет только перепеть с её новыми исполнителями".

Итак:

Голос Андрея Потанина звучит в песнях "Не женись", "Юлия", "Бабушка Яга" (её он спел на пару с Лёвкиным).

Альберт Гумаров. Под его фонограмму Юрин изображал пение в песнях "Близнецы" и "Эскимос и папуас".

Сам Юрин спел "Пустынный пляж", "Вот и всё", "От судьбы не уйти", "Свет в окне" и ещё парочку песен.

Под фонограмму Андрея Потёмкина Лёвкин открывал рот в песнях "Эскимос и папуас", "Близнецы", "Так случилось".

Ещё был Валерий Анохин с песней "Мальчик в кепочке"

Сам Лёвкин поёт в "Мухоморе", "Ты и я" и в "Бабушке Яге" (вместе с Потаниным).

Пару песен, "Не понимаю" и "Сюзано" доверили исполнить барабанщику Валерию Бурнейко.

Впервые новый коллектив вышел на сцену уже летом (6 июня)1989 года.

Группу "Интеграл" пригласили выступить в программе поп-фестиваля "Фэйс ту фэйс" на сцене спорткомплекса "Олимпийский". Алибасов рискнул предложить в нагрузку к "Интегралу" совсем молодую группу без названия, которая к тому времени успела подготовить лишь пару песен. Они выступали с двумя песнями - "Девчонка с Машмета" и "Пустынный пляж".

  • Бари Алибасов: "Костюмов не было. Срочно рванули к Славе Зайцеву домой, он вывалил на пол весь свой гардероб и стал мудрить с имиджем группы. Солисту решил закатить одну штанину, а пиджак предложил на два размера больше. Так сразу же и вышли впервые на сцену, да на какую!"

  • Андрей Назаров - директор группы "На-На" с 1989 по 2007 год: "Валере Юрину Зайцев создал облик буквально за 15 минут. Закатал ему брючину, одел красные носки, поднял немножко вверх брюки, сделал какие-то бусинки на глазах, и появился образ романтика".
  • Бари Алибасов: "Я уже много раз рассказывал, что у группы еще не было названия, когда она впервые вышла на сцену Дворца Спорта "Олимпийский" на фестивале Face to face. За кулисами конферансье Олег Марусев, он вёл фестиваль "Face to face", держал меня за шиворот и требовал ответа, как представить группу. Откуда я мог знать, как представить группу, если у группы не было названия? На сцене уже заканчивал "Интеграл". Марусев должен был объявить вслед за "Интегралом" мою новую группу. Я бился в судорогах, отчаянно пытаясь что-нибудь придумать. Голова была пуста. "Интеграл" заканчивал выступление песней "На-на-на-на-на" (песня "Пой вместе с нами" - прим. автора), и я машинально скомандовал Марусеву: Скажи группа НА-НА. Решил, что потом придумаю название получше. Кто мог знать, что на этом фестивале у новой группы будет ошеломляющий успех? Шквал восторженных аплодисментов! За кулисы прибежали обалдевшие от группы артисты и журналисты, выяснять, что это за НА-НА была на сцене. Тут же после фестиваля вышло несколько благосклонных статей с упоминанием группы НА-НА. Радиопрограммы требовали записи новой группы НА-НА, посыпались предложения от телевизионщиков. Я понял, что это имя прилипло навечно, отступать некуда. Мне казалось, что я потрачу на продвижение группы как минимум год - полтора, а тут, после успеха на фестивале они сами пришли. Через несколько недель после первой репетиции! Посыпались предложения о гастролях и концертах, было ясно, что на волне успеха группу надо запускать в тур".

Существует и другая версия возникновения названия:

  • Бари Алибасов: "...На какой-то передаче, где присутствовал Олег Марусев, зашла речь о возникновении имени группы НА-НА. И Олег рассказал свою версию, почему он ляпнул такое название – потому что за кулисами артисты стреляли у него сигареты, он отдавал раздражённо: "На-на-на". Последнее что он сказал перед выходом на сцену, очередное: "На, на".
    Когда я поставил его перед фактом, что у группы нет названия, он его придумал сам, назвав её последними словами, сказанными перед выходом на сцену.
    Я склонен верить Олегу, потому что хорошо помню суматоху и сутолоку, творившуюся за кулисами "Олимпийского" в тот день. Ведь это был первый в истории СССР фестиваль такого масштаба – столько российских и зарубежных артистов за кулисами не было до фестиваля "Лицом к лицу" никогда".

Новая группа начинает гастролировать в одной обойме с "Интегралом"

  • Бари Алибасов: "Успех  на фестивале группы НА-НА создал пародоксальную ситуацию, группа мгновенно стала известной и востребуемой, но у неё практически не было репертуара, за исключением единственной песни "Пустынный пляж" и интегральской "Девчонка с Машмета", которые и были спеты на фестивале "Face to face". Почти полгода НА-НА пела под фонограммы, записанные "Интегралом". За это время успели записать несколько новых песен и вскоре вышел первый полноценный нанайский альбом".

С песней "Пустынный пляж" группа "На На" попадает в десятку хит-парада газеты "Вечерняя Москва", а по итогам 1989 года эта же газета называет группу "открытием года".

В конце 1989-го – начале 1990 года группа "На-На" выпустила свою первую одноимённую пластинку-миньон с четырьмя песнями: "Пустынный пляж", "Медовый месяц (Не женись)", "Ты и я" и "Бабушка Яга".

Первая и последняя попали в хит-парад рубрики "Звуковая дорожка" газеты "Московский комсомолец". Были сняты клипы на песни "Пустынный пляж" и "Медовый месяц". Совсем скоро у "нанайцев" появился и первый супер-хит.

Об этом читаем во второй части...

Продолжение следует...