Был ясный день, когда Ванг Чуанфу припарковал свою новую брендовую машину Mercedes S-класса у входа в свой собственный центр исследований и разработок автомобилей в Шанхае. Некоторое время спустя он собрал группу своих самых важных инженеров вокруг машины. “Хорошо,” сказал он грациозным жестом в сторону машины, “Разобрать». Но ни один из инженеров не сделал попытки подойти ближе. “Но это ваша машина», – сказал один, а другой добавил: “Новая”.
В стеклянном фасаде здания отражался солнечный свет, и Мерседес блестел как черная жемчужина. Ванг понял тупик, в который он попал, и вытащил ключи из кармана. Одним плавным движением он затем процарапал глубокую царапину от передней до задней части машины Мерседес. “Теперь больше нет причин сохранять ее в целости”, – сказал он, оставив ключи на капоте машины и удалился.
Ван Чжанфу, родившийся в 1965 году, является замечательным человеком. Его компания BYD утверждает, что аббревиатура означает “Стройте свои мечты” (Build Your Dreams) и они гордо пишут это на большинстве своих моделей автомобилей. Однако, в интервью давно, Ванг сказал, что буквенное сочетание не имело конкретного значения, когда он придумал его. После этого, однако, интервьюер заявил, что улыбающийся Ванг доверился ему и поделился, что буквы на самом деле означают “Принесите свои доллары” (Bring Your Dollars).
Ван Чжанфу
У Ванг Чжанфу университетские степени по химии и материаловедению, и он работал как исследователь и ассистент профессора в Пекинском техническом университете в начале 1990-х годов. Его область специализации была аккумуляторами и батареями, и поэтому у него был хорошее видение китайского производства батарей. Он видел возможности для улучшения и нашел спонсора в Лю Сяоянга, и отправился в Шэньчжэнь, чтобы основать свою собственную компанию. В феврале 1995 года он зарегистрировал BYD как производителя перезаряжаемых батарей.
…правильное место…
В то время Шэньчжэнь был особенным местом в Китае. В середине 1970-х годов это было болотистое сельское поселение с населением в 30 000 человек в дельте реки Перл, протекающей в море к северу от Гонконга. Однако в 1979 году центральное правительство выбрало Шэньчжэнь в качестве особой зоны развития, где можно было экспериментировать с капитализмом. Когда Ванг переехал туда, город уже имел более 10 миллионов жителей. Сегодня почти 20 миллионов людей живут там, и вместе с восемью окружающими городами он формирует второй по величине городской агломерат в Китае с населением около 100 миллионов человек.
Преобразование Шэньчжэня
Шэньчжэньский эксперимент оказался успешным. Город строится на услугах, производстве и быстрой инновации, и он является хорошей почвой для электронных компаний. Город называется "Силиконовой долиной Китая", потому что, помимо батарей BYD, компании, такие как Huawei, Tencent и DJI, также происходят оттуда.
BYD процветает в этой живой среде. Кроме академических качеств, Ванг также имеет нюх на хорошие бизнес-возможности. Он начинает производить никель-кадмиевые перезаряжаемые батареи. Чтобы достичь производства, он использует стратегию, которую он будет часто повторять в будущем: «обратная инженерия», «улучшение» и «сделайте самостоятельно».
Многие китайские компании имеют сомнительную репутацию, когда речь идет о копировании западных продуктов. Это не отличается для BYD в его ранние дни. Ванг и его команда разбирают батареи Sony или Sanyo, анализируют, как они собраны, и затем делают что-то похожее под маркой BYD. Однако то, что отличает Ванг Чжанфу от многих китайских конкурентов, заключается в том, что он не останавливается на копировании. Он видит важность исследований и разработок с самого начала и тратит много времени и денег на это.
