рассказать ему всё-всё, что мы о нём, мерзавце, думаем, то на подъём Военно-морского флага он рванёт чрезвычайно вдохновлённым, с блеском в глазах и решительным желанием поделиться своим эмоциональным подъёмом со своими подчинёнными.”
(С) вице-адмирал Геннадий Антонович Радзевский
Как вы, надеюсь, поняли, это пост будет посвящен мотивации.
Мотивация сотрудников совершать трудовые подвиги - немалая часть общей системы масштабирования бизнеса. Психология масштабирования – это комплекс настроек психики предпринимателя, которые позволяют ему максимально быстро и комфортно увеличивать свой бизнес. В процессе роста компании предприниматель понимает, что текущих задач всё больше, часть процессов необходимо поручить сотрудникам. Но как мотивировать сотрудников работать больше и лучше?
Во-первых рекомендую прочитать, распечатать и расклеить на стенах в офисе афоризмы вице-адмирала Радзиевского, бережно записанные и сохраненные его сослуживцами. Если сделали, но сотрудники все еще не показывают достаточного усердия в работе, то случай у вас сложный.
В моей книге “Кадровая (не)зависимость” я подробно описываю системы мотивации сотрудников разных отделов с расчетами и обоснованиями. Можете открыть книгу на разделе “Мотивация и оплата труда” (страница 150) и просто использовать подходящую вам систему.
А в рамках небольшого поста, я хочу сказать о базовых принципах мотивации.
В общем случае перечень видов мотивации выглядит следующим образом:
- Деньги.
- Власть.
- Любовь.
Можно утверждать, что это не так, что людьми движет что-то ещё. Но если не усложнять, то в конечном итоге всё сводится к этим трём параметрам. Если вы не будете хорошо платить, то высококвалифицированные сотрудники не захотят работать под вашим началом. Если вы не дадите людям возможность проявить себя, те из них, для которых деньги — не главное, у вас работать не станут. Это понятно.
Самый неочевидный пункт — любовь. Что под этим понимается?
И это точно не харассмент по отношению к секретарше или иному сотруднику ниже по должности! Рассматривая “любовь” как параметр мотивации сотрудников, я подразумеваю целый ряд как рациональных, так и иррациональных факторов. Скажем, работнику нравится, что все вокруг смотрят на него с восхищением. Он предпочтёт такую работу более высокооплачиваемой, на которой на него будут всё время смотреть с ненавистью. Другой случай: работнику нравится компания, потому что на работе интересно неформально общаться с коллегами. Это, кстати говоря, порой позволяет очень сильно сэкономить на оплате труда, так как можно нанять тех, для кого деньги вообще маловажны, а важно — общение за пределами дома. А деньги на жизнь заработает другой член семьи. Иногда зацепкой лояльности являются какие-то точечные элементы статуса - билеты в бизнес-класс, или что-то подобное.
Если вы все попробовали, но все равно не работает, то значит заходим на второй круг и возвращаемся к вице-адмиралу Радзиевскому: “А вы — начальник штаба бригады, — щёчки свои соберите в кулачок и не дыша, с вожделением записывайте мои умные мысли, а в конце, когда я закончу, можете пискнуть — разрешите, товарищ вице-адмирал, не одну тренировку запланировать — а четыре.“
Запланируйте прочитать книгу “Кадровая (не)зависмость” не один раз, а четыре, но не просто читайте, а берите собранные для вас схемы и методы и применяйте!
Успехов вам.