В результате Великой Октябрьской социалистической революции, преемником Российского императорского военно-воздушного флота стал Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ), образованный 6 декабря 1917 года.
Основу личного состава РККВФ на первоначальном этапе составили вступившие в него революционно настроенные лётчики-офицеры, лётчики-солдаты и мотористы. В дальнейшем авиация молодой страны Советов пополнялась лётчиками, лётчиками-наблюдателями, авиационными техниками-механиками, мотористами и другими авиационными специалистами, подготовленными в различных учебных заведениях. К концу 1918 года в Воздушном Флоте страны было 269 летчиков и 59 летчиков-наблюдателей.
Главными задачами авиаторов Красного воздушного флота являлась борьба с авиацией противника, разведка, поддержка с воздуха сухопутных войск, агитационная деятельность, организация связи между группами войск.
Разумеется, по сравнению с первой мировой войной, масштаб деятельности авиации в гражданской войне был гораздо меньшим, в первую очередь, в связи с постоянным снижением производства новых самолетов и с изношенностью авиационной техники. А закупать авиатехнику за границей в условиях экономической блокады РСФСР не могла.
Достаточно большой была и убыль авиационного парка – в течение гражданской войны боевые потери красной авиации составили 422 самолета, из них 365 – в авариях. А общие безвозвратные потери достигали почти 2.000 самолетов, в основном в результате списания изношенной, выработавший ресурс и просто сгнившей от плохих условий хранения авиатехники, а также по другим причинам.
Терялись и ценные авиационные кадры. Так, за 1918 год было потеряно 83 лётчика и 23 лётчика-наблюдателя, за 1919 год – 148 лётчиков и 67 лётчиков-наблюдателей, за 1920 год – 72 лётчика и 26 лётчиков-наблюдателей. Всего потери авиаторов составили 303 лётчика и 116 лётчиков-наблюдателей.
Тем не менее, лётчики большевиков произвели 21.421 боевой вылет (по другим данным – 19.377 боевых вылетов), сбросили 94.508 кг бомб (по другим данным – 36 тонн бомб), 9.000 кг (по другим данным – 6 тонн) агитационной литературы, большое количество металлических стрел, провели 144 воздушных боя и сбили 21 самолет противника.
Собрав воедино данные различных источников, можно составить следующий список воздушных побед авиаторов Красного воздушного флота:
Первую документально подтвержденную воздушную победу Красного Воздушного флота одержал экипаж двухместного самолёта «Сопвич» в составе летчика Феоктиста Граба и наблюдателя Ипполита Шульца (1-я Тверская авиагруппа), который 16 октября 1918 года в районе станции Шамара сбил белогвардейский истребитель «Ньюпор-17». Меткая пуля из турельного пулемета летнаба угодила прямо в сердце вражеского лётчика прапорщика П. Н. Владимирова из 33-го корпусного авиаотряда и неуправляемый истребитель рухнул в тайгу.
По некоторым данным, в начале мая 1919 года севернее Шенкурска экипаж пилота Н. В. Суворова и летнаба А. С. Слепяна из 18-го армейского разведотряда на «Сопвиче» сбил английский истребитель. Однако, судя по архивным документам, в мае 1919-го ни английские, ни русские части Славяно-Британского авиакорпуса боевых потерь не имели.
Считается, что в мае того же года пилот «Ньюпора-23» красвоенлет Сергей Смирнов из того же 18-го армейского разведотряда также сбил один английский самолет. Однако и этот успех не нашел подтверждения в документах противника.
Одну воздушную победу засчитали 6 мая летчику Петру Пентко из 2-го разведотряда, который в районе станции Обозерская обстрелял белогвардейский бимоноплан. Можно предположить, что советский летчик атаковал «Сопвич полуторастоечный» поручика Бабаненко из Славяно-Британского авиакорпуса, который получил повреждения и совершил вынужденную посадку, не долетев до своего аэродрома.
