Первые недели января, вбирающие в себя Рождество, Крещение, Собор 70 апостолов – это время, когда буквально оживают многочисленные библейские сказания. В них – образ Иисуса Христа, один из самых известных образов мировой истории. И один из самых странных.
Дело в том, что на протяжении многих веков над этим образом работала буйная фантазия авторов апокрифических историй об Иисусе, художников, иллюстрирующих средневековые евангелия, скульпторов и архитекторов. И в каких только видах не изображали Иисуса средневековые мастера…
В Италии, в соборе в Лукке, можно увидеть фигуру Иисуса в хитоне до пола - и это вовсе не удивляло многочисленных паломников, которые воспринимали такое одеяние как женское платье.
Вообще-то церковь относилась к таким контаминациям в одежде очень плохо. Это считалось чем-то плохим и позорным - и священнослужители напоминали прихожанам об указании из Библии:
«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие».
Но для Иисуса явно делалось исключение. А какую волю фантазии давали мастера, которые изображали Иисуса представителем самых разных профессий. Это должно было показать, что Бог присутствует повсюду, покровительствуя труду и благословляя его плоды.
И вот на некоторых иконах Иисус предстает в виде врача или аптекаря. Он держит весы, а рядом стоят баночки с лекарствами.
Западноевропейские художники приписывали Иисусу и многие другие профессии - например, он был плотником, красильщиком тканей, виноградарем, купцом.
В рассказе II века о жизни Христа гностика Иустина упоминается, что тот в двенадцать лет был подпаском и следил за стадом овец. И есть даже изображения Христа как… палача.
Как сообщал журнал Story, в немецком трактате XV века рассказывалось, как Иисус помогал душе одной женщины попасть на небо. И вот на гравюре в трактате Иисус вешает эту душу на виселице - это аллегорически изображало процесс полного освобождения души от тела и земных оков.
Весьма необычно многие средневековые мастера трактовали и образ матери Иисуса – Марии, а также ее матери Анны, то есть бабушки Иисуса. На некоторых иконах бабушка получалась очень большой.
Дело в том, что многие средневековые мастера в образе Анны хотели как можно более доходчиво подчеркнуть ее роль как прародительницы Святого семейства. Поэтому они изображали ее в виде грандиозной фигуры, по сравнению с которой и Мария и Иисус выглядели как маленькие дети.
И вот в голландской композиции начала XVI века огромная Анна держит на руках и Марию, и младенца Иисуса. И хотя Мария изображена как бы еще девочкой, она уже кормит Иисуса грудью.
Одна необычная отличительная черта обеих женщин - Анны и Марии. Средневековые художники хотели наглядно показать их исключительность и изображали их с книгой - неслыханная вещь по понятиям того времени.
Книга традиционно была атрибутом лишь мужчин - да и то далеко не всех. Обычно в христианском искусстве книга была знаком пророков, богословов, церковных иерархов. А тут мы видим книгу в руках Марии - например в сценах Благовещения. Когда появляется архангел Гавриил, Мария читает книгу, и еще две книги лежат рядом с ней на столике.
Книгу можно увидеть в руках Марии даже в сценах Рождества: Иисус только что родился, она еще лежит - и лежит с книгой. И еще одна удивительная композиция - лист из Часослова, изданного в Брюгге (Бельгия) в 1522 году.
Это опять большая Анна, значительно больше других персонажей. Мария с Иисусом скромно расположились у ее ног, и Анна использует голову Марии в качестве подставки для своей книги.
Но книги – это еще что: на некоторых иллюстрациях к текстам о евангельских сюжетах к книгам еще прилагались и очки! Вот, например, работа Ганса Гольбейна Старшего 1491 года – «Успение Богоматери». Один из апостолов внизу картины читает молитвенник - в очках.
Совсем уж удивительная интерпретация древних библейских историй - как будто в те времена кто-то мог носить очки.