16 мая 1929 года стал днем исторического события для кинематографа — в престижном голливудском «Рузвельт-отеле» прошла первая в истории церемония награждения премией американской киноакадемии. На тот момент термин Оскар еще не использовался для обозначения этих престижных наград. Именно в этот вечер зародилась традиция вручения «Благодарственных отзывов» (Honorable Mention), а церемония продлилась всего 15 минут, в которых приняло участие 250 человек, заплативших по 5 долларам за билет. Ведущим вечера был Дуглас Фербенкс.
Победители были известны задолго до церемонии — результаты были предоставлены прессе за три месяца до мероприятия. Эта практика продолжалась до 1945 года, когда газета «Los Angeles Times» обнародовала результаты более чем за два часа до самой церемонии, после чего ввели использование запечатанных конвертов.
На соискание награды были представлены кинокартины, выпущенные в 1927—1928 годах. Две номинации были связаны с категорией «Фильм года» — за выдающийся фильм и уникальное художественное исполнение. Это могло привести к различиям в различных источниках, где указывались разные «Фильмы года». Актеры были номинированы не за конкретные роли, а за все свои картины за год. В ходе церемонии также вручались награды за лучшие титры к немым кинокартинам и за уникальное художественное исполнение, что оставило непередаваемый след в истории вручения Оскаров.
Призеры первого Оскара:
Цирк (The Circus)
«Цирк» — это шедевр Чарли Чаплина, который воссоздает захватывающую историю молодого артиста, случайно оказавшегося в путешествующем цирке после побега из тюрьмы. Весь фильм пропитан волшебством и искренностью, представляя собой уникальное сочетание комедии, драмы и романтики. С блестящей комической игрой самого Чаплина, «Цирк» не только развлекает зрителя, но и приглашает задуматься о ценности человеческого духа и непредсказуемых вихрях судьбы. В 1929 году получил премию «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Последний приказ (The Last Command)
«Последний приказ» — фильм, который погружает зрителя в атмосферу военных событий, рассказывая историю врача, сталкивающегося с моральными дилеммами и трагическими событиями во время войны. Снятый в эпоху немого кинематографа, фильм воссоздает атмосферу времени, передавая через непроизнесенные слова глубокие эмоции персонажей. За впечатляющее исполнение роли главного героя, а также за оригинальный сюжет, фильм был удостоен премии «Лучший актер в главной роли» на первой церемонии вручения Оскара в 1929 году. Номинация за «Лучший оригинальный сценарий» подчеркивает глубину сюжета и вклад фильма в историю кинематографии.
Ангел с улицы (Street Angel)
«Ангел с улицы» — фильм, который окутывает зрителя атмосферой Нью-Йорка 1920-х годов, раскрывая историю девушки, стремящейся, к счастью, в суровом мегаполисе. Главная героиня сталкивается с трудностями и предвзятостью общества, однако ее сила воли и стремление к лучшей жизни поднимаются выше окружающих обстоятельств. Фильм не только является художественным воплощением эпохи, но и поражает зрителя глубокими эмоциями, подчеркивая актерское мастерство и кинематографическую красоту того времени. В наградах Оскара «Ангел с улицы» был удостоен звания лучшей актрисы в главной роли, а также получил номинацию за лучшую операторскую работу.
Восход солнца (Sunrise: A Song of Two Humans)
«Восход солнца» режиссированный Фридрихом Вильгельмом Мурнау в 1927 году, является мастерским образцом немого кинематографа и одним из величайших фильмов в истории кинематографа. Этот шедевр рассказывает историю об идиллической любви между мужчиной и женщиной, оказавшейся на фоне соблазнов и искушений большого города. Захватывающая визуальная поэзия, мастерский монтаж и глубокие эмоциональные аспекты делают «Восход солнца» непревзойденным произведением, удостоенным номинации на Оскар в категории «Лучшая художественная картинка» и победившим в категориях «Лучшая художественная режиссура» и «Лучшая кинематография».
Седьмое небо (7th Heaven)
«Седьмое небо» — кинокартина 1927 года под режиссурой Фрэнка Борзеги, являющаяся одной из величайших романтических драм своего времени. Фильм рассказывает трогательную историю о любви между Шарлем, исполнителем органа в церкви, и Дианой, девушкой с улиц Нью-Йорка, оказавшейся на пороге смерти. Их несхожие миры сталкиваются в моменты судьбы, превращаясь в эмоциональное путешествие, наполненное любовью, жертвенностью и надеждой. «Седьмое небо» заслуженно выиграло несколько Оскаров, включая награду за лучшую женскую роль, и оставило неизгладимый след в истории кинематографа.
Подполье (Underworld)
«Подполье» — культовая кинокартина 1927 года в режиссуре Джозефа фон Штернберга и Артура Россона, вобравшая в себя дух преступного мира и волнующие интриги. Фильм повествует о подпольном мире, где власть принадлежит преступникам, и главный герой, известный как «Кролик», сталкивается с соперничеством, предательством и сложными моральными выборами. С мастерской режиссеров и отличной игрой актеров «Подполье» стало первым лауреатом Оскара в категории «Лучший сценарий оригинала», утвердив свою репутацию в истории кинематографа.
Крылья (Wings)
«Крылья» — кинематографическая шедевральная драма, выпущенная в 1927 году под режиссерским вожделением Уильяма Уэллмана и Гарри д’Аббади д’Арраст. Фильм сосредотачивается вокруг интригующего мира авиации, представляя зрителям страстные истории летчиков, их мечты, и сложные этические выборы в эпоху Первой мировой войны. «Крылья» отличается не только захватывающими воздушными битвами, но и глубокими человеческими эмоциями, делая его заслуженным лауреатом двух наград Оскара, включая «Лучший фильм» и «Лучшая постановка». Этот кинематографический шедевр стал важным первопроходцем, покорившим сердца зрителей своей неповторимой смесью эмоционального напряжения и впечатляющих визуальных эффектов.