Линия производства батарей BYD (около 2000 года)
В то время Шэньчжэнь был затоплен людьми из провинции, ищущими работу. Дешевая рабочая сила была в изобилии, и Ван воспользовался ею. Вместо того чтобы покупать дорогостоящее оборудование для автоматизации производства, он нанял тысячи работников и приложил много усилий для оптимизации производственного процесса. С успехом, потому что, когда BYD выходит на Гонконгскую фондовую биржу в 2002 году, он становится крупнейшим производителем перезаряжаемых батарей в Китае. Кроме никель-кадмиевых, BYD также производит никель-металл-гидридные (NiMH) и литиевые-ионные (особенно LFP, литий-железо-фосфатные).
…появился правильный момент
Изначально IPO было успешным, но в январе 2003 года цена акций BYD внезапно рухнула, словно пузырь. Почему? Ну, Ван купил небольшую автомобильную компанию в провинции Шэньси. Ван искал области для расширения своего бизнеса и идентифицировал автомобильную промышленность, как потенциального кандидата. Он увидел огромный рынок роста и возможный канал для своих батарей. Акционеры, конечно, не согласились с его взглядами, особенно потому, что эти амбиции не были раскрыты в проспекте. Но, как же ошибались эти акционеры.
Одним из сомнений Ванга относительно вступления в автомобильную промышленность было то, что она очень капиталоемкая и, следовательно, опасная отрасль бизнеса. Однако в 2002 году представилась возможность. Крупный промышленный конгломерат хотел избавиться от своего болеющего автомобильного завода, а местные политики хотели сохранить завод и обеспечить занятость. Ван мог внезапно стать производителем автомобилей почти за бесценок, а также получил огромный кусок земли бесплатно, а также некоторые кредиты по минимальной процентной ставке. Поэтому в январе 2003 года он купил Qinchuan Automobile.
Этот промышленный конгломерат был China North Industry Corporation, более известный под своим торговым названием Norinco. Сегодня Norinco — это огромный комплекс десятков компаний в оборонной, химической и механической отраслях, но они традиционно занимались производством оружия и боеприпасов. Когда Дэнг Сяопэнг взял власть в Китае от Мао Цзэдуна в конце 1970-х годов, закончился долгий, бурный период насилия. Это означало снижение спроса на их продукцию для оборонной промышленности, и многие из этих компаний начали искать другие рынки. Некоторые из них начали собирать автомобили.
Одна из компаний Norinco - Qinchuan Machinery Works (которая производила оболочки для пуль и ракет), также начала экспериментировать с автомобилями в одном из своих заводов. Изначально они сделали автомобиль из стекловолокна, основанный на приобретенных деталях, но в 1989 году они заключили соглашение с Suzuki. Как и Chang’an, Jiangnan и Jiangbei, они имеют разрешение на производство продукции Suzuki под лицензией. Qinchuan выбрал второе поколение Alto. Qinchuan Alto является значительным успехом, и завод разрабатывает седан на своем собственном заводе.
В конце 1990-х годов соглашение истекает, и Сузуки решает продолжить сотрудничество с другими партнерами. Кinchuan разрабатывает свой собственный автомобиль, Flyer, который все еще сильно зависит от технологий Alto. Компания открывает новый завод и в 2001 году строит почти 20 000 Flyer. Однако, несмотря на приличные продажи, компания едва ли получает прибыль. По крайней мере, гораздо меньше, чтобы обеспечить непрерывный рост, поэтому Норinco передает автомобильный завод BYD почти даром.
Строя мечту
Итак, мы наконец приходим к открытию главной сцены этого материала. Кроме Qinchuan Auto (которая теперь называется BYD Automobile), Ван также покупает завод в Пекине, который производит формы и организует отдел исследований и разработок автомобилей в Шанхае. Ван врывается на рынок автомобилей так же, как он ворвался на рынок батарей. Все начинается с «обратной инженерии», модного слова для копирования, но в случае BYD это немного больше, чем просто копирование. Инженеры разбирают всевозможные автомобили, включая его собственный S-класс, чтобы выяснить, как их собирать и как собирать лучшие детали. Затем формовод в Пекине поставляет всевозможные формы для деталей со сверхзвуковой скоростью, и это позволяет BYD создать отрасль производства запчастей и держать все в своих руках.