16 июня красвоенлет Даниил Щекин ведя воздушный бой на «Ньюпоре» пробил водяной радиатор на английском самолёте «Де-Хэвилленд» DH-9a и тот с остановившимся винтом произвел вынужденную посадку в 30 верстах юго-восточнее Астрахани. Обоих вражеских лётчиков взял в плен конный разъезд красноармейцев. Пленными оказались английские лейтенанты Ингрэм и Мэнтл из 221-го дивизиона.
Несколько дней спустя тому же красвоенлету Даниилу Щекину посчастливилось сбить ещё один «Де-Хэвилленд» DH-9a из английского 221-го дивизиона. Вероятно, пилот самолёта был убит или тяжело ранен, так как самолет почти отвесно рухнул вниз, врезался в землю и взорвался. На месте его падения красноармейцы собрали куски крыльев и не сгоревшие в бензиновом огне металлические детали фюзеляжа. Странно, однако, найти подтверждений этого факта в английских документах пока не удалось.
28 июня южнее Царицына пилот «Ньюпора-23» Николай Загудаев из 4-го истребительного отряда пулеметной очередью прострелил мотор однотипному белогвардейскому самолёту. Деникинский летчик капитан Глеб Гибер-фон-Грейфенфельдс, подломив шасси, посадил свой самолёт сел на советской территории и пытался бежать, но был застрелен красноармейцами.
Литовский самолет LVG C.VI («Эльфауге») успешно атаковал 24 сентября в районе города Двинск пилот самолёта «Ньюпор-23» Алексей Ширинкин (7-й истребительный авиаотряд). Вражеский самолёт был подбит, но пилот сумел перетянуть через линию фронта и совершить вынужденную посадку в поле.
Редчайшего успеха добился воздухоплаватель Виктор Конокотин из 21-го воздухоплавательного отряда – 30 октября, отстреливаясь из ручного пулемета «Льюис», он сбил английский истребитель «Кэмел», который упал в волны Финского залива на траверзе форта Красная Горка. Это был единственный за всю гражданскую войну успешный бой аэростата с самолетом.
Сражаясь против белополяков на Западном фронте, 17 апреля 1920 года сбил один самолёт уже знакомый нам красвоенлёт Алексей Ширинкин из 7-го истребительного авиаотряда.
А 1 мая в районе деревни Большие Негневичи на Западном фронте пилоты самолётов «Ньюпор-24» из 7-го истребительного авиаотряда Матвей Буров, Александр Кузин, Владимир Соболев и всё тот же Алексей Ширинкин приземлили совместными усилиями польский самолёт «DFW C.V». Вражеский самолёт был подбит, но пилот сумел перетянуть через линию фронта. Затем, верхнее крыло самолета «сложилось», оторвавшись от перебитых стоек, и он рухнул плашмя на вспаханное поле, получив значительные повреждения. При этом пилот сержант Ладога и летнаб подхорунжий Йозеф Клич получили легкие травмы.
Встречается информация о том, что 9 мая на Западном фронте в районе аэродрома Киселевичи пилот самолёта «Ньюпор-24бис» Григорий Сапожников (1-й истребительный дивизион) сбил польский наблюдательный аэростат. Однако в действительности, он лишь заставил его снизиться.
На следующий день 10 мая Григорий Сапожников на своем «Ньюпоре-24бис» с изображением большого пикового туза на фюзеляже одержал ещё одну воздушную победу – в районе аэродрома Салтановка он сбил польский самолёт LVG C.VI («Эльфауге»). Вражеский лётчик командир 12-го разведывательного эскадрона капитан Владислав Юргенсон совершил вынужденную посадку и был взят в плен.
14 мая на «Ньюпоре-24» снова отличился красвоенлёт Алексей Ширинкин из 7-го истребительного авиаотряда, уничтожив в районе деревни Лошница польский самолёт «Хальберштадтт СL-II». Экипаж противника – пилот сержант Владислав Бартковяк и летнаб подхорунжий Йозеф Клич – погиб.
