— Если просмотреть все документальные фильмы на археологическую тематику за последние десятилетие, любую передачу на центральном телевидении с участием археологов или чиновников РАН, то в большинстве подобных материалов вы обязательно услышите о вездесущих и коварных «черных копателях».
Проблема с «черными копателями» не нова
- Почему именно простые люди с металлоискателем в руках, собирающие на сельскохозяйственных полях массовые предметы прошлых эпох, выкинутые нашими предками за ненадобностью: пуговки, монетки, металлические осколки бытовых вещей, стали именоваться «черными копателями»?
- Почему главной проблемой учёных сейчас является: не государственное недофинансирование, ни небольшие зарплаты сотрудников, ни урезанные дотации на науку, ни внутриведомственная коррупция, а именно любители приборного поиска и кладоискатели?
- Почему данная проблема стала актуальна именно в последние 10 л?
- Тем более, существует известный и доказанный факт: самый большой и основной процент ущерба археологии и культурному наследию наносят: индустриализация, строительный бизнес, сельское хозяйство.
Моё мнение: Если всё время твердить о государственном недофинансировании, небольших окладах сотрудников, проблемах молодых ученых и тому подобных вещах, то косвенным образом сам себя ставишь в конфликт с государством, обвиняешь в некомпетентности лиц управляющих оным.
Долго ли продержишься на своём месте и много ли получишь продвижений по карьерной лестнице, обвиняя руководителей страны в несоответствии занимаемым должностям?
То-то же..
А ворог, чтобы списывыать на него внутриведомственные проблемы, обязательно нужен!
- Если ворога нет, то на кого сваливать все ведомственные упущения?
Поэтому, первой и самой главной угрозой культурного наследия сегодня стали любители приборного поиска, кладоискатели, они же «черные копатели».
Курганы и «чёрные копатели».
«Ввиду угрозы от действий любителей приборного поиска (чёрных копателей) произведены раскопки кургана и спасательные работы» — читаю новость в центральных СМИ.
Археологи сдвигают техникой огромную насыпь, копают на глубину 6-8 метров огромные шурфы, изымают находки и заявляют, что дядя Вася из соседнего села с лопатой и металлоискателем, мог раскопать данный археологический объект и похитить с 12 метровой глубины украшения древних скифов.
- Этот дядя Вася, после выкапывания 1×1×1 метра поверхностной насыпи, повесит язык на плечо.
Посмотрите сами на данный курган.
Официальные археологи трактором снесли курганную насыпь.
За сколько месяцев вы смогли тоже самое сделать лопатой?
И это ещё не все работы. Спрятанные артефакты находиться глубже и чтобы их добыть (спасти), нужно ещё прокопать колодец 8 метров вниз.
Они же заявляют:
«Люди, увлекающиеся поиском чего-либо с металлоискателем, потенциальные правонарушители».
С голубых экранов обращаются к населению:
- Законопослушные граждане обязаны сообщать в полицию о всех правонарушителях и правонарушениях, увидев «чёрного копателя» в том числе.
- Умысел в хобби «кладоискательство» лежит на поверхности: «выкопать, присвоить и продать».
Исходя из заявленного постулата у населения возникает справедливый и закономерный вопрос:
А нужно ли звонить в полицию, если нам стало известно про «чёрного копателя» или мы просто увидели незнакомца гуляющего с металлоискателем и лопатой?
Давайте разбираться!
Первоначально нужно понять, как среди простых людей узнать «черного копателя»?
«По наличию металлоискателя, лопате, рюкзаку и золотому блеску в глазах» — скажут диванные детективы и сыщики.
Составляем методичку.
У копателя должны быть: металлоискатель, лопата, рюкзак, золотой блеск в глазах и социальные сети «заваленные» фотографиями найденных сокровищ.
- Хм.. оказывается всё просто!
Теперь посмотрим на документы и разрешения, которые нужны для приобретения аксессуаров и инструментов, используемых «чёрными копателями».
- Ведь не может быть такого, чтобы основные «орудия» определяющие преступника, имели свободное «хождение».
Идём в интернет, читаем.
- С лопатой и рюкзаком всё ясно — свободно покупай.
А дальше мы натыкаемся на прецедент: металлоискатели в нашей стране (и не только в нашей, а в 99.99% других стран) находятся в свободной продаже и на их приобретение, хранение, перевозку, переноску не требуется никаких разрешений.
Как такое возможно? — скажут возмущённые граждане, основной инструмент «чёрного копателя» и в свободной продаже.
Если следовать утверждениям некоторых государственных деятелей от археологии, то человек купивший металлоискатель и вышедший с ним из магазина, сразу становиться потенциальным правонарушителем, так как его умысел лежит на поверхности: он собирается использовать сей инструмент по назначению, то-есть, расхищать культурное наследие страны.