Популярная жалоба ранних поставщиков: BYD заказывает большую табличку с перечнем деталей несколько раз и больше не заказывает. Это было правильным ходом для BYD, потому что тогда инженеры изучают детали, в Пекине изготавливается форма, и деталь производится на заводе BYD самого себя. Хорошим примером являются двигатели. Первые BYD оснащены китайскими двигателями Mitsubishi, но через несколько лет все автомобили оснащены двигателями BYD. Эти двигатели выглядят подозрительно похоже на двигатели Mitsubishi, но не являются идентичными. Инженеры не просто копируют, они их улучшают.
Вначале BYD продолжает строить Flyer, но в 2005 году появляется их первый самостоятельно разработанный автомобиль, F3. Этот автомобиль имеет удивительное сходство с современным Toyota Corolla, но стоит намного дешевле. И это та ниша, в которую входит BYD: дешевле зарубежных моделей, но лучшего качества, чем все китайские конкуренты. Стратегия работает, потому что производство увеличилось с 20 000 Flyer в 2003 году до полумиллиона автомобилей в 2010 году. Просто спросите Элона Маска, насколько трудно достичь такого результата. Однако рост приостановился. В течение следующих десяти лет ежегодные продажи BYD колеблются около полумиллиона легковых автомобилей.
Быстрый рост происходил потому, что BYD представлял полный ассортимент автомобилей один за другим с 2006 года. Первая серия моделей почти всегда похожа на Тойоты того времени. BYD производит множество вариантов и модификаций, специально предназначенных для определенной региональной группы потребителей или демографической группы. Все эти модели оснащены бензиновыми двигателями.
Конечно, целью Ван было создание электрифицированных автомобилей, и первый пример последовал в 2008 году. BYD представляет F3DM (двухмоторный гибрид), мировой первый плагин-гибрид. BYD также выпускает свой первый электромобиль e6 в 2010 году. Это многоцелевой автомобиль, который изначально предназначен для такси-индустрии и даже попадает в Европу в небольших количествах. Позже он становится доступным для потребителей. BYD получает выгоду от правительственных льгот, поддерживающих разработку новых энергетических автомобилей, китайских гибридов и электромобилей. BYD с удовольствием получает субсидии, доступные для этих низкоуглеродных или нулевых углеродных автомобилей. В 2019 году BYD наконец продает больше новых энергетических автомобилей, чем традиционных автомобилей с бензиновым двигателем.
Диверсификация
Qinchuan Auto был переименован в BYD Automobile, но в 2006 году BYD создает вторую автомобильную компанию, странным образом названную BYD Automotive Industry. Эта ветвь фактически содержит все автомобильные активы BYD, за исключением BYD Автомобилей. И BYD больше не ограничивает себя только производством легковых автомобилей. Многие читатели за пределами Китая, возможно, ездили на автомобилях BYD: электрические автобусы-шаттлы и общественные автобусы BYD используются во многих аэропортах и городах по всему миру. Кроме того, BYD является крупным игроком в производстве электрических грузовиков. От мусоровозов и распределительных автомобилей до специализированных тракторов для портов и аэропортов и огромных 60-тонных грузовиков, используемых в горнодобывающей промышленности, BYD производит все виды электрических транспортных средств. Кроме того, в последние годы компания также производит монорельсовые поезда, как те, которые используются в городской сети Шэньчжэня.
Взрывообразный рост BYD был сначала внутри страны, но он получил международное признание, когда в 2008 году Berkshire Hathaway, фонд инвестиций Уоррена Баффета, приобрел значительный пакет акций BYD. Точнее 10%. Частично из-за этого BYD также попал на радар Daimler. Хотя немцы уже долгое время имеют прочные отношения с BAIC, в 2011 году они также создали совместное предприятие с BYD. Первый продукт этого совместного предприятия — электрический MPV, основанный на B-классе. Автомобиль продается под новым брендом Denza. Однако Mercedes, кажется, потерял интерес к этому предприятию и сосредоточил свои китайские операции вокруг Geely и Beijing Auto. Denza сейчас является немного забытым брендом, а их единственной оставшейся моделью является переименованный BYD Tang.
