Как проявляются расстройства чтения в начальных классах:
-трудности при овладении навыками чтения;
-трудности в понимании прочитанного;
-медленный темп чтения.
Дети долго не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова. Пытаются по буквам отгадать слово.
А ещё бывает так, что ученик хорошо сливает в слог первые две буквы, а дальше догладывается или до сочиняет и получается у него вместо «машина» - «малина». И так одно и то же слово он читает то верно, то неверно.
Но самый явный признак расстройства чтения - это перестановка букв или замена одних звуков другими.
Такие школьники читают замедленно, у них долгие паузы перед прочтением слова и после, иногда они возвращаются к одному и тому же слову. Они как бы вязнут в чтении.
В чём же причина?
Чаще всего в том, что ребёнок плохо различает звуки на слух, а это взаимосвязано с их изображением. Чем хуже ребёнок представляет, из каких звуков и букв состоит слово, теми больше нарушений в произношении и тем труднее научиться читать.
Не всегда неправильное чтение можно объяснить нарушениями в устной речи. Иногда у детей отсутствует чувство языка, они могут путать падежи и окончания, просто не обращать на них внимание. Не схватывают зависимость одного слова от другого. Не говоря уж про ударения и интонацию. Такое непонимание заставляет детей останавливаться, делать паузы.
Если такие ошибки чтения не исчезают постепенно, а наоборот накапливаются, нужно обратиться к врачу. Не полагайтесь, что школьник сам справится и всё со временем произойдёт само собой. Чудес не будет. Нужны целенаправленные занятия.
Ошибки в чтении могут не зависеть от трудолюбия и усидчивости ребёнка. Возможно, нужно медицинское обследование, которое поможет установить причины таких нарушений и найти путь их устранения.
Возможно, сначала понадобится упорядочить произношение, поработать с логопедом.
- Важно научиться хорошо анализировать слова, определять количество слогов, звуков, букв, их последовательности, различать гласные и согласные.
- Подробнее про развивающие упражнения расскажу в следующей статье.