А если человек выйдет из магазина с лопатой и с ситом?
- Лопатой можно копать, а ситом просеивать землю, и найти археологические предметы.
Почему же не задерживают покупателей лопат, сит и металлоискателей прямо у магазинов? Почему не задерживают продавцов металлоискателей?
Они везде и по всюду:
Металлоискателями массово торгуют не только специализированные магазины поисковой техники, но и все крупные торговые сети электроники, популярные маркетплейсы.
- И это продолжается довольно давно, как и продажа другой подобной электроники. .
Что знал интернет про металлоискатели ещё в 2013 году:
За 2011 год в России было продано 2 миллиона металлоискателей.
Если скептически отнестись к частной статистике и представить, что 2 000 000 — цифра преувеличенная, и для чистоты расчёта снизить её хотя-бы в двое, то всё равно получается нескромно: в стране имеется больше 1 000 000 «черных копателей» вооружённых до зубов.
Это больше в 2 раза, чем 433 000 граждан отбывающих наказание во всех тюрьмах на территории России на 1 января 2023 года.
То есть, чёрных копателей в стране больше в два раза, чем всех сидящих зека.
С 2011 по наши дни — население металлоискателями, скорей всего, дозакупилось ещё прилично, значительно увеличив число потенциальных преступников.
Сколько нужно построить исправительных учреждений, чтобы всех любителей побродить с металлоискателем туда определить?
- Включаем простую математику и выходит, чтобы «пристроить» всех «черных копателей» нужно в 3-4 раза больше тюрем, чем имеется сейчас.
Представляете, чтобы посадить всех копателей, нужно выпустить всех осужденных и построить в четыре раза больше колоний, чтобы уж точно уместились все кладоискатели.
Самое странное:
В стране разрослись поисковые клубы, организации, форумы и общественные объединения, которые проводят слёты поисковиков и кладоискателей.
Что-то тут не так.
Ну не может же быть такого, чтобы столько людей нарушали закон, были преступниками и свободно разгуливали каждый день по России матушке
Назревает много вопросов. Первые приходящие на ум:
- Почему копателям разрешают регистрировать какие-то общественные объединения, клубы и проводить различные мероприятия «слёты»?
- Может не все кладоискатели «чёрные» и не стоит звонить в полицию по каждому увиденному человеку с металлоискателем?
Тем более техника дошла до такого уровня, что звонок в полицию сейчас редко остаётся анонимным. Все разговоры записываются, все номера определяются, в том числе и сотовые.
- Как не крути, а придётся давать показания, «светить» свою личность.
Давайте разбираться дальше. Попробуем обратиться к законам.
Вот основные статьи, применяемые к «чёрным копателям».
По первым пунктам и ключевым словам мы отчётливо видим, что противоправное деяние должно быть направлено именно на археологию, памятники и объекты культурного наследия, на культурный слой, содержащий археологические предметы, которые находятся под охраной государства.
- Никто с подобными догмами спорить не собирается, так как каждый здравомыслящий человек понимает о чём идёт речь и почему такие действия запрещены.
А если человек с металлоискателем не посещает охраняемые законом места и не ищет археологические предметы, а собирает совсем иные, не относящиеся к археологии никаким боком?
Ведь такие есть и их в земле в сотни тысяч раз больше чем археологических.
- Или кто-то в этом сомневается?
В данном случае закон и человеческий разум говорит: люди с металлоискателями не ведущие поиск археологии не подсудны.
Что говорят по этом поводу ребята учёные?
— Всё равно такие «копатели» потенциальные преступники, так как по своей необразованности, не знанию, не пониманию, без опыта археологических работ и профильных знаний, в ходе своих изысканий могут СЛУЧАЙНО повредить или уничтожить археологические предметы или объекты культурного наследия.
По их логике: люди ещё ничего не совершили, но могут совершить и их нужно ловить, любым способом наказывать за ЭТО.
Интересно за что, если они ещё ничего не совершили?
В таком же ключе можно фантазировать:
- Нужно ловить водителей, так как они управляя автомобилем, СЛУЧАЙНО могут наехать на человека и лишить его жизни.
- Задерживать грибников, которые могут СЛУЧАЙНО собрать краснокнижные грибы.
- Посадить в кутузку всех людей, у которых имеется в кармане ножик, так как они, СЛУЧАЙНО, могут споткнутся о выбоину в тротуаре и воткнуть лезвие в спину впереди идущего человека.
До истины ещё далеко, но уже сейчас многие усомнились в доводах кричащих «караул ловите кладоискателей».
Почему с такой СЛУЧАЙНОСТЬЮ не согласны правоохранительные органы, не смотря на все требования учёных, задерживать всех «кладоискателей», и почему основная масса любителей приборного поиска продолжают спокойно ходить по полям и никто их не задерживает?
