Друзья, решил написать небольшой повествовательно-информационный пост. Точнее статью. Я постоянно в думаю над тем, что бы еще интересного написать на своем канале. Смотрю о чем пишут другие, и пытаюсь брать с них пример.
Поскольку мой канал называется "Интересно о транспорте России", хотя тут интересного может быть и не так много как хотелось бы. И материал в основном касается железнодорожной тематики. Что конечно же не совсем есть хорошо. Поэтому стараюсь писать п0-немногу и об авиации и автотранспорте. До кораблей так руки пока не дошли. Увы.
Поскольку я решил еще более углубиться в тему транспорта, в частности железнодорожного то потихоньку буду писать не просто скупые строки про поезда-локомотивы. А буду потихонечку рассказывать про железную дорогу вообще.
Вы наверное удивитесь названию статьи, но так и есть. Железная дорога с момента своего появления и развития сыграла ключевую роль в развитии многих государств и народов. Сделала страны такими какими они есть сегодня.
Друзья, оставим философию и погрузимся в понятия что такое железная дорога вообще.
Железная дорога что это.
Обратимся к академическому словарю.
Транспортная трасса (путь) постоянного действия, отличающаяся наличием пути (или путей) из закрепленных рельсов, по которым ходят поезда, перевозящие пассажиров, грузы, почту и так далее.
Понятие "железная дорога" включает в себя не только подвижной состав (локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны и т.п.), но и полосу отчуждения земли со всеми сооружениями, постройками, имуществом и правом провоза грузов и пассажиров по ней.
Железные дороги бывают с электрической, дизельной(тепловозной), паровой или комбинированной тягой. На территории СНГ в большинстве своем дороги электрифицированы . Но есть еще участки где поезд ходит под тепловозной тягой. Например "Заповедная магистраль". Когда при СССР это был довольно деятельный участок. Но с распадом все пошло на спад.
В Закавказье почти все железнодорожная сеть электрифицирована. А вот Средняя Азия (Таджикистан, Киргизия, Туркмения) на тепловозной тяге. Паровозная тяга сейчас используется исключительно для вождения ретро-поездов и небольших хозяйских работ.
История появления.
Еще в далекие времена что бы перевозить грузы на расстояние наши предки делали деревянные или каменные рельсовые колеи с помощью которых перемещали тяжелые предметы.
В Англии в XV веке появились первые чугунные рельсы по которым с помощью конной тяги перемещали руду добытую в рудниках. А с 1825 там же начинают постепенно применять паровозную тягу. Полноценное железнодорожное сообщение стало действовать в 1830 году, между Ливерпулем и Манчестером. До этого железные дороги, если таковые можно было так назвать действовали при рудниках и шахтах. То есть были по сути промышленными путями.
Хотя старейшая в мире общественная железная дорога действует с 1758 года в Англии опять же. Изначально она была деревянной, с конной тягой. Это дорога называется Мидлтонская. Сейчас эта дорога обслуживает туристов. При ней находится также железнодорожный музей с раритетным подвижным составом.
В Нижнем Тагиле с 1834 года начала действовать заводская железная дорога. В 1837 году в России начала работу первая публичная железная дорогу между Петербургом и Царским Селом. В 1851 году была построена двухпутная железная дорога Москва — Санкт-Петербург. В 1891 году началась стройка Транссибирской магистрали, связавшей изначально Урал(Челябинск) с Дальним Востоком(Владивосток). Движение по Транссибу началось в 1901 году. И сегодня эта дорога играет ключевую роль в экономическом, культурном и политическом развитии современной России.
Характеристика дороги.
Главной характеристикой дороги считают ширину ее колеи. Ширина колеи это размер между внутренними гранями ее рельсов. Что бы читателю было понятно что это такое приведу графический пример.
