И это достаточно сильный сигнал...
Если вспомнить историю...
В 2004-м году по личному заказу Сапармурата Ниязова Туркменбаши в его родовом селении Кипчак (15 км от Ашхабада) французской компанией БУИГ была построена крупнейшая мечеть в Средней Азии, ставшая одновременно самой крупной однокупольной мечетью в мире. Она получила название Туркменбаши Рухы ("духовность Туркменбаши") и обошлась заказчику в кругленькую сумму 100 млн. долларов. При мечети был построен Мавзолей, в который Сапармурат отправился на вечный покой совсем скоро - уже в 2006-м году.
Теперь же в городе Аркадаг Туркменистана полным ходом идет строительство мечети, рядом с которой возводится мавзолей для Гурбангулы Бердымухамедова. Как сообщил источник turkmen.news, близкий к Государственному комитету строительства, подряд на возведение обоих сооружений отдан компании, принадлежащей Какаджану Ташлиеву, — давнему другу бывшего президента.
По сообщению источника, только лишь мечеть обойдется государственному бюджету в более чем 400 миллионов долларов. Стоимость мавзолея не называется. Источник отмечает, что оба сооружения будут выглядеть «роскошно». Их украсят драгоценными камнями. Отметим, что самая большая мечеть Туркменистана им. Сапармурата Туркменбаши стоила в четыре раза дешевле. Ее открыли в 2004 году, а два года спустя Туркменбаши умер. Его погребли в фамильном мавзолее.
Название фирмы-подрядчика источник не называет. Из документов, доступных редакции turkmen.news, известно, что Ташлиев является соучредителем нескольких фирм, в том числе и ХО «Алтын Несил». Директором этой строительной фирмы значится его сын Шамухаммет Ташлиев.
Какаджан Ташлиев с Гурбангулы Бердымухамедовым — давние друзья. В первые годы независимости Какаджан был министром строительства, хякимом Ашхабада и Ахалского велаята. В 2000-2001 годах Ташлиев попал в опалу к Сапармурату Ниязову и едва не был приговорен к лишению свободы. Но когда президентом стал его друг Бердымухамедов, он стал одним из приближенных «ко двору».
Фирма «Алтын Несил» вошла в число строителей автобана Ашхабад-Туркменабад. Ее партнером по этому проекту стала, в частности, компания «Нусай Ёллары», принадлежащая мужу одной из сестер Бердымухамедова. Кроме того, «Алтын Несил» является соучредителем фирмы «Кямиль Демир», занимающейся производством изделий из железа. В числе других ее соучредителей есть и компания «Нусай Ёллары».
Источник turkmen.news заявил, что строительство Аркадага — одна сплошная коррупция.
«Любая местная фирма, желающая получить государственный подряд, должна выплатить откат председателю Государственного комитета по строительству города Аркадаг Дерья Оразову, — сообщил источник. — За это он даже получил прозвище «Дерья пять процентов»».
Источник добавил, что нахождению на высокой должности и успешному коррупционному «бизнесу» не мешает даже тяжелое заболевание головного мозга.
«Иногда Оразова просто клинит, он забывает многие вещи», — сообщил источник.
Без положенных пяти процентов получить тендер смог только Какаджан Ташлиев — как раз на строительство мечети и мавзолея — потому что он имеет протекцию самого будущего «владельца» погребального сооружения.
Город Аркадаг был построен в Ахалском велаяте с нуля в 2022-2023 годах — после того, как Гурбангулы Бердымухамедов передал президентскую власть сыну Сердару. Аркадаг — титул самого Бердымухамедова-старшего, означающий «покровитель». В настоящее время экс-президент по-прежнему имеет высокий статус, проводит собрания и заседания, требует отчетов от чиновников, встречается с зарубежными партнерами практически наравне с Сердаром.
В соперничество двух Бердымухамедовых может вмешаться сама судьба. Гурбангулы пока еще только 66 лет, но не исключено, что ухудшение здоровья помешает ему и дальше столь активно конкурировать с собственным сыном. А может быть, и мавзолей пригодится ему раньше, чем он рассчитывал.
По данным источников turkmen.news, в середине декабря прошлого года экс-президент пережил тяжелый приступ болезни и на неделю ушел из публичного пространства. Девятого числа он как раз проинспектировал строительство Аркадага, а по ТВ появился только 16 числа, пропустив даже празднование Дня нейтралитета — одного из основных государственных праздников Туркменистана.
В основе диктатуры и авторитаризма – идея, что, кроме нынешнего руководителя, нет никого, кто мог бы справиться с тяжкой ношей верховной власти. При жизни многие диктаторы стараются избавиться от любого конкурента. Но в политическом истеблишменте всегда есть потенциальные преемники.
Однако далеко не всегда это те люди, которым обязанности главы государства должны перейти по закону. Например, в Туркменистане в случае смерти Ниязова исполнять его обязанности должен был глава парламента Овезгельды Атаев. Но вместо этого власть перешла в руки Гурбангулы Бердымухамедова, который на тот момент уже шесть лет был вице-премьером.
"Председателю парламента быстро вспомнили его старые дела, – вспоминает Нурмухаммед Ханамов. – И Гурбангулы Бердымухамедов – ему помогал в этом деле глава охраны президента Реджепов – быстренько поднял его старые проблемы. Дело в отношении Атаева ранее было закрыто. Но они воспользовались этим делом, снова подняли вопрос, обвинили Атаева и тут же упрятали его за решетку. И тем самым открыли дорогу Бердымухамедову. Вот такой, можно сказать, государственный переворот".
Атаева отправили в тюрьму в декабре 2006 года, и с тех пор о нем ничего не известно. МИД Туркменистана в 2012 году заявил, что Атаев был освобожден, но подтвердить эту информацию из независимых источников или хотя бы подтвердить, что политик жив, мы не можем.
Но сейчас ситуация иная, есть официальный президент - сын Гурбангулы Сердар. Хотя, кто знает, как все обернется.