Найти тему

Константин Кривопуст: зеленые судоходные коридоры набирают обороты

Мощный дизельный двигатель ревет, когда водное такси прорезает бурную воду, соединяющую грязные портовые районы Роттердама с остатками исторического морского величия города.

Когда желтый скоростной катер причаливает перед гламурной гостиницей Нью-Йорк, всемирное наследие этого города могут увидеть все.

122-летнее здание, одно из немногих, переживших бомбардировку Роттердама во время Второй мировой войны, первоначально являлось штаб-квартирой голландской судоходной компании Holland America Line. Название фирмы до сих пор красуется на фасаде здания заглавными буквами.

По соседству, из своей штаб-квартиры в небоскребе, отдаленно напоминающем маяк, Администрация порта Роттердама стремится пролить свет на будущее судоходства, а не оглядываться на прошлое. В частности, они сосредотачивают внимание на том, как сектор может удвоить усилия по уменьшению выбросов.

Являясь менеджером и оператором крупнейшего порта Европы, администрация сотрудничает со своим противоположным портом в Сингапуре, чтобы создать один из первых в мире новых зеленых коридоров для морских перевозок на большие расстояния.

Идея, лежащая в основе этих коридоров, состоит в том, что грузовые суда путешествуют вдоль маршрутов, используя только топливо с нулевым или низким уровнем выбросов. Чтобы сделать это возможным, Роттердам и Сингапур строят новые хранилища для экологически чистого топлива, таких как аммиак и метанол, как альтернативы мазуту.

Аммиак – это газ, образующийся путем плавления водорода с азотом. Его называют "зеленым аммиаком", если водород производится с использованием 100% возобновляемой энергии. Между тем метанол является формой алкоголя, который можно производить с помощью экологической энергии.

Временный исполнительный директор Роттердамского порта Будевин Симонс говорит, что связь между голландским городом и Сингапуром имеет целью показать, как эта концепция может работать на практике.

"Это прагматический подход к сокращению выбросов углерода в судоходстве", - говорит он. «Мы должны с чего-то начать, и вы не можете начать с внедрения транспортных перевозок с нулевыми выбросами в качестве комплексного решения по всему миру.

Именно поэтому мы ищем эти зеленые коридоры как контрольные точки в ограниченном масштабе. Затем мы должны увеличивать масштаб».

В сентябре этого года первый контейнеровоз отправился между Сингапуром и Роттердамом по такому зеленому пути. Он получил название Laura Maersk и работал на метаноле, который обеспечивает до 65% сокращения выбросов парниковых газов по сравнению со сжиганием ископаемого топлива.

Подпись к изображению Laura Maersk отправилась из Азии в Европу в сентябре на метаноле.
Подпись к изображению Laura Maersk отправилась из Азии в Европу в сентябре на метаноле.

Концепция зеленых коридоров  родилась на COP26  , глобальном экологическом саммите, состоявшемся в Глазго, Шотландия, в 2021 году. Она получила название «  Клайдбанковская декларация»  и согласована 22 странами, включая Великобританию, содержала обязательство создать по крайней мере шесть коридоров к середине этого года. десятилетие.

В этом месяце на COP28 в Объединенных Арабских Эмиратах было объявлено о новых коридорах, в том числе один от западного побережья Канады до Кореи и Японии, один в Карибском бассейне и другой между Хьюстоном в США и бельгийским Антверпеном.

Это произошло после того, как Международная морская организация, представляющая отрасль судоходства, пообещала, что этот сектор достигнет нулевых выбросов  «приблизительно к» 2050 года.

В то время как такие порты как Роттердам продолжают готовиться к переходу на судоходство с нулевыми выбросами, очевидно, что судостроители сталкиваются с не менее серьезным вызовом.

Отраслевые данные показывают, что только 0,6% грузовых судов во всем мире работают на альтернативном топливе, и только 15-16% судов, которые сейчас заказаны, будут работать на двойном или альтернативном топливе.

Тем не менее, существует определенный спрос на более экологичную доставку, например, от гиганта онлайн-магазинов Amazon. Фирма, член-основатель Zero-Emission Maritime Buyers Alliance вместе с другими компаниями, такими как мебельная группа Ikea и швейная фирма Patagonia,  недавно возобновила  контракт на сокращение выбросов с транспортным гигантом Maersk.

Тем временем, грузовая компания North Sea Container Line  спускает на воду судно, работающее на аммиаке,  которое будет курсировать между Норвегией и Германией. А компания Hoegh Autoliners, специализирующаяся на транспортировке автомобилей и поездов, строит 12 новых судов, готовых к работе с аммиаком.

Линн Лу является исполнительным директором Глобального центра морской декарбонизации, организации, способствующей переходу на экологически чистое топливо в отрасли. Она прогнозирует, что производство аммиака может удвоиться или даже утроиться к 2050 году.

Госпожа Лу говорит, что необходимо «значительное увеличение количества судов, способных транспортировать аммиак по сравнению с 200 находящимися сегодня на воде». Она добавляет, что также необходимо "значительное строительство инфраструктуры для поддержания значительно большей пропускной способности аммиака в будущем".

Лин Лу прогнозирует значительный рост количества кораблей, работающих на аммиаке.
Лин Лу прогнозирует значительный рост количества кораблей, работающих на аммиаке.

"Ничего из этого не будет легко масштабировать", - отмечает Эдвард Глоссоп, руководитель отдела устойчивых операций в Bunker Holding, крупнейшем в мире поставщике судового топлива.

«Но аммиак может быть менее сложным. Первые аммиачные двигатели будут доставлены на верфи до конца 2024 года, и мы стремимся стать коммерческим поставщиком аммиака с низким уровнем выбросов в течение нескольких лет».

Однако пока нет никаких планов по внедрению зеленых судоходных путей, и некоторые наблюдающие за этой отраслью сомневаются, что они станут популярными.

"Мы знаем, что топливо будущего будет дорогим", - говорит опытный морской экономист Мартин Стопфорд. «Вы пытаетесь ввести изменения, которые сделают людей беднее, поэтому это будет непопулярно».

Он добавляет, что даже если производство чистого топлива начнет развиваться, морская отрасль будет противостоять таким секторам, как производство, бытовое отопление, автомобильный транспорт, авиация, конкурирующая за поставки.

«В очереди на отправку будет несколько очень больших тяжеловесов», — говорит Стопфорд.

Господин Симонс признает, что процесс декарбонизации судоходства «сложный и дорогостоящий».

"Но мы не должны прогнозировать будущее на основе сегодняшнего состояния технологий и состояния рынков сегодня", - рассуждает он.

«Да, сегодня мазут дешевле водорода или аммиака, но это не значит, что так должно быть в будущем».

На воде перед его домом даже желтые водные такси Роттердама подсоединяются к зеленому переходу. Еще в 2016 году здесь заработало первое в Европе водное такси на электричестве, а в прошлом году на воду отправилось еще водородное.

«Все это должно стать возобновляемым», – заключает г-н Симонс.

По материалам: Dr. Костянтин Kryvopust