Аркадий Ильич Островский был добрейшей души человек. Когда он жил в Фурманном переулке он каждый день катал на своём москвичёнке толпы детей. Его машину знали все в округе, и он её даже не закрывал. Он написал десяток супер-хитов, каждый из которых является жемчужиной советской песни. Он бы написал их ещё целый ваго и маленькую тележку, но язвенная болезнь скосила его в 1967 году. Композитору было всего 53 года.
Но даже в своих лучших снах ему не могло привидеться, что его "Вокализ" через 45 лет станет мировым хитом. История создания этой песни, написанной за год до его смерти, сложная. Композитор родил мелодию, оркестровал её, и позвал своего друга Льва Ошанина чтоб тот озвучил её стихотворно. Но у Ошанина ничего не получалось. Точней что-то получалось, но А. Островский это категорически отвергал. В конце концов друзья поругались. Уходящему Л. Ошанину композитор в догонку крикнул, что мол мне и не нужны твои стихи, это будет песня без слов.
Пригласив к себе домой Эдуарда Хиля, они её отрепетировали многократно, и поехали записывать на студию, где их поджидал оркестр под управлением Ю. Силантьева. Тут уже Силантьев заартачился: "Как так, песня без слов?". Аркадий Островский предложил всё же сделать студийный вариант в исполнении заготовленного вокализа Эдуарда Хиля, чтоб не терять время, а потом предложил записать её со стихами, если они вообще родятся. В итоге довольно быстро музыканты записали ту самую аранжировку с вокализом Э. Хиля, которая теперь известна всему миру.
Потом появился известный поэт-песенник Владимир Семернин, который принёс готовый вариант стихов для песни. Стихи были натурально ковбойские. Ковбой возвращается по Прерии домой, зная что его жена Мэри сидит дома и вяжет чулок. Островский послушал их, и сказал Семернину: "И ты что думаешь, это пропустит цензура?". Впрочем кусочком семернинского текста композитор таки же воспользовался. Он вставил его в название. Теперь его вокализ стал официально называться "Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой".
Песня так и не обросла текстом, и композитор запустил её в жизнь.
Впрочем несмотря на то, что уже была готова запись с Эдуардом Хилем, публике она была представлена в исполнении Муслима Магомаева, на "Голубом огоньке" в новогоднюю ночь 1966 года. Муслим спел её прекрасно, по-своему обыграв мелодию голосом. Может это получилось слишком академично, но в целом неплохо. Кстати, после Муслим её совсем не пел.
Вскоре на телевидении появился с песней Эдуард Хиль. Это была студийная видеозапись, этакий клип из 60-х. А еще через год по телевидению была прямая трансляция правительственного концерта из зала Чайковского, где Э. Хиль спел "Вокализ" немного по-другому, в более быстром темпе и форсируя до хрипа голос. Что было очень смело для такого ответственного концерта. Это было в 1968 году.
В том же 1968 году появилась запись "Вокализа" в исполнении Валерия Ободзинского. Это был кусочек видео из телефильма о Москве. В том же 1968 году эта запись Ободзинского вошла в серию пластинок "Калейдоскоп 17", и пошла огромным тиражом в продажу. Но наш певческий гений, у которого в горле застрял слиток золота, после, как и М. Магомаев, практически "Вокализ" А. Островского не пел.
Пел песню также частый гость Советского Союза, известный венгерский певец Януш Коош. Причем венгры даже сумели написать на мелодию свой венгерский текст.
Зато Эдуард Хиль, по праву считавшийся первым исполнителем песни, вокализ, который для краткости иногда объявляли "Я возвращаюсь домой", а ещё чаще просто говорили "Песня без слов", пел регулярно на своих концертах.
Когда подоспел концерт памяти А. Островского в 1976 году, Эдуард Анатольевич на ленинградском телевидении отметился целым рядом песен Островского, основой которой были песни морской тематики, и среди них промелькнул уже подзабытый "Вокализ". Кстати певец вспоминал, что запись этого фильма делали в студии в Швеции, и он там щеголял в только что купленном шведском костюме.
Именно этот отрывок из телефильма, который был подписан правильно "Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой" длиной на 2 минуты 45 секунд, и стал популярным на весь мир. Но произошло это уже в 2009 году.
В 2009 году наш прославленный певец отмечал свое 75-летие, и его сын выложил этот ролик на ю-тубе ко дню рожденья отца. За очень короткое время ролик посмотрели 5 миллионов пользователей, которые написали 13.000 комментариев.
Дальше началась прямо-таки трололомания. Эдуарда Хиля окрестили западные товарищи Мистером Трололо. Неповторимое звучание и стиль Хиля сделали песню настоящим мировым хитом.
Потом стали рождаться как грибы пародии, песню стали перевать известные люди, всяко разные оскароносные ударники капиталистического труда, голливудские небожители и проч. Песню обыгрывали в комиксах, мультфильмах. Кто-то в то время даже вполне серьёзно заявил, что Мистер Трололо в США популярней президента Обамы.
Эдуард Хиль рассказывал, что о своей неожиданной славе за границей узнал случайно - от сына и внука. Он отмечал, что был ошарашен этой новостью, но отреагировал на неё положительно. Будучи очень весёлым, жизнерадостным человеком он шутливо отвечал: "Всё это очень хорошо. Я теперь хочу выступать не под именем Эдуарда Хиля, а под псевдонимом Трололомэн. По крайне мере, рассматриваю этот вопрос".
Хиля тролили западные слушатели. Самая популярная байка была, что это не живой человек поёт на экране, а советский робот, которого запрограммировали делать определённые движения, и правильно открывать рот.
В бывший Ленинград самому Мистеру Трололо летели письма со всех краёв Земли от Австралии до Канады с пожеланиями подписать контракт на выступления. Особенно донимали певца жители США и латинской Америки. Видимо настроение песни они восприняли как чисто американское. Да и в нашей стране интерес к пожилому певцу возрос многократно. Его опять стали приглашать в различные передачи, "огоньки", концертные залы и клубы. Возможно, что такая обрушившаяся популярность и ускорила уход Эдуарда Анатольевича.
Хотя сама его смерть была скорее нелепой. Певец пострадал в парикмахерской во время мойки головы, которую по новым правилам гигиены стали делать закидывая голову назад. Видимо доброхот-парикмахер слишком перегнул его шею, чтобы вода не заливалась за шиворот. В итоге прямо в цирюльне известному музыканту стало плохо и у него случился инсульт. Последующая госпитализация в итоге мало помогла. Певца вскоре не стало.
И не только наша публика, но и мировая общественность искренне сожалела о скоропостижной кончине Мистера Трололо. Родственники певца получили множество соболезнований, во многих западных СМИ было сообщено об уходе певца.
Сейчас на сцене с песнями Эдуарда Хиля стал появляться его внук Эдик. Эдуард Хиль-младший и голосом и улыбкой очень похож на своего прославленного деда. Песни деда в его исполнении звучат очень знакомо и убедительно.