Найти тему
БИЗНЕС Online

Моллы – под термы и офисы, KazanExpress – федералам

Оглавление

Что стоит за потерей самости татарстанского ретейла и почему магазины для экономных берут реванш у торговых центров

Торговые центры Татарстана оживают после побега западных брендов, но ожидавшегося наплыва турецких и иранских магазинов не произошло. Старожилы могут погрустить по казанскому ЦУМу — его больше нет. Такая же судьба ожидает Московский рынок, а за ним — Колхозный. Обещают, что обновленные исторические торговые точки станут намного интереснее. О том, какое будущее ждет татарстанский ретейл с продажей KazanExpress, трансформацией «Бахетле», сменой хозяев торговых центров и их переформатированием, подводя торговые итоги 2023 года, рассуждает корреспондент «БИЗНЕС Online».

   На фоне западных санкций идет процесс смены хозяев ТЦ. Так, казанскую «МЕГУ» выкупил Газпромбанк
На фоне западных санкций идет процесс смены хозяев ТЦ. Так, казанскую «МЕГУ» выкупил Газпромбанк

ТЦ Казани: пациент оживает?

2023 год стал худшим по вводу торговых центров за всю постсоветскую историю торговли: по данным INFOLine, за 9 месяцев открыли всего 9 ТЦ общей площадью 233 тыс. кв. метров. Для сравнения: в 2021-м введено более 1,4 млн «квадратов», а в 2014-м — аж 5,5 миллиона. В Татарстане не появилось ни одного нового крупного ТЦ. Впрочем, интерес к этому виду недвижимости сильно упал сразу после пандемии: строить дорого, окупается долго. Более того, собственники стремятся избавиться от бетонных коробок. По данным российского совета торговых центров, на продажу выставлено около 200 объектов и их число продолжает расти. Часть из них из-за долгов переходит банкам-кредиторам.

На фоне западных санкций идет процесс смены хозяев ТЦ. Так, казанскую «МЕГУ» выкупил Газпромбанк. Всего в периметр сделки вошло 14 центров — это активы шведской Ingka Centres, которой принадлежала IKEA в России. Новым собственником «Парк Хауса» стала российская компания «Рамо-М», выкупившая акции у европейского инвестфонда. А в конце декабря Ак Барс Банк продал торгово-офисный центр «Сувар Плаза» — его ожидает реконструкция, там появятся офисы.

   Тенденция превращения ТЦ из магазина еще и в место для времяпрепровождения, некую отдушину от работы и домашних хлопот только усиливается
Тенденция превращения ТЦ из магазина еще и в место для времяпрепровождения, некую отдушину от работы и домашних хлопот только усиливается

Есть надежда, что после побега иностранных фешен-ретейлеров моллы пустовать не будут: например, на смену Zara и Adidas пришли новые бренды. Реинкарнировался по старым адресам «заменитель» французской сети Decathlon. Однако часть площадей все еще пустует, и, скажем, казанской «МЕГЕ» этот простой обходится минимум в 25 млн рублей в месяц: одна только IKEA занимала 23 тыс. «квадратов», и еще 13 тыс. опустели после переезда гипермаркета OBI. Перезагрузить молл и компенсировать упавший трафик поможет термальный комплекс: московская сеть курортов водных развлечений Termoland планирует вложить в проект 700 млн рублей. В термы превращают опустевший после ухода «Карусели» ТЦ на Оренбургском тракте.

Т. е. тенденция превращения ТЦ из магазина еще и в место для времяпрепровождения, некую отдушину от работы и домашних хлопот только усиливается. По схожему пути пошел «Унистрой», преобразующий свой возводящийся на улице Ершова молл в многофункциональный центр, чтобы подростки не шатались без дела, а занимались творчеством в красивых помещениях. Но и без редевелопмента никак — здания бывших Арских казарм увязывают с историческими фасадами.