Интересный случай произошел 27 мая – польский истребитель подхорунжего Туровского получил серьезные повреждения от огня двух красных «Ньюпоров». Поляк совершил вынужденную посадку на своей территории, при этом его самолет был разбит, а сам он получил ранение. Кто из красвоенлётов участвовал в этом успешном воздушном бою – пока установить не удалось.
Один польский самолёт «SPAD S.VII» сбил 29 мая в районе аэродрома Славный пилот самолёта «Ньюпор-24» красвоенлёт Александр Петров (7-й истребительный авиаотряд). Польский пилот подпоручик Стефан Павликовский из 19-го истребительного эскадрона совершил вынужденную посадку на своей территории.
По некоторым данным, пилот самолёта «Ньюпор» Григорий Сапожников (1-й истребительный дивизион) в один из дней июля сбил очередной польский самолет на Западном фронте, однако, по этому поводу есть некоторые сомнения.
3 июля пилоту «Ньюпора-23» красвоенлету Феликсу Ингаунису удалось в районе Крыма подбить врангелевский самолет. Беляк приземлился на своей территории, самолёт за ночь был разобран и увезен в ремонт.
В некоторых источниках встречается информация о том, что 12 августа в районе Каховки пилот самолёта «Ньюпор» Николай Васильченко из 6-го истребительного авиаотряда сбил два белогвардейских самолёта «Де Хэвиленд». Однако, к сожалению, это не соответствует действительности.
Уникальный воздушный бой произошел 18 сентября, когда на Юго-Западном фронте сошлись в схватке четыре одномоторных бомбардировщика беляков «Де Хэвилленд» и два четырехмоторных бомбардировщика красных «Илья Муромец». Хвостовому стрелку одного из «Муромцев» Ф. В. Михайловскому огнем из пулемета «Льюис» удалось прострелить радиатор и рубашку охлаждения двигателя «Де Хэвилленда» поручика Павла Качана из 5-го авиаотряда. Белогвардейский лётчик совершил вынужденную посадку, едва перетянув через линию фронта.
Последние из известных воздушных побед красвоенлётов датируются 14 октября, когда пилот самолёта «Ньюпор» Николай Васильченко (6-й истребительный авиаотряд) сбил два белогвардейских самолёта. Правда, документальных подтверждений этому не имеется.
Следует обратить внимание на то, что этот список пока ещё не является абсолютно точным и окончательным, поэтому, предстоит ещё длительная работа по уточнению уже имеющихся данных и поиску новой информации.
Остается добавить, что за героизм и мужество, проявленные в годы гражданской войны, 219 лётчиков и лётчиков-наблюдателей были награждены орденами Красного Знамени.
16 красных авиаторов (по другим данным – 19 человек) были удостоены этого ордена дважды, среди них П. Г. Алексеев, Ю. И. Арватов, М. А. Волковойнов, И. Ф. Воедило, В. Ф. Каминский, С. Я. Корф, В. Л. Мельников, И. К. Михалюк, С. Н. Никитин, А. К. Петренко, А. Д. Ширинкин и другие.
Тремя орденами Красного Знамени были награждены 5 красвоенлётов: П. Х. Межерауп, Я. Н. Моисеев, С. А. Монастырев, И. У. Павлов, Е. М. Ухин.
Очень жаль, но судьба некоторых прославленных краснознаменцев оказалась печальной – кому-то как, например, Г. С. Сапожникову, довелось погибнуть в авиакатастрофе, а некоторым подвергнуться репрессиям. Даже Алексей Дмитриевич Ширинкин, уже будучи Персональным пенсионером РККА, был арестован по обвинению в шпионаже и подготовке террористического акта. По приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР, самый результативный лётчик-истребитель гражданской войны был расстрелян 8 февраля 1938 года…
https://proza.ru/2019/09/21/690