Знаете, в окружении каждого их нас есть такие люди, которые всегда считают себя лучше, умнее, красивее, достойнее других.
Наверняка вы сталкивались.
Это когда ты предупреждаешь о чем-нибудь человека, видя и понимая риски, а он улыбается в ответ: «Да фигня, со мной такого не случится». Или когда даешь дельный совет, а он отмахивается, мол, сам все знаю, сам разберусь. Договариваешься о чем-то во время совместных действий, а он делает по-своему, не как договорили действовать.
Бывает всё, проходит гладко, потенциальные риски не реализовываются, несмотря на пренебрежение ими, посоветованное не приходится применять, а сделанное по-своему не вредит общему делу.
Но бывает и наоборот, когда самоуверенность и самонадеянность человека доставляет проблем не только ему, но и другим.
Вот как раз второе мы очень хорошо узнали во время монгольского путешествия «на диване» уже на второй день. И самоуверенность сильно повредила нашим планам, в самом начале путешествия использовав резервный день на случай происшествий и лишив нас в дальнейшем возможности маневра.
Все произошло на этой дороге.
Обычная для Монголии междугородняя трасса, которая есть даже в местном атласе автомобильных дорог и на Гугл-картах.
Но, как и на множестве других таких монгольских дорог, на ней нет асфальта и это просто грунтовка. Со всеми присущими ей прелестями, главными из которых являются сплошная пыль и коварная каменистая поверхность грунта чреватая острыми краями булыжников. О которые запросто можно пропороть колесо.
Об этом на всех профильных ресурсах и форумах предупреждают бывалые путешественники, об этом мы говорили и с водителем нашей второй машины накануне выезда в двухнедельный трип через Монголию.
Дима тогда улыбался, воспринимая брифинг как скучный инструктаж путешественника-зануды. Но, как выяснилось, зря.
В тот день мы с трудом, но без происшествий выбрались из плена адской дороги вдоль озера Хубсугул, быстро пообедали в поселке Хатгал и выдвинулись в сторону перевала Бюгсейн Хуур, где планировали заночевать в палатках.
До планируемого места стоянки было около 100 километров по грунтовке, а день близился к концу. Мы с Димой ехали примерно в 1 километре друг от друга, чтобы он не ехал в сплошной пыли, которая на монгольских «дорогах» очень долго держится в воздухе. Связь поддерживали при помощи рации.
В какой-то момент Дима ворвался в эфир не с очередной шуткой, а с фразой «У меня тут загорелась какая-то лампочка, похожа на человечка с причёской». Хотя он по своей привычке и тут пытался острить.
— Дима, это датчик давления в шинах, остановись, посмотри, что с колесами, — ответил я ему в рацию и остановился на обочине, чтобы дождаться напарника.
Он ответил «ОК» и затих. Мы ждём, второй машины пока нет, в рации тоже тишина. Не выдерживаю, вызываю Диму:
— Дима, ну что там колёса?
— Да ничего, все нормально, едем.
Решаю дождаться Диму, чтобы убедиться лично (как ***й чувствовал). Слышу за скалой шум машины им наша вторая Тойота выныривает из-за бугра. С каким-то очень незнакомым мне шлёпающим звуком...
— Ничего себе, какое смешное у нас колесо — пошутил Дима, выйдя из машины и подойдя к ошарашенно разглядывающий заднюю правую часть машины наш экипаж.
— Дима, ты нормальный??? Ты зачем ехал на спущенном колесе??? Ты же его просто уничтожил!
Выяснилось, что Дима в ответ на мою просьбу в рацию даже не вышел посмотреть на колёса.
— Да я потихоньку ехал, машину не тянет, все нормально, ну я и поехал дальше. Я же не думал, что так будет...
Сначала не внял предупреждениям и прорезал боковину колеса о камень о высокий бортик обочины, затем придумал себе, что ничего плохого с колесом не происходит, несмотря на allert датчика о падении давления в шинах и уничтожил новую покрышку.
Пришлось менять колесо на запаску и вместо продолжения пути поворачивать назад, в ближайший городок Мэрин. Т.к. дальше нам предстояло больше 250 км по горным дорогам без населенных пунктов и шиномонтажек. А делать это с одной запаской на двоих и Димой за рулем было бы самоуверенностью уже для меня, как организатора путешествия.
Шиномонтаж в Мэрине мы нашли уже на закате и там удалось купить шину точно такого же размера, как и уничтоженная, оставив её запаской.
Принятое решение не рисковать ехать дальше оказалось очень правильным, т.к. назавтра за перевалом колесо пробил уже я, поймав гвоздь на старом мосту через ручей. А еще через день, еще не доехав до следующего поселка, колесо снова пробил Дима. И вот тогда мы бы остались без запасок и пришлось бы оставлять одну машину, на второй ехать со всеми пробитыми колесами их чинить, а затем возвращаться обратно.
И это была бы потеря целого дня с учетом монгольских реалий и необходимость сокращать маршрут, чтобы вписаться в тайминг.
В дальнейшем хотя бы одно колесо мы пробивали почти каждый день, настолько коварные грунтовки в этой стране. Поэтому если соберетесь в путешествие по Монголии на авто, не пренебрегайте предупреждениями об их дорогах и берите с собой дополнительные запаски, если есть такая возможность...
——————-
Это большой цикл о серии моих путешествий в Монголию.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!