7 января
Древние хронографы-летописцы разделяли историю на несколько периодов, соответственно возрасту человека.
Первый период, от Адама до Ноя,— младенчество человечества. Второй период, от Ноя до Авраама,— детство человечества. Третий период, от Авраама до Моисея,— юность человечества. Четвертый период, от Моисея до Христа,— мужество или зрелость человечества. Пятый период, от Рождества Христова,— старость человечества.
С пришествием Христа на Землю наступил последний, заключительный этап мировой истории. Исполнились пророчества и обетования о Мессии. Человечество вступило в Новый Завет (союз) с Божеством. Перед ним открылись невиданные и неведомые раньше духовные вершины и дали; так после грозы в разрывах и в разводах туч открывается чистое, как голубой кристалл, небо.
Какая трагедия произошла во Вселенной? Почему Бог должен был принять плоть и спасти человека, а через человека и Вселенную?
Библия открывается величественными словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1),— то есть духовный мир и материальный Космос. В конце мироздания Господь создает по образу и подобию Своему человека.
Тело человека взято из земли, душа его — дыхание Божественных уст. Человек соединяет в себе два мира: вещественный и духовный. Поэтому древние философы часто называли человека микрокосмом, микромиром. Его тело содержит все элементы земли. Он является ипостасью и представителем видимого мира в духовном эоне. Он — звено между Божеством и Космосом. Он — повелитель, духовный центр и живое сердце Космоса.
Итак, история человечества — не только земная, но и космическая трагедия, а пришествие Христа на Землю — свет, озаривший всю Вселенную.
Человек создан как духовно-физическое существо. Его духовно-физические силы находились в гармонии, в иерархической соподчиненности: дух властвовал над душой, душа — над телом. После грехопадения произошло разрушение этой гармонии, поэтому Христос взял на Себя грехи всего человечества, чтобы восстановить Божественную правду и вернуть человеку его истинное назначение. Он пережил боль и мучения, болезнь и смерть, приходящие к каждому человеку. Христос пережил несправедливость и зло. Если бы Он не был Сыном Божиим, то Его Личность не была бы общечеловеческой. Он обязательно принадлежал бы конкретному региону, народу и эпохе. Однако Христос — Сын Божий, и образ Христа один и тот же всегда и для всех. Об этом свидетельствует сама душа человека, которая, как сказал Тертуллиан, по природе христианка. Человек желает совершенства, но сам по себе он не может стать совершенным. Идеал и совершенство, в прямом значении этих слов, принадлежат Богу. Поэтому, чтобы дать человеку образ идеального человека, должен был воплотиться Бог.
Христос родился снежной зимой в полночь — знак духовного состояния человечества,— во тьме, повисшей над землей. Родился в то время, когда совершается зимний переход солнца, когда еще дни короткие, но уже осуществился поворот солнца к лету. Настает новая эра — Первое пришествие Христа, которое содержит в себе мистические указания на Его Второе пришествие.
Крестный путь Спасителя начался в Вифлееме, а закончился на Голгофе. Жертва Христа искупила нас. Этой жертвой была вся Его жизнь, которая увенчалась крестной смертью. Она могла бы искупить не только грехи земного человечества, но и грехи миллиардов жителей других галактик, если бы человечество населяло всю Вселенную. Жертва должна быть отождествлена с теми, за кого она принесена. Высшее духовное единение может осуществить только Божественная любовь. Святитель Иоанн Златоуст пишет: “Бог любит каждую душу с такой же силой, как и все человечество”.
В рождественских песнопениях Церковь повторяет как победоносный гимн слова “с нами Бог”. Бог с нами на Земле, чтобы мы были с Ним в вечной радости.
О Рождестве Христа повествуется у евангелистов Матфея и Луки. Евангелие написано для всего человечества, для всех эпох и всех народов, но Евангелист Матфей написал Евангелие тогда, когда проповедовал в Палестине. Его непосредственными слушателями в то время были иудеи, поэтому родословие Христа, данное в Евангелии от Матфея, а также некоторые термины и наименования характерны для обычаев и представлений иудеев. Например, Матфей называет Иосифа мужем Марии (см.: Мф. 1, 19) в том смысле, как если бы мы сказали: опекун Марии.
Для древних иудеев характерно представление о семье как о юридической структуре, поэтому сыном мог быть назван племянник или усыновленный ребенок, а отцом и матерью — любая чета по восходящей степени родства, даже если родство условно. Нередко Христос в Евангелии называется Сыном Авраама и Сыном Давида.
Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав огромной Римской империи. Она не представляла собой отдельной провинции, а управлялась наместником Сирии и подчиненным ему прокуратором. Император Август для упорядочения налогообложения решил провести перепись во всем государстве. Римские власти считались с местными обычаями, и перепись проводилась в Иудее соответственно законам народа. Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида и поэтому должны были записаться в том городе, откуда происходил их предок,— в Вифлееме.