   Реконструируется и еще одно советское наследие — Московский рынок Казани
Реконструируется и еще одно советское наследие — Московский рынок Казани

Реконструкция бывшего совторга

Однако не все ТЦ можно перезагрузить, лишь разнообразив ассортимент арендаторов. Старейший торговый центр Казани — ЦУМ — осенью закрылся на реконструкцию. До недавнего времени лелеяли мысль о размещении там разноформатного фуд-корта, затем — о халяльном кластере, но сил хватило только на молельные комнаты. А теперь у Татарстана мечта открыть там центр для ремесленников, президент РТ Рустам Минниханов даже заявил о намерении выкупить молл. Это минимум 1,5 млрд рублей. А вот дальше пристанище ремесленников должно научиться содержать себя самостоятельно. Концепт уже презентовали: мастерские, офисы, кафе, татарский гастрокластер.

Реконструируется еще один осколок советской торговли — Московский рынок Казани. Новые владельцы, выкупившие у города 50-летний лабаз, хотят превратить его в аналог Даниловского рынка в Москве. Ставший историческим облик торговых рядов и близлежащей «Тюбетейки» обещают не трогать, а вот места для торговли отдадут фермерам и откроют рестораны. Залогом успеха считают команду: рынок возглавил ресторатор Алексей Волков, руководящий холдингом Ginza Project и Даниловским рынком.

Реновация казанских рынков обсуждается давно. Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина говорила, что они, как правило, в плачевном состоянии. Следующий в очереди на обновление — Колхозный. В планах среди прочего воссоздание когда-то находившейся на этом месте площади.

Дан зеленый свет проектам в ряде исторических строений. Например, в здании фабрично-торгового товарищества братьев Крестовниковых вместо ранее обещанного фуд-молла появятся кафе, спа и апартаменты. А на бывшем заводе Петцольда начались реставрационные работы под банный комплекс и рестораны. Здание льнокомбината также обещают воскресить: заброшенные мануфактуры Адмиралтейки и наследство лофта «Фабрика Алафузова» реконструируют под лофты и жилье. Словом, былые «заброшки» живо вовлекают в ретейл-оборот.

   Муслима Латыпова усиливает девелоперское направление, все больше уходит в доставку, кейтеринг, корпоративное и социальное питание
Муслима Латыпова усиливает девелоперское направление, все больше уходит в доставку, кейтеринг, корпоративное и социальное питание

Федералы наступают

Похоже, эра самостоятельности татарстанских сетей на исходе. Вслед за «Эдельвейсом», не выдержавшим конкуренции с федералами и отдавшим площади под «Магниты» и Eurospar, меняет подход к бизнесу и «Бахетле». Один за другим закрываются его супермаркеты, продаются ТЦ и другие помещения. На проспекте Ямашева татарстанскую компанию сменит Eurospar, а сам молл выставлен на продажу. Закрылся халяльный супермаркет на улице Габдуллы Тукая, нет больше точек на улицах Зорге, Декабристов и Сибирском тракте. Владелица сети Муслима Латыпова объяснила все это трансформацией «Бахетле» — компания усиливает девелоперское направление, все больше уходит в доставку, кейтеринг, корпоративное и социальное питание.

Надо отдать должное прозорливости Латыповой: завод по производству полуфабрикатов она начала строить еще два года назад, сегодня там выпускают для федеральных сетей мясные и хлебобулочные изделия, в том числе фирменные треугольники. Мощность — 30 т еды в сутки. Так что супермаркеты остаются у компании только как имиджевое направление, часть национального бренда.

Потерей изрядной доли самости для татарстанского ретейла можно назвать продажу маркетплейса KazanExpress «Магниту». Он превращается в «Магнит Маркет». Соглашение о приобретении 100% акций ООО «Казаньэкспресс» у AliExpress Russia бизнесменов Сергея Еремеева, Линара Хуснуллина и Кевина Ханда подписали в октябре, сумма сделки оценивается в 12−13 млрд рублей. Основанный в 2017 году KazanExpress называют одним из самых успешных торгово-айтишных проектов Татарстана нового времени. Начиналось все с продажи дешевых китайских товаров, затем был построен свой фулфилмент-центр, а позже в казанский продукт инвестировал AliExpress. Одна из самых быстрорастущих площадок в российском сегменте e-commerce лишилась казанского имени, зато теперь под флагом крупнейшего федерального ретейлера упростится задача выхода во все российские регионы.

