Итак, понеслась...
Сигарета в зубах, чай на столе... Давай я расскажу тебе про космогонию древних норвегов. Это нужно, чтобы понимать, что там в этих наших Эддах понаписано, ну в том же самом "Прорицании Вёльвы", – песне о сотворении Мира, которое древние скальды украшали как могли, а как они умели, я дам возможность увидеть.
В начале времен земля была безвидна и пуста... не, это уже было... В общем, была в самом начале черная бездна Гиннунгагап – Зияющая Бездна – первичный хаос, который сам по себе был лишен жизни, но в нем зародились два мира, – Нифльхейм и Муспельхейм. Нифльхейм, Обитель Туманов, находился к северу от бездны, а Муспельхейм, Огненная Земля, располагался к югу. И вдруг в пустынном и мрачном Нифльхейме забил изо льда источник Хвергельмир, "Кипящий котел". Из него взяли начало девять полноводных потоков, питающих ясень Иггдрасиль – Мировое Древо. Вообще само слово "Иггдрасиль" переводится как "скакун Игга", а почему деревце назвали именно так, я расскажу чуть позже. Так вот – источник бил не переставая, вода замерзала от вековечного мороза, и глыбы льда начали двигаться к Муспельхейму, и от жара таять. Искры, летящие из раскаленного пекла смешались с талой водой и зародилось в ледяной тьме бездны первое существо – великан Имир, или Аургельмир, инеистый великан. А следом искры вдохнули жизнь в телицу, корову, которую Имир звал Аудумлой. Корова лизала соленые камни и питала молоком Имира, от пота которого родились великанский мужчина и такая же могучая женщина, а одна нога его вообще учинила непотребное – зачала с другой сына, шестиголового Трудгельмира, прародителя великанов-ётунов, или Гримтурсенов, населивших со временем Ётунхейм. И вся эта тусовка была первыми инеистыми великанами.
Аудумла лизала-лизала и вылизала из соленых глыб Бури, – первочеловека. Он, не понятно с кем, прижил сына, Бора, который пленил собою великаншу Бестлу, внучку Имира, и она родила тому трех асов – первых верховных богов: Одина, Вили и Ве. Боги подросли и задумали недоброе, – прибить Имира. Что послужило мотивом не до конца ясно, но внуки прадеда угробили и сотворили из его плоти сушу, из костей – горы, из зубов – скалы, из волос – лес, из мозга – облака, а из черепа – небесный свод. И земля эта стала называться Мидгард, срединный мир, мир людей. Кровь же стала водой. Каждый угол небесного свода боги завернули в рог, в каждый из которых посадили по карлику. В северный рог сел Нордри, в южный – Судри, в западный – Вестри, а в южный, исессна, Аустри:). – Откуда взялись карлики? – спросишь ты? А я отвечу, – боги создали их из червей, заведшихся в мясе Имира, в земле. Из ран же убитого Имира вытекло столько крови, что утонули все инеистые великаны, кроме Бергельмира, сына Трудгельмира, который был не дурак вовсе и сподобился построить ковчег, на котором и уплыл вместе с женой и детьми. Надо отметить, что во многих исследованиях я натыкался на то, что убийство Имира трактуется как преступление, да, но и прогресс – на костях построить новый мир. Знакомо. Это тоже потом много раз повторялось, – что-то там про то, что весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем... Вообще, мне вспомнился индуистский Яма, бог мертвых - первое умершее существо, наделенное властью в подземном мире а также властью судить души преставившихся. Но я отвлекся:). Закончив кидать в небо мозги Имира, боги решили населить новоявленный мир, и найдя на берегу бескрайнего моря ясень и ольху, сделали из них человеческих мужчину и женщину. Так сказать итерацию два-ноль. Один вдохнул в них жизнь, Вили дал разум, а Ве дал им кровь. И так появились Аск и Эмбла, - первые люди, населившие Мидгард. В это время по бескрайним водам шарахался на ковчеге Бергельмир, и с ним надо было что-то делать, а не то загнется бедолага, – Аудумла-то утонула вместе со всеми остальными великанами. И построили братья-асы за морем, на восток от Мидгарда, страну Ётунхейм, куда и переселился несчастный скиталец и сирота. За пределами сотворенного мира возник Утгард, внешний мир, мир трансцендентный, иногда скальдами отождествляемый с Ётунхеймом. Мир, в котором царят иные законы, нежели в мире сотворенном богами. Иной мир, жуткий, наполненный враждебной магией.
