В гонках Формулы-1 можно использовать два типа машин безопасности, которые замедляют гоночные машины на трассе в целях безопасности, а также влияют на стратегические планы каждой команды.
Машина безопасности Формулы-1 является важной частью гонки, и ее часто можно увидеть в случае аварии или любого другого происшествия на трассе.
Существует два типа машин безопасности: физическая машина на трассе или режим виртуальной машины безопасности (VSC), который в основном используется для снижения скорости гоночных машин во время эвакуации поврежденных машин или удаления обломков и другого мусора с трассы.
Уплотнение пелетона может придать гонке дополнительный азарт и существенно изменить гоночную стратегию команды. Целью машины безопасности в Ф1 является замедление машин на трассе до тех пор, пока ситуация не станет безопасной.
Что такое машина безопасности в Формуле-1?
Машина безопасности в Ф1 — это физическая машина, которая выезжает на трассу для ограничения скорости гоночных машин. Она движется с определенной скоростью, чтобы маршалы могли безопасно выйти на трассу, чтобы эвакуировать поврежденные машины или убрать обломки с трассы. Более низкая скорость машины безопасности собирает гоночные машины позади машины безопасности, и ни одной машине не разрешается ее обгонять, если им не прикажут это сделать.
Машину безопасности также можно использовать во время прогревочного круга гонки, если присутствует дождевая погода, чтобы замедлить гонщиков и предотвратить возможные аварии.
Когда машина безопасности задействована, гонщикам показываются желтые флаги, а на краю трассы мигают большие светящиеся экраны с надписью «SC», указывающие на то, что машина безопасности находится в действии и что им необходимо замедлиться.
Когда все инциденты устранены и на трассе становится безопасно, машина безопасности возвращается на пит-лейн в конце круга, а гонщикам будет дан сигнал возобновить гонку в начале следующего круга.
Когда впервые появилась машина безопасности?
Впервые машина безопасности была использована в Ф1 в 1973 году на Гран-при Канады. Желтый «Porsche 914» выехал на трассу после того, как плохие погодные условия стали причиной различных инцидентов. Использование первой машины безопасности вызвало споры после того, как гонщик позиционировал свою машину не перед нужным участником, из-за чего часть пелетона ошибочно оказалась в круге позади. В результате на выяснение победителя гонки потребовалось несколько часов.
Машина безопасности была официально представлена в 1993 году после тестов на Гран-при Франции и Великобритании в 1992 году.
Машина безопасности представляла собой множество различных моделей с момента ее первого внедрения в 1993 году. С момента ее внедрения до 1995 года машина меняла марки в течение сезона в зависимости от местоположения, включая «Lamborghini Countach» для Гран-при Монако и «Lamborghini Diablo» для Гран-при Монако и Канады.
На протяжении многих лет в качестве машины безопасности использовались многие автомобили, в том числе «Fiat Tempra 16v» на Гран-при Бразилии 1993 года и «Renault Clio» на Гран-при Аргентины 1996 года. В 1996 году машина безопасности была стандартизирована с использованием «Mercedes-Benz» для обеспечения ее скорости. Затем «Aston Martin» разделил обязанности с «Mercedes» с 2021 года.
Что такое виртуальная машина безопасности в Формуле-1?
Виртуальная машина безопасности (VSC) не выводит на трассу физическую машину и не объединяет машины вместе, как традиционная машина безопасности – вместо этого гонщики должны придерживаться установленного времени. Поскольку все едут с одинаковой скоростью, расстояние между пилотами остается одинаковым, что делает обстановку на трассе более безопасной для маршалов и менее разрушительной, чем обычная машина безопасности для стратегов.
Гоночный директор использует режим VSC, если решит, что любые восстановительные работы можно проводить, когда гонщики едут в более медленном темпе.
Гонщикам будут показаны желтые флаги, а также мигающие панели «VSC» вокруг трассы. На руле каждого пилота появляется дельта-времени, которая сообщит им, насколько они близки к времени VSC. Дельта снижает скорость круга примерно до 30-40% от нормального гоночного темпа, и гонщикам не разрешается обгонять друг друга.
Виртуальная машина безопасности была представлена в 2015 году после смерти Жюля Бьянки на Гран-при Японии 2014 года. Комиссия FIA рекомендовала внедрить систему VSC на основе системы «Зона медленного движения», которая использовалась в 24 часах Ле-Мана.
Какая модель машин безопасности Формулы-1?
В сезоне Формулы-1 2023 года эксплуатировались две машины безопасности: «Mercedes-AMG GT Black Series» и «Aston Martin Vantage». Машины брендов чередуются, в каких гонках они используются, согласно ранее заключенному контракту.
«Mercedes-AMG GT Black Series» имеет мощность 730 л.с., что позволяет машине развивать максимальную скорость 320 км/ч. «Aston Martin Vantage» немного менее мощный: 528 л.с. и максимальная скорость 195 миль в час.
Кто управляет машиной безопасности в Формуле-1?
Бернд Майландер управляет машиной безопасности в Ф1 с 2000 года и лидировал в этой серии более 700 кругов. Майландер — 52-летний немецкий гонщик, ранее участвовавший в гонках DTM и финишировавший вторым в 24 часах Ле-Мана 1999 года.
В машине к Майлендеру присоединяется штурман, который помогает во всех операциях и общении. Пара должна оставаться в машине безопасности на протяжении всей гонки, чтобы в случае необходимости их можно было быстро вызвать на трассу.
Каковы правила машины безопасности Формулы-1?
FIA изменила правила использования машин безопасности Формулы-1 в конце 2021 года после скандального рестарта на финальном Гран-при Абу-Даби. В последней гонке сезона только круговым машинам на трассе между Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном, было разрешено обогнать машину безопасности, но не другим, что позволило паре участвовать в битве и на последнем круге Ферстаппен обогнал Хэмилтона.
Этот обгон обеспечил Ферстаппену его первый титул чемпиона мира Формулы-1 в его карьере и помешал Хэмилтону завоевать восьмой титул. После спорной победы правила для круговых машин изменились, и теперь все они должны проехать машину безопасности, прежде чем гонка может возобновится.
Правила также были изменены, чтобы гонщики оставались на всю длину машины позади идущего впереди болида. Это произошло после того, как Ферстаппен ненадолго опережал Хэмилтона перед последним кругом за сейфти-каром.
Ферстаппен несколько раз пытался сделать этот шаг в течение 2022 года, что привело к изменению правил. Гоночный директор Нильс Виттих обновил протоколы, чтобы пресечь подобные действия.
Чем отличается машина безопасности от медицинской машины?
Медицинская машина FIA прибывает на место любых аварий во время гонки Ф1, чтобы обеспечить безопасность и здоровье пилотов. «Aston Martin DBX707» или «Mercedes-AMG C 63 S» управляется Аланом ван дер Мерве, а на борту присутствует сертифицированный FIA врач, которым обычно является доктор Ян Робертс.
Медицинская машина не такая быстрая, как машина безопасности, но она должна быстро реагировать на любые аварии на трассе. В машине установлено медицинское оборудование, которое может помочь гонщику в случае травмы.
Разница между машиной безопасности и медицинской машиной в том, что медицинская машина проезжает хотя бы один круг на старте всех Гран-при. Медицинская машина выстраивается на стартовой решетке позади гонщиков на первом круге, что позволяет ей быть ближе к месту происшествия, если на первом круге произойдет авария.