Найти тему
Основная Линия Мысли

Система подготовки самураев. Заключительная часть

Оглавление
"Ронин". Арт в свободном доступе
"Ронин". Арт в свободном доступе

Тренировки фехтования "Кэндо"

Тренировки кэндо должны были подготовить самурая к борьбе с настоящим противником в сражении или в поединке, где искусство фехтовальщика проявлялось в числе взмахов мечом (татикадзэ).

Это было важно не только в престижном отношении, но и в военных условиях, когда мастерство позволяло фехтовальщику сберечь силы для сражения со следующим неприятельским воином.

При этом считалось, что опытный воин обязан был повергнуть врага лишь одним (сокрушительным) ударом. Идеальным считался удар - под названием «кэсагакэ», или «кэсагири», рассекающий противника наискось от плеча до пояса.

В подготовке к поединку, особое значение придавали сосредоточенности и правильному дыха­нию. Этот вид успокоения нервной системы и самовнуше­ния, практикуемый самураями перед борьбой, развился в фехтовании при непосредственном влиянии секты «Дзэн».

Боец садился на пол и дышал медленно, глубоко и ритмично, стараясь отвлечься от всех мешающих посторонних мыслей.

После такой подготовки легкие расширялись, кровяное давление в мозгу становилось меньше, чем при нормальном дыхании, центральная нервная система успокаивалась, что позволяло вести борьбу более хладнокровно и продуманно, быстро, без суеты реагировать на действия противника.

Пример тренировки дыхания самурая. Изображение в свободном доступе
Пример тренировки дыхания самурая. Изображение в свободном доступе

Благодаря таким упражнениям и самоуглубленной медитации тело и душа борца, по пред­ставлениям теоретиков кэндо, «должны были достичь состо­яния освобождения от пространства и времени».

Таким образом, фехтовальщик полностью отключался от влияния окружающей среды, направляя свои мысли исключительно на борьбу.

Однако о победе думать запрещалось, так как, по мнению японцев, борьба может стать безнадежной в момент, когда кэндоист думает о достижении победы. Это вызывает волнение, потерю самообладания, сбивает дыхание, а в итоге приводит к ослаблению мускулов, которые уже не управляются волей фехтовальщика.

Заключение

При интенсивном бое, организм самурая нуждался в обеспечении большим количеством кислорода. В этом случае большое значение имели выкрики. Набирая полные легкие воздуха, фехтовальщик наступал на против­ника с громким криком, который способствовал развитию духа атаки и деморализации врага.

Главным в этом упражнении был вдох при движении, так как, по мнению японцев, победу может одержать лишь тот, чьи легкие наполнены воздухом.

В момент нанесения удара дыхание должно быть остановлено для быстрого и сильного напряжения всех мышц. После удара фехтовальщик делал выдох, но, не выдыхая весь воздух, чтобы его полное отсутствие в легких не привело к расслаблению мускулатуры.

Формы кэндо были различными. Прежде всего, это относилось к школе фехтования на самурайских мечах - иаи. Этот характерный только для Японии вид единоборства возник в средневековье приблизительно во времена Гэнки - Тэнсё (апрель 1570 - июль 1573 - декабрь 1592), в период напряженной борьбы за политическое объединение страны.

Сутью этого направ­ления кэндо было внезапное выхватывание меча из-за пояса самураем, находящимся в сидячем или ином положении, и нанесение смертельного удара врагу.

Иаи применялось также в решающие моменты многочисленных в то время заговоров, когда самураи выхватывали свои мечи и начинали схватку сидя, так как подъем с места мог занять больше времени, приводя к потере внезапности.

Впоследствии, в период Эдо, иаи становится уже просто аттракционом (иаинуки), для демонстрации во время праздников. Смысл аттракциона заключался в том, что после молниеносного проведения приема, оружие с такой же быстротой вставлялось обратно в ножны.

Для иаинуки приглашали наиболее искусных фехтоваль­щиков (обычно ронинов), потому что фехтование в сидячем положении требовало особой степени мастерства.

Сидячий фехтовальщик не имел такой возможности для передвижения и маневра, как кэндоист, стоящий на ногах, поэтому он должен был обладать исключительной реакцией, развитой координацией и превосходно знать технику кэндо.

Заслуживает внимания также способ фехтования двумя (большим и малым) мечами одновременно. Человек, фехту­ющий двумя мечами сразу, назывался «рётодзукаи». Как правило, это был самурай, познавший кэндо во всех его тонкостях, - настоящий мастер своего дела.

Фехтовальщики этой школы кэндо (ниторю) держали обычно в правой руке большой меч, которым наносили удары по противнику, малый же меч служил, в основном, для парирования атак.

Пример техники фехтования "рётодзукаи". Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик
Пример техники фехтования "рётодзукаи". Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик

После прекращения междоусобных войн и с постепенным введением огнестрельного оружия кэндо начало терять прак­тическое значение. Однако до 1876 года (после отмены права на ношение самураями мечей) два меча продолжали оста­ваться знаком отличия и привилегий воина.

Самураи продол­жали использовать своё оружие при самозащите или нападении, а также во время бесчисленных поединков, вследствие чего продол­жало жить и искусство фехтования.

Но тренировки кэндо в кланах феодалов приобрели уже скорее спортивный характер, нежели военный. Это и поспособствовало созданию защитного снаряжения, которое делало кэндо менее опасным.

Для защиты лица стала применяться маска (кана-мэн, или просто мэн), изготовленная из металла или бамбука, шею и грудь прикрывал металлический панцирь (кана-до, или до), на руки надевались специальные рукавицы (котэ).

Подобное снаряжение продолжает существовать у кэндоистов и в наши дни.

В подготовке этой статьи использованы материалы из книги «Боевые искусства мира», автора Игоря Ивановича Горевалова, изданной в 1994 году. Отличная работа, рассказывающая об истории, философии боевых искусств, боевых стилях и звездах спорта и кинематографа. Искренне советую всем поклонникам данных направлений.