Со временем богов стало больше, они решили построить себе подходящий дом и построили Асгард, высоко над Мидгардом. И пока они строили, в Муспельхейме завелся, как мыши в тряпках заводятся, огненный великан Сурт, "Черный".
А еще, в Мидгарде появились еще боги, – ваны – боги природы и плодородия. Ньерд – бог плодородия, ветра и стихии моря. Фрейр – прекрасный бог лета, урожая, мира и богатства. Фрейя – богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведунья... Была еще Гулльвейг, – богиня алчности, созданная ванами из золота – хотели получить прекрасное создание, но материал оказался не очень, и в результате получилось то, что получилось... Ванам тоже надо было где-то жить, и они построили себе Ванахейм, причем построили они его не где-то, а в Северном Причерноморье, к западу от реки Ванаксвиль, которую еще Доном зовут. Некоторые слависты считали, что этноним венеды, что означает "русские", близок к ванам, сравни с финским вёнёлайнен -"русичи":). В Младшей Эдде и Асгард переместили к реке Ванаксвиль, но это более поздний свод, там уже как в "Золоте Нибелунгов" – не понятно, кто на ком стоял, и почему весь этот лютый бардак начался, а Вельсунги чешут под шлемами, не узнавая собственную историю.
Люди, расселившиеся по Мидгарду славили асов, а ванам было обидно, – почему так? Ведь они тоже немало делают для людей. И тогда ваны решили отправить к людям Гулльвейг – золотую девочку, олицетворение алчности, чтобы она развратила людей, но людей ей показалось мало и она пошла в Асгард, наводить бардак между братьями и там. Боги поняли, что с ситуацией могут и не справиться, и попытались убить Гулльвейг копьями и огнем, и убили вроде как, но она жива и сейчас, как мы видим:). За Гулльвейг вписались ваны – родственница как-никак, – и пошли войной на Асгард, умудрившись даже разрушить стены, но в битве за стенами асы стали одерживать верх и ваны запросили перемирия, а потом и вовсе заключили мир, обменявшись заложниками. К ванам ушли Мимир и Хёнир, а к асам Ньерд и его дети, Фрейр и Фрейя. В знак примирения и братства, ваны и асы смешали слюну, и из их слюны появился Квасир - бог мудрости, о котом я расскажу чуть позже . А война ознаменовала конец Золотого века.
Иггдрасиль пронизывал своими корнями три мира, как говорится в Младшей Эдде: Асгард, Нифльхейм и Ётунхейм. Под первым корнем находится Урд - источник, у которого живут три норны, - ведуньи прорицательницы, прядущие пряжу судьбы богов, людей, великанов. Зовут норн Урд – Прошлое, Судьба; Верданди – Настоящее, и Скульд – Будущее или Долг. Они поливают корень древа водой из источника, поддерживая его молодость. Под вторым корнем бьет источник мудрости, у которого живет великан Мимир, один из самых грозных, никому не позволяющий не то, чтобы пить, а даже приблизиться к источнику. А под третьим корнем бушует тот самый Хвергельмир, из которого берут начало все подземные реки. Младшая Эдда говорит так же об ётуне Хресвельг, который сидит в обличье орла на верхушке ясеня и между глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, о четырех оленях на ветвях его, и о драконе Нидхегг в бездне Хвергельмира, который грызет корни древа. Белка Рататоск, прыгая по ветвям, переносит вести от Нидхегг к Хресвельг:). Очень непросто разобраться, кто там кому кем приходится, – сведения в двух Эддах противоречивы, мифы противоречат друг другу и приходится рыться в источниках. И если интересно, скажи, мой слушатель. Тогда я продолжу.