Всех поздравляю с зимними праздниками! В честь подготовки к Рождеству в книжном клубе, в котором я состою, читали рождественские повести и рассказы. Одно из произведений в списке - "Рождественская песнь в прозе" (1843) Чарльза Диккенса.
Это фантастическое произведение о душевной трансформации человека. Главному герою, являются духи Рождества и показывают события, которые заставляют его измениться. И, о чудо! В одну ночь Эбенизер Скрудж становится из пропащего скряги приятнейшим человеком.
Интересно, что схема психотерапевтической работы, предложенная Диккенсом вполне рабочая, хоть и сильно упрощенная. Подобный метод был предложен, например, Николаем Линде для избавления от агрессии в книге "Психологическое консультирование. Теория и практика".
Но перейдем к анализу...
В первой строфе мы знакомимся с героем. Его поведение явно отклоняется от нормы. Он скуп, недоверчив и пассивно агрессивен. Высказывания едкие и колкие, отказывает в помощи и сочувствии всем, кто бы это ни был, даже если ему самому и его богатству ничего не угрожает. Угрожает другому - его образу я, его концепту мира, который держится на уверенности в том, что весь остальной мир не такой как нужно. Скрудж болезненно противостоит реальности. Это патохарактерологическая девиация. Такие девиации обычно складываются в следствии усвоенных извне убеждений. Часто в процессе воспитания или попадания в дурную компанию, где ценности отличаются от общепринятых.
Помимо знакомства с тем, что представляет собой Скрудж сейчас, в первой строфе происходит первое чудо - к герою является дух его компаньона Марли. Марли - копия Скруджа, это мы знаем еще из дневных событий, во время которых Скрудж усмехается тому, что уж точно не уступает Марли ни в щедрости, ни в скупости. Марли помогает герою увидеть себя со стороны и дает прогноз, что случится, если поведение не будет изменено. Таким образом возникает запрос на терапевтическую работу, или в случае с героем Диккенса на приход вестников Рождества.
Важно в случае запроса на изменения не искать виноватого (это не трудно, так как это родители - они дали вам гены и среду, в которой вы росли, а виновато либо одно, либо другое, либор всё вместе), а оценить то, с чем мы имеем дело прямо сейчас и понять, чем в этой ситуации можно помочь (то есть взять ответственность за свою жизнь на себя).
Во второй строфе Скруджу является дух прошлого Рождества. Здесь ему показывают, что его личность не всегда была такой, какой является сейчас. Вместо с духом, он обнаруживает ценности, которые у него когда-то были, а так же вскрывает травмы, приведшие к изменениям. Скрудж живо отзывается на видения прошлого и начинает испытывать настоящие эмоции. Более того, чувствует острую потребность изменить свое поведение. Кажется, что тут можно было и закончить. Но нет. Нужно не только отказаться от паталогических форм поведения, но и усвоить другие.
Интересно, что у Скруджа описан даже процесс сопротивления. Когда ему становится невыносимо, он тушит призрак прошлого Рождества гасилкой для свечей.
В третьей строфе появляется дух настоящего рождества. Там Скрудж видит, реальность, от которой отворачивался. Люди, которые его окружают предстают настоящими, а не теми условными схемами людей, которыми герой их воспринимал раньше. Скрудж в видении начинает уже пробовать другие модели поведения в контролируемой обстановке. Например, играет в фанты в компании племянника, хоть его никто из присутствующих на празднике не видит и не реагирует на его присутствие.
Четвертая строфа нужна скорее с точки зрения завершенности произведения, чем с точки зрения терапевтического процесса. Она создает повтор, который важен в художественной литературе, чтобы выявить главное. Призрак будущего Рождества по сути повторяет угрозу Марли, что Скрудж плохо кончит, если не изменится к лучшему. Скрудж видит, что погибает в одиночестве, никем не любимый. Но это можно изменить.
Случается преображение героя в пятой строфе. Время летит назад и Скрудж получает возможность прожить нынешнее Рождество иначе. Это он и делает. Позже рассказывается, что Скрудж полностью преобразился. Он гармонизировал свою личность, стал способен к настоящей близости, проявлению щедрости, стал частью сообщества, причем не просто вошел в него, а занял видные позиции.
Хэппи энд.