Правильный ответ: потому что конституционные права граждан нужно соблюдать и не задерживать заведомо невиновных, не нарушающих закон людей.
За «ленивую работу» слуги закона получают негативные отзывы из института РАН.
- Ученая братия постоянно жалуется на лояльность правоохранительных органов в плане их борьбы с «чёрными копателями».
Почему КТО-ТО считает, что невиновные должны быть привлечены и осуждены, и именно за то, что ещё ничего не сделали, не совершили?
«А ВДРУГ они СЛУЧАЙНО совершат» — говорят ОНИ.
Но сотрудники правоохранительных органов больше юристы, чем солдаты исполнители, и не каждый из них согласится «слепить» дело на человека, который СЛУЧАЙНО ещё ничего не совершил.
Ситуация стала немного прояснятся: ученые и государственные структуры от министерства культуры всем сердцем переживают за культурное наследие и в фривольном стиле, не желая вникать в юридические тонкости законов о защите археологических объектов, вещают со своих ресурсов и ресурсов общественного телевидения свою, целевую линию партии «НЕЛЬЗЯ».
Их понять можно и даже нужно. Но.. одно дело личное мнение простого ученого, а заявление его же, занимающего государственную должность, это уже другое.
Почему?
Всё бы хорошо, но те же чиновники составляют методички для правоохранительных органов по проблемам сохранения культурного наследия, где так же фривольно выражают свои требования и желания.
Отсюда и идёт: ничего нельзя, нужно сажать, металлоискатели запрещены, нужно задерживать даже тогда, когда копатели ещё ничего не совершили в отношении археологии.
Как должен отреагировать на подобные указания из Министерства культуры и РАН сотрудник правоохранительных органов, сопоставив требования и прочитав закон, где говориться юридическим языком совсем иное?
Фиксировать ложное в протоколе: вносить данные о задержании на объекте культурного наследия и подкидывать археологические предметы?
И тогда копатель станет виновным.
Но мы видим — ЭТО НЕ ТАК.
- Металлоискатели не запрещены.
- Закон охраняет только археологические объекты, археологические предметы, культурный слой их содержащий.
- Люди с металлоискателями спокойно ведут поиск в земле не археологических предметов, коих в тысячи раз больше чем археологических, и никто их не задерживает.
- Правоохранительные органы массово игнорируют требования ученых по задержанию всех, кто просто гуляет и что-то ищет с металлоискателем понимая, что слова: МОГУТ повредить, прихватить, присвоить — ещё не совершённое противоправное деяние.
Вот мы и подошли к главному вопросу.
Увидев «чёрного копателя» нужно ли звонить в полицию?
Если, какие-то лица, раскапывают курганы, повреждают объекты культурного наследия, копаются в столетнем культурном слое, содержащим следы существования человека старше 100 лет, имеющем в своём составе археологические предметы, то обязательно звоните!
Если люди просто ходят с металлоискателем по полю или по лесу, то для начала нужно установить: есть ли на данной территории памятники археологии, объекты культурного наследия, культурный слой с указанными признаками.
- Обычно, местные жители прекрасно знают со времён СССР где в их районе расположены объекты культурного и исторического наследия.
Но есть небольшая проблемка для дачников и неместных: основная информация по таким объектам в сети интернет закрыта и вы никогда не узнаете на 100% «ЧТО и ГДЕ».
Смотрите на информационные таблички, которые указывают на наличии объекта культурного или археологического наследия в данных местах.
По закону собственник земли обязан обозначить памятники археологии и ОКН информационными табличками.
- И кое-кто обязан собственнику об этом напомнить, потребовать.
Если вы не смогли установить наличие охраняемых законом объектов в месте где гуляет человек с металлоискателем, тогда какой смысл связываться с правоохранителями, и тем более с копателями?
Тем более, что территорий официальных памятников, археологических объектов, намного меньше от общей площади всей страны.
- И те и другие могут отнять у вас кучу времени.
- А последние вообще, могут быть небезопасны, если окажутся теми самыми, ну «чёрными». (Дача может и сгореть).
В такой ситуации, когда нет точной уверенности, что увиденный вами человек с лопатой и металлоискателем, находится на территории археологического памятника или в зоне объекта культурного наследия, копается в культурном слое, содержащем в себе археологические предметы, лучше позаботится о себе, проще говоря: не связыватся, так как последствия могут быть нежелательные.
Пусть этим занимаются специальные службы, сотрудники изучившие законы по данному направлению деятельности
Чиновники РАН и археологи с экранов телевизора говорят, что все люди бегающие с металлоискателямии и лопатой преступники, а правоохранители и закон утверждают, что виновны только те из них , чей умысел и действия направлены на археологию.
Получается, как в басне... одни делают и говорят одно, а другие другое. Так и живём.
Эх Россия — многострадальная наша страна.