Итак, Петергофская дорога.
Что мы о ней знаем? Наверное...Петергоф, фонтаны, летняя императорская резиденция, парк и сад близ Большого дворца, некоторые смогут вспомнить Марли, Монплезир и аналогию с Версалем.
Да,несомненно , но....
Не будем забывать ,что перечисленные выше шедевры-это только часть задуманного Петром величественного пути неразрывно связанного с Кронштадтом!
Тудно сказать теперь каков
в точности у Петра был план, но косвенно из воспоминаний й Бурхарда Кристофера Миниха знаем о о желании строить дорогу из образцовых сельских владений и увеселительных домов от Ораниенбаума аж до Ладоги (220верст!).Этому не суждено было случиться.
Однако парадный "балкон" над Финским заливом в 40 километров вполне удался.
. Так о замыслах Петра Миних в письме к Елизавете Петровне будучи в ссылке 1746 году писал... чтобы от Кронштадта до Ладоги все пространство должно быть покрыто городами, замками, дворцами, увеселительными и загородными домами, садами, парками и прочим...
Теперь стоит обратиться к истории вопроса.
Удивительно, что при всем огромном значении петровского плана, обилии архитекурных и ландшафтных творений, важности и статусу имён с ней связанных в историографии этой темы осталось не много свидетельств о проектах этого императорского тракта и буквально по пальцам можно перечесть тех, кто так или иначе брался за полномасштабное изучение как строительства, так и дальнейшего функционирования этого уникального по своей затее замысла.
Из тех, кто изучал эту тему до войны можно вспомнить первого историка Петербурга 18 века А.И.Богданова и бытописание оставленное нам из 19 века М. И.Пыляевым.
Если с книгами последнего можно легко познакомиться, то работа Богданова "Описание Петербурга 1749-1751", известна куда меньше.
Большая заслуга по изучению и популяризации этой темы по праву принадлежит Петру Николаевичу Столпянскому(1872-1938)-"Петергофская першпектива.Исторический очерк".СПб.1923.
Позволю себе набросать кратко штрихи портрета этого удивительного историка -краеведа.
Принадлежал к поколению тех людей, которые половину отдали себя императорской России, а оставшую часть боролись за жизнь в СССР( после революции и до 2-ой мировой войны).э
Учился в Харькове и Петербурге и как многие участвовал в революционных кружках, за что был выслан в мой родной Смоленск, где начинал журналистом. До возвращения в Петербург после событий 1905-1907 годов на год был арестован. До 1918 работал в Русском музее библиотекарем и библиографом, где несомненно совершенствовал свои знания. Что важно затем практиковался экскусоводом(!) и публиковался с лекциями в газетах. Когда читаешь Столпянского, чувствуешь как доступно и интересно он обращается к читателю. В этом несомненно талант экскурсовода.
В 30-х преподавал на курсах экскурсоводов и создал свою уникальную картотеку-полмиллиона(!) карточек , 200 работ по краеведению и даже киносценарии, выступал с лекциями. Причем удивительно, что говорил в них о бывших владельцах Зимнего. Это в 30-е годы(!) ,по воспоминаниям современиков знал в Петербурге"каждый дом". Не успел к концу жизни закончить грандиозный труд в 5 томов, собрав лучшее в двух книгах по истории Петербурга и его пригородов.
По сравнению с описаниями Пыляева и слишком сложными работами архивиста П.Н.Петрова фактическая"лаборатория" Столпянского это целостная и яркая картина жизни Петербурга.
Далее в послевоенное время неоднократно предпринимались попытки обобщить все зная по Петергофской дороге, но смог это сделать только Сергей Борисович Горбатенко в своём пятисот страничном историко-архитерктурном путеводителе "Петергофская дорога" выдержившим с 2001 уже 5(!) изданий. При этом нужно отметить, что не просто путеводитель , а глубочайшее исследование, где в каждой строке, предложении и странице содержится огромное количество фактической информации. Чтобы ознакомится с этим трудом нужно провести кропотливую работу читателя-студента, разбирающего каждый абзац и конспектирующего основные факты, в которых можно с легкостью утонуть как в океане историй ,связанных с биографиями личностей ,представленных автором.Сергей Борисович занимается этой важной темой с 80'х годов прошлого века, работая в одной из архитектурных мастерских Ленинграда. Тогда еще он прикрепил на стене большой чистый лист ватмана ,на котором в последующем стали возникать известные и не очень усадьбы Петергофской дороги.Так мелкими шагами учёный справился с огромной задачей и воссоздал навеки ушедший мир прошлых веков и блеск той самой эпохи. Обо всем как шла работа автор рассказал на встрече в день прихода Старого Нового года, ровно год назад навстрече в музее другого авторитетного исследователя ,организатора и создателя музея Оранэлы--Сергея Геннадьевича Барычева, который 20 лет назад купил книгу Сергея Борисовича да так с ней и не расстался.
По словам Сергея Геннадьевича книга Горбатенко связала и объединила все прежние знания в одну целостную эпическую историю.