   Весной в Казань зашел федеральный «Чижик» от X5 Group, и до конца года в РТ ожидалось 40 новых «жестких дискаунтеров»
Весной в Казань зашел федеральный «Чижик» от X5 Group, и до конца года в РТ ожидалось 40 новых «жестких дискаунтеров»

Новая популярность «магазинов для бедных»

Из крупных татарстанских компаний, которые продолжают развиваться на федеральном рынке, можно отметить разве что «ТрансТехСервис», строительные гипермаркеты «Мегастрой» и «Агаву». Попытки выйти за пределы РТ предпринимает продуктовая сеть «Находка», работающая в формате дискаунтера. Запустилась она еще в 2015 году в Альметьевске и сейчас работает в Башкортостане, Марий Эл, Удмуртии, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Челябинской, Кировской областях. Управляет сетью ООО «Табыш».

К слову, в 2023-м рынок дискаунтеров вновь переживал бум. Весной в Казань зашел федеральный «Чижик» от X5 Group, и до конца года в РТ ожидалось 40 новых «жестких дискаунтеров». Конкуренцию ему составляют другие «магазины для бедных», такие как сети «Светофор», «Маяк», «Победа» и «Доброцен», которые располагаются в основном в спальных районах. Маркеты для экономных открывает и федеральный «Магнит» под брендом «Моя цена». А в декабре компания начала тестировать совершенно новый формат — «супермаленькие» (80 кв. м) магазины у дома только с самым востребованным ассортиментом. Эксперты называют такой формат наиболее экономически выгодным в нынешних реалиях.

Рост популярности дискаунтеров и небольших магазинов вдохнул новую жизнь в казанский стрит-ретейл. Ставки на аренду в 2023-м пошли вверх, а нежилые помещения в новых ЖК разбирают еще до их сдачи в эксплуатацию. На фоне кризиса ТЦ популярными становятся шоурумы с одеждой и магазины «у дома» с алкомаркетами, тем более последние по ассортименту выигрывают у онлайн-сервисов доставки, которым запрещено развозить алкоголь.

   На фоне кризиса ТЦ популярными становятся шоурумы с одеждой и магазины «у дома» с алкомаркетами
На фоне кризиса ТЦ популярными становятся шоурумы с одеждой и магазины «у дома» с алкомаркетами

Чего ждем

Ожидается, что с завершением процесса ухода международных брендов российский бизнес продолжит наращивать обороты. При этом локальные торговые марки одежды, обуви и аксессуаров, в том числе татарстанские, тоже осваивают новую нишу, активно заходя на маркетплейсы и в ТЦ. А ведь до санкций моллы воротили от них нос, сажая к себе только крупных фешен-ретейлеров. Так что грустили мы от побега западных брендов недолго. Единственное, чего хочется пожелать нашим «закройщикам», — в отсутствие конкуренции с иностранцами не заламывать цены, а то по ним иногда кажется, что местный пошив сплошь дизайнерская работа, а не массмаркет.

На продуктовом рынке ожидать появления новых татарстанских сетей, очевидно, не стоит: федеральные игроки только усиливают присутствие. Региональный ретейл, видимо, продолжит ужиматься — сокращать площади, сдавать их в аренду или продавать. Наверное, для многих станет испытанием рост цен на продовольствие. Конечно, продуктовый ретейл на фоне остальных сфер кажется более защищенным — продукты пользуются спросом всегда, но ведь в конце 2023-го не удалось удержать, казалось бы, такой независимый от импорта продукт, как яйца.

А вот у кого кризиса пока не предвидится, так это у рынка полуфабрикатов и доставки еды, хотя казалось, что после пандемии он заглохнет. Рестораны продолжают открывать собственные производственные цеха (что вдвое выгоднее, чем заказывать те же сыры и мясные заготовки у поставщиков), сервисы доставки еды уже не исчерпываются монополистами «Яндекс» и «Деливери», что, конечно же, радует. К тому же это рабочие места (пусть и ругаются на побег из реального сектора в курьеры и таксисты) и в целом развитие сегмента dark kitchen, «темных кухонь», которые своим незаметным трудом делают жизнь если не светлее, то точно удобнее.

Анна Городнова

Фото: «БИЗНЕС Online»