Найти тему
Лекторий Dостоевский

Василий Суриков. История в красках

Портрет Сурикова кисти Ф. Пелецкого
Портрет Сурикова кисти Ф. Пелецкого

Этот замечательный русский художник Василий Суриков положил начало целой династии людей искусства нашей страны. Среди его потомков – его же коллега Петр Кончаловский, поэт и автор гимна СССР Сергей Михалков, его сыновья - кинематографисты Никита Михалков и Андрон Кончаловский. Предки самого Василия Ивановича, родившегося в январе 1848 года в Красноярске, еще в XVI веке дошли до Сибири с Дона с атаманом Ермаком. Василий Суриков этим очень гордился, любил повторять: »Мое казачество более чем 200-летнее».

Рисовать начал рано, в шестилетнем возрасте шести лет скопировав с гравюры изображение Петра Первого. Его мундир юный художник раскрасил синькой, а отвороты — брусникой. В возрасте десяти лет, в 1858 году Вася познакомился со своим первым учителем рисования – в уездном училище, где начал учебу. Учитель рисования Николай Гребнев лишь укрепил так рано проявившуюся любовь к изобразительному искусству, хотя продолжать свое обучение по выпуску из училища Василий все равно не мог. Всему виной бедственное положение семьи, к тому времени потерявшего его главу – отца Василия Ивана Сурикова.

Красноярск конца 19в.
Красноярск конца 19в.

Тогда молодой человек устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, позволившее не пустить семью по миру, но вызывавшего страшную тоску Сурикова по художественному искусству.

Впрочем, именно благодаря службе писцом, Сурикову повезло – его художества заметил сам енисейский губернатор Павел Замятин. Замятин нашел ему мецената — золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии Художеств.

Благодаря столь счастливому стечению обстоятельств, уже в середине декабря 1868 года 20-летний Суриков отправился из Красноярска в столицу. Вообразите себе масштабы наших просторов и совершенно иное течение времени в ту пору, когда промышленные и транспортные успехи еще не были повсеместны. Молодой художник ехал с обозом Петра Кузнецова, поэтому дорога заняла два месяца.

Василий Суриков в молодости
Василий Суриков в молодости

Лишь к самому концу зимы будущий мастер добрался до Санкт-Петербурга. Спешить ему, впрочем, пока было некуда – он еще не был готов поступать в Академию, требовавшую азов академического рисунка, поэтому несколько месяцев Василий занимался в школе Общества поощрения художников. Прозанимавшись до конца лета 1869 года, в августе он был принят в Академию вольнослушателем, а через год зачислен в класс к Павлу Чистякову. Это был уникальный и выдающийся учитель, из мастерского которого вышли такие мастера, как Борисов-Мусатов, Врубель, Грабовский, Поленов, Серов, Васнецов, Рерих, Репин и др.

Портрет Чистякова кисти его ученика Ильи Репина
Портрет Чистякова кисти его ученика Ильи Репина

Не напрасны оказались усилия желавших помочь молодому таланту власть имущих. Не напрасны были мечты и чаяния самого начинающего художника. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали.

Первой его самостоятельной работой в академии стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» — позже ее приобрел для своей коллекции участвовавший в его судьбе меценат Кузнецов. Полотно «Милосердный самаритянин» Суриков написал ему в подарок –и за эту работу ему присудили Малую золотую медаль.

"Милосердный самаритянин"
"Милосердный самаритянин"

В ноябре 1875 года Василий Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени. Спустя два года после окончания Академии, Суриков получил заказ на четыре фрески для храма Христа-Спасителя. Для этого ему пришлось переехать в Москву. Суриков вспоминал: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Изображения «Вселенских соборов» Суриков выполнял в течение двух лет.

В 1878 году он женился на внучке декабриста Петра Свистунова – Елизавете, с которой у них родились две дочери — Ольга и Елена.

Именно в современной российской столице, купеческой, яркой, цветастой, как крестьянское полотно, художник начал заниматься тем, о чем давно мечтал — писать картины на исторические народные сюжеты. Давно зревший в его казачье-сибирской душе, невыраженный прежде мотив исконной народности, обрел, наконец-то, возможность воплощения. Естественного и отлично вписывавшегося в эстетику и общий дух Москвы. Первым крупным произведением Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни» — художник изобразил казнь стрельцов после бунта 1698 года. Закончив это поистине эпическое полотно в 1881 году, Суриков вошел в состав Товарищества передвижников.

"Утро стрелецкой казни"
"Утро стрелецкой казни"

Суриков вошел в свою художественную силу, нащупав то свое, родное, подлинное, что давно зрело – и в истории страны, и в нем самом. Он, что называется, «разошелся», принявшись со всем увлечением, страстью и мастерством за избранный жанр. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове», где он изобразил фаворита Петра I, которого за государственные интриги отправили в ссылку под Березов. После того, как картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников, о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Полотно приобрел коллекционер Павел Третьяков. Так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Художник побывал в Италии, Германии, Австрии, Франции и познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи.

"Меньшиков в Березове"
"Меньшиков в Березове"

Но есть еще одно эпохальное художественно-историческое произведение кисти Сурикова, вошедшее в список подлинных мировых шедевров. Речь о работе «Боярыня Морозова», завершенной мастером в 1887г. Создавая это полотно, художник прорабатывал каждого персонажа картины с особой тщательностью, продумывал жесты и костюмы. Но очень долгое время не мог найти типаж для главной героини полотна. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина – родная тетя Василия Ивановича.

"Боярыня Морозова"
"Боярыня Морозова"

На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром, а некоторые, как художественный критик Владимир Стасов, испытывали благоговение перед картиной.

В апреле 1888 года умерла жена Елизавета Сурикова. Художник вместе с двумя дочерьми уехал в родной Красноярск, где написал картину "Взятие снежного городка". За эту работу на Международной выставке в Париже в 1900 году Суриков получил именную медаль.

На Родине, обратившись непосредственно на месте действия к своим собственным и историческим корням, Суриков начал работу над полотном «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». И, если этюды для картины Суриков писал на реке Обь, то завершил он свое произведение на Дону, ставшего точкой отсчета его рода.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

В 1893 году он стал действительным членом родной петербургской Академии художеств, куда когда-то медленно, но верно совершал свое караванное путешествие длиною в два месяца. Следующими историческими работами Сурикова стали «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря» и другие. В 1907 году Василий Суриков вышел из состава Товарищества передвижников и стал членом Союза русских художников.

В 1910 году вместе с архитектором Леонидом Чернышевым он открыл в городе своего детства - Красноярске - школу рисования. Специально для ее воспитанников художник присылал учебные пособия из Петербурга. Красноярск Суриков вновь посетил в 1914 году. Там он написал несколько пейзажей и акварелей - «Старый Красноярск», «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви». Сегодня в Красноярске открыт музей-усадьба Сурикова, а в столице есть и художественный институт его имени.

-10

В марте предреволюционного 1916-го года Суриков скончался в Москве от болезни сердца. Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю». И, если физической оболочки это и правда касалось, то с оставленным в мировое наследие его искусстве такого, к счастью, не произошло.