Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Американец и русские риггеры

Къелла

В славном южном городе Воронеже, где яблоки растут прямо на улицах, а все жители красивы точно византийские иконы, где звук «г» в речи теряет свою взрывную четкость и становится мягким, живет мой замечательный друг Паша Гладнев. Он спортсмен-парашютист. Но не просто спортсмен.

Паша коллекционирует парашютную технику. Вместе с ним его комнату в общежитии ВГТУ делят:
З-5 серии 4
ПТЛ-72
Т-4-4 МП
УТ-15 серии 4
Талка II
ПЗ-81
Мальва-24
ПО-16 (2 особи)
и… внимание!

Т-10!

Если все вышеперечисленное мирно шьется на Ивановской фабрике, то Т-10 – чистой воды иностранец, причем - военный. С этими парашютами прыгают американские десантники.  Паше этот раритет достался кружным путем от мужика, который его купил, подобрал или выменял в Афганистане во время последней (надеюсь!)операции США в горном краю нефти, лазурита и опиумного мака  Не знаю уж, что получил взамен Т-10 мистер Майкл МакКенни, чье имя красуется на парашютной сумке, но в итоге его снаряжение оказалось в цепких и мозолистых пальцах воронежского риггера Паши Гладнева. И, конечно же, наш «я-у-мамы-инженер» снова выкопал в сети наставление по укладке к самому Т-10 и его запасному побратиму Т-10 Reserve и стал испытывать на себе. Проще говоря, уложил и прыгнул с американским парашютом с русского самолета АН-2 . Остался недоволен: очень большая вертикальная скорость, в землю втыкаешься на 7 м/с! Больно бьет о планету американец,  не то что наш Д-6. Если американские десантники такие же крупные как Паша – то мне искренне жаль их ноги! С горизонтальной скоростью тоже не все слава Богу – всего 2 м/с, то есть по маневренности его обгонит даже «Дуб». Хотя очень порадовала система крепления запасного парашюта в подвеске основного: никаких трямочек, просто самозащелкивающиеся механизированные крючки.

Вечером мы вдвоём распустили  Т-10 на переукладку в ярко освещенном коридоре общежития ВГТУ. По полу сквозило от входной двери, мимо нас то и дело пробегали заселяющиеся в общагу студенты, но мы не замечали всего этого – у нас же было занятие! С кучей непонятных русскому уму странностей.

Странность первая: Т-10, будучи армейским парашютом, укладывается только… на стяжку чехла. Никаким ручным раскрытием там и не пахнет. Никаких колец, ранец вместе с вытяжным звеном контруется ниткой в несколько слоев. Разрыв нитки при выпрыгивании раскрывает ранец как почтовый конверт и позволяет вытяжному звену размотаться на всю длину. Дальше, собственно, как у нашего «Юниора» чехол стягивается и остается на борту самолета, а купол после разрыва обрывной стропы, что связывает его вершину с чехлом, выскальзывает и наполняется воздухом.

Странность вторая:  газыри чехла Т-10 настолько короткие, что их правильнее назвать сотами. Но это именно газыри: они расположены в два горизонтальных ряда на чехле, и представляют собой трубочки, а не петельки. Ширина их настолько мала, что наши российские укладочные крючки и вилки в них не пролезают. Паша придумал укладывать стропы при помощи затяжки и какой-то матери.


Странность третья: неизвестно, насколько часты в американской армии случаи скрутки строп и рассматриваются ли они как особые, но по нижней кромке купола пристрочена на машинке крупноячеистая нейлоновая сеть, шириной примерно 25 см. Стропы тоже прострочены вместе с сеткой.

На этом перечень странностей можно считать оконченным, дальше начинаются конструктивные особенности. Парашют Т-10 изготовлен из капрона цвета хаки. Купол имеет полюсное отверстие с усиленной кромкой, а также отверстия в задней части, предназначенные для руления и управления. Посередине задней части купола находится большое – во весь сектор полотнища – отверстие, по бокам от него во всех прочих секторах прорезаны отверстия поменьше диаметром около 35 см. Стропы управления захватывают края большой центральной щели и, перекрывая ее, дают возможность поворачивать влево или вправо. Приземление осуществляется на малом сносе (лицом к ветру). Для удобства лежания в ладони стропы правления оканчиваются бобышками как у нашего «Дуба».
Пряжки свободных концов подвесной системы представляют собой два Г-образных элемента, они разборные и позволяют отсоединить купол от подвесной системы.
Вместо карабинов все обхваты подвесной системы Т-10 снабжены механизированными крючками, которые быстро и без усилий размыкаются нажатием кнопки. Очень удобно, но я не представляю, как избавиться от парашюта, если всю эту механику вдруг заклинит.

Теперь – запаска. В целом она сильно напоминает нашу З-5 серии 4, но страхующий прибор на ней отсутствует. В передней части ранец ее замкнут на тросик с двумя шпильками, больше никаких веревочек и петелек нет. Кольцо запаски Т-10 Reserve имеет форму гриба и находится в кармашке с правой стороны. Оно очень маленькое в сравнении с тем же кольцом от З-5, так что рука в перчатке или рукавице внутрь уже не пролезет.

После переукладки на полу общаги сей распущенный американец вновь был водворен в сумку мистера МакКенни вместе с запаской. Сумки у американских парашютов намного удобнее наших, они больше напоминают рюкзак с кармашками, нежели баул. Правда, при этом они и весят тяжелее наших парашютных сумок из авизента.
По дороге в комнату мы с Пашей оживленно обсуждали вероятность того, что в этот самый момент где-то на другом краю земли двое любопытствующих субъектов на окраине небольшого американского городка точно таким же манером укладывают «на боевую» невесть как попавший им в руки советский Д-6 серии 4. Разумеется, они снимают свои упражнения со стропами и куполом на телефон, отпускают смешки и комментарии, в моменты трудных операций издают пыхтение. И точно так же сетуют на отсутствие «родного» укладочного инструмента типа «крючок-вилка»! Что ж! Пожелаем этим гипотетическим риггерам из далекой Америки удачи и мягких посадок!

более подробно укладка Т-10 на фото здесь: http://kyella.livejournal.com/48193.html

Авиационные рассказы:

ВМФ рассказы:

Юмор на канале:

Другие рассказы автора на канале: