Найти в Дзене
Автор

БРЕМЯ КРУПНОЙ ПРОЗЫ -1

Плодовитый литератор. Из Интернета
Плодовитый литератор. Из Интернета

В ПОИСКАХ ЗАВЕРШЕННОГО СЮЖЕТА

(Начинаю цикл статей о том, как подготовить к публикации сокращенную версию крупной прозы.)

В наше время опубликовать бумажную книгу весьма затратно. Можно обойтись электронной версией, но интерес к ним не так велик, как многим хотелось бы. Есть литературные журналы, публикация в них может привлечь внимание к произведению. Но и тут загвоздка: попасть на страницы журнала с крупной прозой очень сложно. В редакцию её присылают часто, конкуренция между произведениями высока, а сам журнал – страниц на триста максимум. К тому же традиционно журналы, как метко выразился Андрей Василевский, главный редактор «Нового мира», считаются «ковчегом малых жанров».

Как быть автору, который расписался на роман или крупную повесть? Расскажу в последующих статьях. Сегодня напишу о том, о чем не промолчала. Эти мысли изложила в письме. Адресат - вполне успешный прозаик, автор двух десятков книг и также автор нашего журнала. Он прислал в редакцию фрагмент из нового романа. По понятным причинам ни имени, ни названия не указываю.

Автор прекрасно понимает всю «кухню» литературных журналов, потому и прислал в редакцию фрагмент романа на двадцать страниц.

Приступаю к чтению. Что сразу отметила для себя: фактура прописана хорошо, художественный мир есть, строки «живые», я им верю. Но решение редакции может быть одно – отклонить. Что же не так с фрагментом?

Сначала во избежание путаницы поясню, какое значение вкладываю в слова «фрагмент» и «отрывок». Они предельно близки по смыслу, но я вынуждена их разграничить, чтобы мой читатель понял ход мысли. В этой статье фрагмент - это то, что прислал автор, а отрывки – кусочки, выбранные из романа, из которых составлен фрагмент.

Так вот предложенный автором материал разваливается на уровне сюжета. Писатель наметил в романе кусочки, выдернул их из контекста всего романа и поставил друг за другом. Наверно, каким-то замыслом автор всё же руководствовался, но я, читатель и редактор, его не вижу. Для меня эти отрывки связаны друг с другом только фигурой главного героя. Между отрывками нет никаких смысловых связок, которые поясняли бы переход от одного к другому.

Как же подготовить к публикации фрагмент из крупного прозаического произведения?

Между романом и рассказом. Из Интернета
Между романом и рассказом. Из Интернета

Первым дело необходимо посмотреть на свою будущую публикацию глазами читателя – не романа, а журнала. Редакции безразлично, прочтёт ли читатель весь роман, а вот интерес в том, чтобы он прочёл фрагмент, опубликованный в издании, есть. Это означает, что во фрагменте сам автор должен увидеть вполне завершенную форму ‑ отдельное произведение, например, рассказ. Сюжет в этом фрагменте должен присутствовать, развиваться и получить развязку. Поскольку фрагмент будет самостоятельным произведением, в нем должны появиться основные характеристики героев, представлено то время, пространство, где развивается сюжет. В романе это было бы и так понятно: там есть контекст большого произведения. А во фрагменте, если значимые для восприятия сюжета вводные в него не попали, это крайне важно восполнить, потому что читатель роман не читал. Читателю фрагмента всё должно быть понятно в границах сюжета того же фрагмента.

Можно разными способами подготовить для публикации в журнале фрагмент крупной прозы. Первый - на поверхности. Из крупного произведения можно выбрать целостный кусок, из которого вычитывается завершенная сюжетная ветка. Яркие примеры — «Сон Обломова» или вставленная в «Мёртвые души» «Повесть о капитане Копейкине». Это могут быть – если они развернуты, конечно! ‑ сны, мечты и воспоминания героев, отдельные главы, если они сюжетно завершены, как в «Герое нашего времени». Такого рода фрагмент может быть не выделен на уровне структуры романа (отдельное название, глава), но при этом он будет выделяться в романе некоторой обособленностью. Например, как отдельная сюжетная линия. Что главное для фрагмента – завершенный сюжет.