Найти в Дзене
Лара Галль

Рождество как гештальт-терапия Яхве

Когда я только завела себе дневник в сети - в 2006 году - то писала в него как в дневник именно. Если его кто-то читал, то я не видела этого, и это были монологи в закрытой комнате.
Другие люди писали в свои дневники по-разному: кто-то как я, кто-то обращаясь к читателям с первых строк явно, кто-то неявно.

Меня очень, помню, ставили в тупик посты в виде поздравления знаменитостей с Днем рождения. Ну это когда так и пишут "С Днем рождения дорогой Челентано!" Или Бьорк, или Эми Вайнхаус.
- Что вдруг? - думала я, - селебы не читают сетевые дневники русских ноубоди, зачем они пишут все эти посты.

Но видимо это как-то на меня повлияло, потому что6 января в 2007 году я написала нечто из того же репертуара - разве что адресат был куда круче:

"Мамочка моя до сих пор очень доверчиво отождествляет религию и  Бога.
"А как же?!" - восклицает она.

помню в позднем разумном детстве она меня спросила:
- Кем для тебя является Бог? - и испытующе глянула, ожидая катехизисного ответа, вероятно.

- Он - мой друг, - тут же ответила я.

Мамочка покруглела глазами и похватала ртом воздух.
- То есть, ты что же, не знаешь, что Он - Творец Вселенной, Человека, а еще в Искупитель, Спаситель, и Дух Святой?

- Ну...я все это слышала, читала, да. Но это такое ...общее. А ты спросила кто Он для меня. Вот я и ответила - "Друг". Он меня понимает.   Я Ему всё рассказываю. Ему плачу. Прошу помочь. Даже ругаюсь иногда с Ним.

Мамочка поджала губы, послала взгляд вдаль, повесила на сердце табличку "Приема нет", и не разговаривала со мной до вечера.
Я ее привела в негодующее смятение.

Конечно, "мой" Бог, это куда больше Иисус в своем земном виде - устающий, раздражающийся порой, порывистый, противоречивый, запредельно толерантный к одним вещам и абсолютно нетерпимый к другим,  сострадательный, любитель парадоксов, экстрима, беспрецедентно одинокий - самое одинокое существо-сущность на Земле в то время, пожалуй.
Словом - живой.
Настоящий.
И взятый назад на Небо именно таким.
Таким Я Его и люблю.
С Таким чувствую постоянную связь, без коммуникативных сбоев, что бы ни случалось со мной или вокруг.
С Таким говорю, Такому реву в плечо до сих пор, как в детстве.
И если он не игнорит свои Дни рожденья, то
С Днем рожденья)"

И потом каждый год я что-то такое лепетала в Сочельник. Не ну а чо!) Это же не селебы, кто не читают дневниковые записи поклонников - это Тот, кто знает все помышления и намерения человека, Ему и читать не надо. Ну неважно, я не об этом хотела.

фото Дэвид Лашапель
фото Дэвид Лашапель

Я подумала было собрать в одну статью все мои "поздравления" Иисуса Х. с Днем рождения, но не стала.
Всё это где-то в эфире живет и кавер/римейк не нужен.
Лучше расскажу о моем нынешнем восприятии мифологемы Рождества.

Хотя нет, вот еще одно детское воспоминание - оно будет кстати:

"
В том большом несуразном доме, где прошло мое детстве, кухня находилась в полуподвале -  в окно были видны только ноги тех, кто шел к входной двери.

Кухня была просторная, метров 25-30, и мы по вечерам в основном тусили там, возле угольной печки с чайником.

Был вечер 6 января.
колядовать мы тогда не ходили - конец семидесятых, атеизм, все дела.
Ничто не предвещало.
И вдруг в окно видим как несколько человек с сумками топают к нашей двери.
мы никого не ждали, тем более в таком количестве.

Стучат в дверь.

мама спрашивает тревожно:
- Кто там?
в ответ загадочная фраза мальчишеским простуженным голосом:
-
Мама и папа прислали кутью.

И мама почему-то открывает дверь.
Вваливается толпа пацанов лет двенадцати - мои ровесники -  и начинают бубнить что-то маловнятное, но складное.

Я прислушиваюсь и стараюсь понять что вообще происходит.
- Ну садитесь, - говорит мама, совершенно не смущенная происходящим, - давайте, я вас чаем напою с пирожками.

Главный пацан машет головой, и приоткрывает сумку - дерматиновая коричневая кошелка, такие пенсионерки очень жалуют почему-то - а там... там и мандарины, и конфеты, и орехи, и яблоки красные и желтые. Сокровища по тем временам.

"неужели это они нам принесли" - мелькает у меня мысль
- Это вам столько уже надавали? - почему-то спрашивает мама, - давно уже колядуете?
- Как стемнело, - отвечает главный мальчишка, шмыгая покрасневшим носом.
Достает литровую банку, наполненную вареным рисом и залитую розовым чем-то, как компот. Протягивает маме.

Мама зачем-то лезет ложкой в эту банку, достает рис. сует в рот, ест, затем говорит:
- Ну, у меня ничего особенного нет дать вам, но я расскажу вам о Рождестве, ведь вы наверняка толком не знаете кто такой Иисус, верно?

Главный мальчик снова шмыгает носом, и смотрит в сторону.
- А нам еще денег дают, - подает голос кто-то из других пацанов.
- Денег... - -теряется мама, вытряхивает из кошелька мелочь и протягивает.
это в основном "желтая" мелочь, медяки.
Она и правда не могла им много дать, потому что фактически одна тянула нас - четверых детей, работая на две ставки.
- Вот немного... а давайте я вам все-таки расскажу про младенца Иисуса...

