Да, вот так по соседски "братский" Казахстан решил повысить стоимость, но в общем-то почему бы и нет? Есть услуга и хотите пользуйтесь, а хотите нет - это нормальные рыночные отношения.
Эффективная рентабельность экспорта российской нефти через дружественный Казахстан естественно снизится, но Российская Федерация не может от данного трубопровода, причем от слова "совсем".
Рассмотрим, для примера, мнение ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, и старшего преподавателя департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, которому по идее можно доверять. Он уточнил, что в самом Казахстане тоже есть инфляция (что прям удивительно для любой страны), и повышение стало скорее всего техническим моментом. Не совсем понятна именно связь внутренней инфляции Казахстана и внешних контрактов, но да ладно.
С начала прошедшего 2023 года Казахстан повысил ценообразование, точнее уж сам ценник, на транзит нефти по своему участку трубопровода «Туймазы Омск Новосибирск-2» (ТОН-2) длиной всего 186, 25 км. Через указанный нефтепровод осуществляются основные поставки энергоресурсов из России на Павлодарский нефтехимический завод, а также в соседние Узбекистан и Китай. С 1 апреля 2018 года по 31 декабря 2023 года цена транзита 1 тонны на 1000 км без НДС составляла около $9, 3 и не индексировалась. Теперь стоимость достигает $11, 28. Вроде бы и не так много, но это почти 20% от предыдущей стоимости! Информация об этом повышении цены опубликована на официальном сайте самой компании АО «КазТрансОйл», которая и предоставляет услуги по транзиту российской нефти по трубопроводу. Условия самого контракта по транзиту не известны.
Игорь Юшков считает, что повышение цены за транзит не приведет к потере рентабельности экспорта российской нефти по этому трубопроводу.
«Данный участок трубопровода не очень большой по протяженности, поэтому общий рост цены перевозки не будет слишком высоким», сказал эксперт (да, с учетом его действительно не большой протяжённости, однако, это в любом случае увеличение себестоимости для экспорта).
По словам аналитика, основные объемы нефти идут в все тот же дружественный Китай. Роснефть, в частности, прокачивает в Китай, через этот трубопровод около 10 млн. тонн ежегодно.
«Мы (Россия имеется ввиду) по другим маршрутам в Китай уже нарастили объемы поставок, поэтому казахстанский маршрут становится даже более важным, чем раньше. Сейчас эти 10 миллионов тонн на другие направления уже не перекинешь», пояснил эксперт, с чем мы согласны - нет иных возможностей для транспортировки дополнительно таких объемов.
Эксперт добавил, что в теории Россия могла бы использовать другие пути для доставки нефти, однако транспортировка с помощью нефтепровода всегда намного выгоднее, чем перевозки морем, с экономической точки зрения. Да и по перевозкам морским транспортом проблемно сейчас - своих танкеров нет, страховки получить проблема, да и иностранные владельцы танкеров не особо хотят сотрудничать. Иными словами - альтернативы нет.
«У Казахстана тоже есть инфляция и текущие расходы, а до этого цена не повышалась несколько лет, поэтому в росте тарифа ничего неожиданного нет - это чисто технический момент», заявил эксперт (в общем-то согласны, хоть и не особо понятна связь внутренней инфляции с экспортом, но вот все не вовремя это единовременное повышение к себестоимости транспортировки на 20%, при удешевлении самой российской, да и не только российской, нефти).
Все это, естественно, снизит конкурентоспособность российской нефти на международных рынках.