Как вы уже поняли, ширина колеи в СССР/России отличается от европейской. 1520 мм против 1435 у Европы. Такой ширина колеи окончательно утвердилась в 1840-х годах. При Императоре Николае I. Кроме того ширину колеи 1524 имеет Финляндия и 1520 Монголия. Ширина железных дорог Испании составляет 1670(1676) мм. Кроме того промышленные подъездные пути к крупным промышленным предприятиям в странах Восточной Европы(Польша, Венгрия, Чехия) от бывшей советской границы также имеют колею в 1520 мм. Так как строились при участии советских специалистов.
Ширина узкой колеи составляет 750 мм. Ширина трамвайной колеи в России в основном также составляет 1524 мм. До недавнего времени на Сахалине ширина колеи составляла 1067 мм. Года три назад полностью перешита на стандартную колею.
Строительство дорог.
Различают верхнее и нижнее строение пути. К верхнему строению относят рельсы, шпалы, стыковые скрепления. Все вместе это называют рельсошпальной решеткой. Нижнее строение пути гораздо более сложнее если так можно выразится. К нему относятся - земляное полотно - насыпь из щебня, на которую уложен рельсовый путь. Кроме того к нижнему строению пути относят мосты, эстакады, туннели, водосливные системы и так далее. Бока насыпи называют откосами. Ведь существует же выражение - пустить поезд под откос. В времена Великой Отечественной советскими партизанами не одна сотня составов с вражеской техникой и людьми была пущена под откос.
Строение путей не сложное на самом деле. Но подробно останавливаться на нем мы сейчас не будем. Рассмотрим позже в других статьях.
Для прокладки путей и также для их замены используются специальные рельсоукладочные поезда. А также ряд другой специальной железнодорожной и дорожной техники.
Связь и сигнализация.
Когда то давно регулировку движения осуществляли специально обученные люди. Раньше для этого обходились простым паровозным свистком. Позже стали использовать специальные петарды и флажки. Но флажки использовать в непогоду было затруднительно. Так как машинисты, их помощники и кондуктора не всегда могли различить цвета флажков.
Первые простые оптические телеграфы появились в 1840-х годах на дороге от Петербурга до Павловска. Они передавали с поездов три разных сигнала. Использование их осуществлялось в основном ясную погоду. Но стоило погоде испортится как пользоваться такими штуками становилось сложно. Появление позже электро-магнетических телеграфов немного улучшило ситуацию.
Ну а с конца XIX-века на дорогах стали появляться привычные нам семафоры. Которые значительно упростили регулировку движения поездов. Первоначально они имели всего два цвета - красный, проезд закрыт. А белый проезд разрешен.
Хотя современные устройства железнодорожные светофоры мы по прежнему в обиходе называем семафорами. Что не есть верно. Сейчас железнодорожные указатели цветов технически именуются именно светофорами.
Ну а с развитием техники в XX-м веке, постепенно менялась связь и сигнализация на стальных магистралях. А во второй половине XX-века постепенно внедрялась и автоматизация управление сигнализацией. Теперь если перегон занят поездом, то автоматически загорается запрещающий сигнал. Раньше перемещение сигналов семафора осуществлялось в ручную.
Так что сегодня железная дорога, это не просто шпалы с рельсами. Железная дорога играет ключевую роль для многих городов и поселков как в России так и за рубежом. Достаточно вспомнить какой импульс развития дало строительство БАМа сибирским поселкам. Сегодня это не просто средство доставки их пункта А в пункт Б грузов и людей. Сегодня это целый мир со своими правилами и привычками, терминами и понятиями. Со своей структурой, архитектурой, политикой и так далее. Со своей по истине уникальной романтикой.
Друзья, я не профессиональный железнодорожник, поэтому все подробности железнодорожного дела могу и не знать, поэтому не судите уж строго. Стараюсь писать доступным языком, что бы всем было более-менее понятно. Параллельно изучая материалы про железнодорожный транспорт и железную дорогу.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду за это вам признателен.