Мне вдруг становится ясна вся картина: этим мальчикам  кто-то из взрослых рассказал о старой традиции, потому мама и знает как себя нужно вести, но она реагирует не так, как взрослые в других домах, и потому так неловко всем  в этой комнате - и гостям-пацанам, и нам, и ей.

Мне делается неловко за маму - за ее просветительский пыл,
стыдно за нас - что у нас нет ни мандаринов, ни конфет, что они зашли к нам зря, и что выйдя, возможно ругнут наш дом и поприкалываются над мамой.
И тут вспоминаю, что у меня есть бумажный рубль! В начале недели мама мне давала рубль на завтраки и на проезд в школу.

Иду к вешалке с пальто, достаю из кармана эти деньги, жду, когда пацаны направятся к двери, сую главному мальчику бумажный рубль, тот кивает "спасибо", уходят.

И чувствую невероятное облегчение, словно что-то стыдное - что могло случиться - минуло, пронесло"

Я, кажется, с детства знала что надо давать то, за чем пришли, а не смешивать жанры. Дети хотели попробовать работает ли идея Бога через ритуал - надо было подтвердить что работает, да. Ну если ты веришь в Него. Дети не пришли за просвещением, они пришли затестить протокол. Дальше жизнь покажет.

фото Дэвид Лашапель
фото Дэвид Лашапель

Мамочка же хотела скосплеить ни много ни мало апостольский эпизод "Серебра и золота не имею, но что имею - то даю" - это когда нищий калека просил денег у апостола Петра, а тот ему сказал эту фразу и исцелил.

Увы, чтобы такое делать надо иметь в себе контент апостола, а не амбиции неофита, желающего всем навязать превосходство своего образа мысли.

Ну неважно).

Немножко рождественской космогонии в ее иудео-христианском изводе в моей голове уложено примерно так:

Однажды Создатель запустил проект "Земля и люди" - сформировал планету, написал код дня и ночи, воды и тверди, атмосферы и пределов;
написал код флоры - запустил его и код постепенно разворачивался в растения во всем их немыслимом разнообразии;
написал код фауны - запустил его и код постепенно разворачивался от условных простейших до высших млекопитающих;

а потом Создатель проделал вроде уже привычное действие синтеза кода и земной материи -
сотворил человека из праха земного (то есть из всех элементов таблицы менделеева) и дальше последовало отклонение от общего алгоритма: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

то есть код флоры и фауны тоже было живое, но человек - совсем другое живое, ого.
Человек - богоподобное живое, облаченное в тело. Новая поделка - не как ангелы и прочие бесплотные сущности.
И вот это богоподобное живое не прошито кодом, а носит в себе дыхание божественной жизни, то есть имеет свободу воли вместо надежных поведенческих протоколов, прописанных кодом.
И человек однажды лажает по-крупному - в мифе это описывается как "кусает и ест от плода дерева познания добра и зла".
Это запретное потребление как бы инсталлирует в человека такую "программу", что ему пока не по развитию и может навредить всему вокруг.
И человека банят. Огромнейший его косяк утилизируют страшной катастрофой на планете - в мифе это описывается словами "Проклята Земля за тебя".
То есть код флоры и фауны оказывается поврежден и отныне сам себя не корректирует как раньше - так начинается энтропия.

И на этом пост взорванном поле начинается история человечества.
В человеке доживает знание приобретенное легитимным путем через развитие и познание в Эдемском саду, плюс в человеке корячится нелегитимное знание, вошедшее через потребление запретного плода.

Бог описывается в мифе как глубоко раненный порушенным проектом "Человек".
Рана немыслима - что мы смыслим в ранах божеств, ну.

Это всё болит и Создатель приступает к исправлению проекта:
находит человека с наименее поврежденной сущностью чтобы произвести от него этнос, а весь остальной "материал" уничтожить.
Но селекция проваливается раз за разом - ни отдельную группу вырастить в сакральной стерильности (Ной и потомки), ни отдельный этнос отшейпить этически через Заповеди, не приносит нужного результата: люди - порченная порода, и Бог отпускает время для человечества дораскрыть фракталы порченности до мелчайших деталей. Возможно, так он собирал data, чтобы обработать и совершить немыслимое.

Немыслимое - это самому родиться в виде человека, привить себе "человеческую чуму", и дать людям себя убить, хотя не сделал им ничего плохого.
Зачем это всё? Затем, что раз Бог привил себе "человеческую чуму", дал себя убить и воскрес, то в Зеркале Закона это означает, что теперь человеку можно привить "божественное исцеление" - перелить в человека кровь Бога.
Эта Кровь будет менять человека изнутри. И порченная природа человека будет замещаться Веществом Бога - любовью, духом, жизнью.
И человек снова станет светотканным. И в нем будет жить Дух, и разворачиваться код бессмертия. И протез этики и заповедей уже не потребуется.

Родившись Иисусом Х, Яхве закрыл свой мучительный гештальт по проекту "Человек". Непомерной ценой - но закрыл. Примирился с человечеством, несмотря на его порченность и безнадежность. Дал ему будущность и надежду.

Рождество - это вот этот закрытый гештальт Бога и есть.
Ему в исцеление раны, а людям - во спасение.
Чтобы ему перестало быть больно, надо было нас избавить от порчи, ценой своей смерти.
На это Он сегодня и родился.
И люди, что-то такое смутно чуя, говорят друг другу "С Рождеством!".
Ну или просто говорят - поди плохо)