Новая династия
BYD становится ведущим игроком на китайском автомобильном рынке со своей линейкой автомобилей, похожих на Тойоты, но осознает, что ему нужно отойти от скопированных дизайнов. Его второе поколение моделей, начиная с Qin в 2013 году, получает более уникальный дизайн. Китайские автопроизводители постоянно сотрудничали с европейскими дизайн-студиями, но BYD стал одним из первых, кто нанял известного дизайнера в качестве директора по дизайну. Вольфганг Эггер, который построил свою карьеру в Alfa Romeo и Seat, был нанят в 2016 году. Таким образом, некоторые элементы дизайна BYD переносятся на другие бренды. Группа Volkswagen, кажется, особенно любит отражающую панель между фарами, которую использует BYD на многих своих автомобилях, а последняя модель Тойоты Королла имеет довольно много «лица дракона» в своей фронтальной части.
Начиная с модели Qin, BYD называет все свои модели второго поколения именами бывших китайских династий. Компания также запускает модели Tang, Yuan и Song. Модель Tang — это большой внедорожник, который очень успешен на китайском рынке, и мог бы иметь успех на американском рынке, если бы его плагин-гибридная система была разработана.
За годы BYD превратился в гибкую или подвижную компанию. Например, в начале пандемии COVID-19 несколько производителей автомобилей переключились на производство масок для лица или антисептических средств, поскольку производство автомобилей остановилась. BYD производил как маски для лица, но также разрабатывал и производил машины для их изготоления. В конце марта 2020 года они производили 100 000 масок для лица и несколько машин для изготовления масок для лица в день.
То же самое гибкое мышление проявляется в разработке автомобилей. Японские бренды лоббировали более мягкие правила для гибридов на китайском рынке и добились успеха, получив новые правила. BYD, в свою очередь, представил свою систему гибрида DM-I с самым эффективным двигателем внутреннего сгорания на рынке. Кроме того, по части разработки батарей компания ответила на опасения относительно безопасности, представив «батарею Blade», которая состоит из длинных тонких призматических ячеек, которые могут быть собраны без использования дополнительных модулей. BYD был первой компанией, которая успешно прошла новый «тест на проникновение батареи» в Китае. Ячейки используют технологию LFP, поэтому они относительно дешевы и менее ограничены в ресурсах для производства.
Новая веха
Все технологии BYD в совокупности приводят к созданию модели Han, большого седана, который прямо конкурирует с моделью Tesla 3. Седан Han дешевле, хорошо сделан и получил в основном положительные отзывы от прессы. За год продаж он был продан 100 000 раз. Это большой успех. Седан Han — это последний автомобиль BYD на платформе 2го поколения, поскольку следующий автомобиль Dolphin основан на новой, более продвинутой и гибкой третьей генерации платформы.
Стратегия BYD по производству множества компонентов в собственном производстве окупилась в условиях кризиса полупроводников. BYD в меньшей степени пострадал от кризиса, чем большинство других производителей, потому что они производят большую часть своих микрочипов самостоятельно. Чтобы монетизировать свое производство компонентов, BYD создала новое подразделение под названием Fudi и назвала его так, чтобы избежать брендинга BYD. Недавно Fudi успешно разместился на бирже в Гонконге.
Ученик и мастер
В 2019 году BYD и Тойота объявили о совместном предприятии, которое было создано на следующий год. Новая компания будет производить электромобили Тойоты для китайского рынка. Это два замечательных события по двум причинам. Во-первых, Тойота долгое время была неохотно входила в сегмент электромобилей и фокусировалась на гибридных автомобилях. Во-вторых, некоторые менеджеры BYD уже предлагали, что BYD будет разрабатывать электромобили с использованием технологий BYD, а Тойота будет помогать с производственными технологиями и поставкой логотипов. Итак, BYD вернулся к тому, с чего начинал, когда делал копии Тойоты, но на этот раз в сотрудничестве с самим Тойотой. Это действительно удивительный поворот событий, когда ученик превзошел мастера.
Подписывайтесь на наш телеграм канал - https://t.me/carxtra
По материалам Сarnewschina