Найти тему

Китайское "травяное" письмо

Сегодня речь пойдёт о пятом стиле китайской письменности. Это Цаошу 草书, [cǎoshū] или травяное письмо. Иероглиф 书 [shū]в данном случае означает «письмо, почерк», а иероглиф 草 [cǎo] — «быстрый, небрежный, неаккуратный». Таким образом название стиля означает «небрежное письмо» или «черновое письмо». Однако, в связи с тем, что иероглиф 草 [cǎo] имеет еще одно значение — «трава», название стиля также переводится как «травяное письмо».

Существует много различных видов скорописи (цаошу), например:
Цаочжуань — скорописный вариант печатного письма
Цаоли — скорописный вариант официального письма
Куанцао — «бешеная скоропись» и т. д.

-2

Всем разновидностям скорописи присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и быстрота написания, в силу чего написанное зачастую выглядит неразборчиво, но эти же особенности цаошу придают ему особое очарование, которое выражено в словах «кисть мастера остановилась, а идея продолжает жить».

Харктерные особенности цаошу: иероглиф упрощается, часть элементов иероглифа может пропускаться, оставшиеся значительно утрируются. Текст пишется еще более цельно и стремительно, чем в "синшу". Зачастую несколько иероглифов сплетаются в единую вязь. Это наиболее трудный стиль, как в написании, так и в прочтении.

-3

"Травяные иероглифы" иероглифы подобны абстрактному полотну. Для того, чтобы прочитать написанное стилем "цаошу" необходим не только практический опыт письма кистью, но и немалый культурный багаж – знание классических философских и поэтических текстов.

Лучшие каллиграфы различных эпох, творившие в стиле скорописи, — такие, как Ван Сяньчжи в эпоху Восточная Цзинь, Хуай Су (725—785) в эпоху Тан или живший не так давно Юй Южэнь (1879—1964), — все были способны выявить в хаосе определенный порядок и найти свой индивидуальный стиль.