В этом городе жила дочь Иосифа Обручника, по имени Саломия. Ночь застала путников в предместье Вифлеема. Гостиницы, которые обычно строились у проезжих дорог, были заполнены народом по случаю переписи. Путники нашли прибежище в пещере, куда пастухи загоняли скот во время стужи и непогоды. Иосиф, оставив Марию одну, отправился в дом Саломии, чтобы привести ее. В полночь в пастушеской пещере произошло событие, которое изменило и определило собой всю историю мира — Рождество Иисуса Христа.
Иудейский народ жил надеждами на исполнение пророчеств, ожидал пришествия Мессии больше, чем гипербореи — жители северных земель — ожидают восхода весеннего солнца над горизонтом после полугодовой зимней ночи. О Мессии звучали проповеди в храме, о Нем рассуждали иудейские старцы в синагогах, о Мессии уже и малые дети спрашивали своих родителей, о времени пришествия Мессии беседовали между собой друзья... К приходу Мессии саддукеи готовились благолепными службами в храме, фарисеи — точным исполнением субботы, зилоты — сбережением мечей, чтобы стать с ними под знамена Мессии — вождя Израилева, а сикарии к приходу Спасителя оттачивали кинжалы, чтобы внезапно поразить врагов Мессии, как в древности поражал Израиль проклятые племена. Весь иудейский народ в ожидании Мессии был похож на натянутую струну, готовую зазвучать от самого легкого прикосновения. Ожидание Спасителя было всеобщим, оно захватило и языческий мир. Римские пророчицы, Сивиллы, указывали на Иудею. О скором пришествии Спасителя писал римский поэт Вергилий. О мессианских ожиданиях народа свидетельствуют и римские историки. Даже посланцы из далекого Китая приходили в Палестину, чтобы узнать, не родился ли там мудрый царь Израиля,— второй Соломон.
Христос пришел на Землю, а Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были наглухо закрыты для Богомладенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Младенца своим дыханием.
Мария склонилась над Своим Сыном, лежащим, вместо колыбели, в яслях, куда пастухи бросали корм для скота. Ложем Младенцу служила охапка сена.
Пришествие Христа совершилось в безмолвии и тайне: Вифлеем — образ мира — не узнал своего Спасителя. Мир, ожидавший Христа, создал себе другие образы Христа. Истинному Христу, Который принес Божественный свет на Землю, не оказалось места в этом мире.
Вифлеем закрыл для него городские ворота, Иерусалим приготовил Крест. До сих пор мир ненавидит Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Если бы Христос явился снова, то Его снова бы распяли”. Мир хочет не Мессию, а лжемессию, который говорил бы ему “по страстям и по гордыне” его сердца: так обольщали мир в древности лжепророки.
Младенец в Вифлеемской пещере источал дивный свет. Животные за всю ночь не дотронулись до пищи, чтобы Он мог укрыться от стужи в мягкой охапке сена.
Перед рассветом в пещеру вернулся Иосиф с дочерью. До сорока дней Дева Мария должна была оставаться в доме Саломии.
Евангелие рассказывает о двух важных событиях Рождества: о поклонении пастухов и о поклонении волхвов. Пастухи восприняли весть о Рождестве Христа от Ангелов; волхвов привела в Вифлеем звезда. Здесь налицо два вида Богопознания: один вид — детская, непосредственная, живая вера. Это вера простых людей: чистые души похожи на зеркала, отражающие в себе небесный свет. А второй вид, вера волхвов,— это вера ученых и философов. Через видимый мир, через Священные Книги они познают Бога. По преданию, звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. Волхвы, то есть обладатели мистических, тайных знаний (астрономия и математика считались священными науками в древнем мире), были прекрасно знакомы с пророчеством Даниила, некогда жившего в Вавилоне, и немедленно последовали за звездой. Как говорят, один из них был перс, другой — араб, третий — эфиоп. В их лице потомки трех сыновей Ноя; вот они и пришли к Спасителю. Персиянин — иафетит, араб — семит, эфиоп — хамит.
Итак, пастухи — это образы тех людей, которые принимают Христа чистой верой, непосредственной интуицией. Они имеют свидетельство о Боге в своем собственном сердце. Волхвы — это те, кто идет к Богу трудным путем, как труден путь из Вавилона в Вифлеем, это те, кто ищет истину в тяжелых интеллектуальных переживаниях и страданиях, через богословие, философию и науку. И этот путь тоже приводит ко Христу,— если истину будут горячо искать всем сердцем, обращаясь к Богу с молитвой.
Дни от Рождества до Крещения в народе называют Святками, т.е. святыми днями. В это время принято ходить в гости и славить Христа. Читают обычно нараспев стихи-колядки и поют хвалебные песнопения. Начинают праздничное приветствие часто с таких слов: " Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить..." Обычай гадать в эти дни является языческим и повсеместно осуждается Церковью.
Во многих храмах Рождественская праздничная служба совершается в ночное время, тем самым как бы соблюдается преемственность с Евангельским повествованием. Накануне вечером не менее торжественно и боголепно служится Всенощное бдение.
В статье использованы материалы из книги архимандрита Рафаила (Карелина) «Путь христианина», Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва, 2006 г.