Первая книга наступившего года. Совру, если скажу, что внимательно прочитал от начала до конца. Хотя исследование держало страницы до трехсотой. Оставшиеся двести уже просто пробегал по диагонали: устал от обилия незнакомых имен.
Интересна она будет, как мне кажется, в первую очередь, студентам-историкам и людям, интересующимся современной историей Пиренейского полуострова.
В основе книги - все-таки две, а не три, как заявлено, европейские диктатуры: испанская и португальская. О военном перевороте в Греции и приходе к власти «чёрных полковников» - всего несколько абзацев. Это и понятно: их семилетие у власти - с 1967 по 1974 - цветочки по сравнению с почти сорока годами Франко в Испании или Салазара в Португалии (два последних года Салазар тяжело болел и ему даже отдельную газету печатали, чтобы не расстраивать.)
Баунов сравнивает два диктаторских режима и двух диктаторов: как пришли к власти, как развивался режим, как после диктатуры страны выходили к демократии. К слову, если Испании удалось перестроить систему власти путем поэтапных реформ, то режим Салазара, завязнувший в войне с колониями, через четыре года после смерти диктатора смела революция гвоздик. После нее, кстати, к власти пришли представители левых партий и начали строить в Португалии социализм - с национализацией заводов и земель, но его достаточно быстро свернули.
Интересно, что в начале 2000-х на португальском телевидении в интерактивном голосовании на шоу «Великий португалец» Салазар занял первое место. Это как у нас в свое время Сталин обошел Александра Невского. Выходит, что мечта о сильной руке не только наша национальная черта. Как и использование практически идентичных лозунгов (Una, Grande y Libre - единая, великая, свободная в франкистской Испании или «религия, патриотизм, семья» в Португалии Салазара).
Главный вывод из книги банален донельзя: любая диктатура рано или поздно заканчивается. И сроки ее не всегда зависят от активности и желания масс.
*Александр Баунов внесен в реестр иноагентов
Фрагмент из книги:
…сторонники найдутся и находятся у тех идей, которые когда-то привели диктаторов к власти и позволили долго ее удерживать. Назвать свою страну, свой народ, свою цивилизацию исключительными и противопоставить их остальным — этот механизм до сих пор работает. Обвинить в своих проблемах внешних врагов и их внутренних пособников — инструмент, который редко дает сбои. Сказать, что нас не любят за то, что мы лучше, честнее, глубже, праведнее, духовнее, и на этом основании позволить себе ненавидеть других — отличный план.
Объявить несогласных предателями и агентами внешних сил оказывается соблазнительным не только для диктатур.
…
Очень действенный прием - говорить от имени группы, нации, культуры, церкви, исключая тех, кто хочет сказать что-то другое. Править, противопоставив одних граждан другим, объявить одних хорошими, а других плохими, эксплуатировать удовлетворение тех, кто попал в число хороших, — это дает неизменный результат. Использовать давнюю или новую войну для патриотической мобилизации населения и уничтожения противников власти - до поры до времени безотказно действующий прием. Пугать врагами и бедами из прошлого и представлять себя спасителем от них в настоящем и будущем…