Они появились на Дону очень неожиданно. Если бы казакам сказали, что их соседями по земле и реке в конце 19 века станут эти, то они, скорее всего, долго смеялись бы в лицо принесшему такую новость.
Но вскоре шутки оказались в сторону. Осев на Дону, немцы-меннониты, а речь именно была о них, благодаря своему терпению, основательности, предприимчивости, общинному способу ведения хозяйства, построили здесь преуспевающие поселения и показали дончанам, что значит жить и работать по-немецки.
Меннониты – течение в протестантской религии, одной из особенностей которого является нежелание адептов брать в руки оружие. В этом, к слову, и была причина их скитаний: едва где начиналась война, большинство меннонитов покидали насиженные места.
Немцы принесли технологии, которые очень быстро сделали их хозяйства преуспевающими. Особенно отметились деловитые пришельцы в обработке земли, в животноводстве, в применении технических приспособлений.
Мало кто знает, что сегодняшняя донская буренка – знаменитая красная степная порода коров, которая является самой популярной на юге России, - была выведена именно немцами.
На Дону ее называли «немецкой», это была самая высокоудойная порода коров. Немцы производили очень много молока. Помимо этого у них водились в изобилии другие домашние животные, особенно было много свиней.
Колонисты производили сельскохозяйственную продукцию и сами перерабатывали ее. Во многих колониях действовали ветряные и паровые мельницы, маслобойные заводы. В г. Миллерово, а также вокруг него, у немцев были заведены большие механические, кирпичные, черепичные заводы. По станицам и хуторам были разбросаны различные мастерские немцев: бричные, шорные, кузнечные, сапожные. Они полностью удовлетворяли свои потребности, а также многих донских жителей.
Благотворное влияние колонистов на жизнь Дона вскоре ощутили все и везде. В обиход местных предпринимателей и производителей вошел чисто немецкий инвентарь: плуг буккер, бричка, рессорный экипаж «нейтечанка», жнея «лобогрейка». Накануне Первой мировой эти немецкие штучки уже вовсю использовались на территории Области Войска Донского и были незаменимым помощниками в крестьянских делах.
Буккер и другие полезности
Многолемешный плуг буккер вообще произвел революцию на Дону. Он позволил значительно ускорить вспашку и посев хлебов. Такой плуг обрабатывал в шесть раз больше земли, чем при использовании обычного малороссийского плуга. И это было очень важно весной, когда благоприятный для посева период был очень коротким.
Немцы также применили посев «наволоком», или посев под боронование, без предварительной вспашки земли. Свои посевы они прикатывали деревянным катком. «Хлеб по хлебу» немцы не сеяли. Из-за засоренности полей после зерновых и для улучшения севооборота на следующий год они высевали кукурузу, подсолнечник, овощи, бахчевые. Всего этого до немцев на Дону не делали.
До всеобщего «вау» по поводу пребывания немцев на Дону, конечно, не дошло, но те предприниматели и торговцы, кто освоил немецкие штучки, не раз, открыто или про себя, говорили немцам «спасибо». Результат влияния был налицо. Например, вошло в крестьянскую моду обмолачивание хлеба в молотилках без предварительной вязки в снопы, даже без укладки в скирды. Была введена упомянутая очередность засева поля сначала пшеницей, затем кукурузой, овощами и бахчевыми. В агротехнике, с приходом буккера, появились методы, которые значительно увеличили производительность труда и расширили пахотные и посевные площади. Историки по этому поводу писали:
«Под влиянием высоких цен на хлеб и хороших урожаев в Области лихорадочная распашка с форсированными посевами пшеницы дошла до кульминационного своего пункта, и буккер, вспахивавший до двух-трех десятин в день, сделался для всех предметом крайней необходимости».
Ну и конечно, немецкий молочный скот покорил донских крестьян. Глядя на породистых коров, узнавая технологию содержания буренок, кратно повышающей надои, донские крестьяне захотели делать так же, и впоследствии не пожалели об этом. В статистических сборниках начала 20 века сообщалось, что во многих хуторах практически все коровы были «немками».
Немцы под запретом
При том, что немцы щедро поделились с казаками технологиями, сближения умов не произошло. Во-первых, немцы сами не торопились становиться частью донского социума. У них был свой общинный уклад, своя вера, свои традиции, свой национальный менталитет. Браки заключались в основном только внутри общины. По вероисповеданию немцы, как уже было сказано, в подавляющем большинстве были меннонитами, в каждом поселении у них обязательно был молитвенный дом и приход.
Во-вторых, - и здесь уместно использовать лексикон футбольных болельщиков, - «наши сами виноваты были». Донские крестьяне немцев недолюбливали. И причина была прозаична: немцы оказались хорошими хозяйственниками. Один из историков на сей счет деликатно сообщал:
«Наши мужики не любили немцев за богатство, чистоту, честность, словом все те положительные качества, которые есть у тевтонцев». (А. М. Греков. Приазовье и Дон. 1912).
Ну а немцы, в свою очередь, отвечали нашим «надменностью и презрением к мужику».
Добавлял в копилку общего отношения к немцам и тот факт, что свои деревни колонисты называли только по-немецки. Местные власти требовали от переселенцев изменения названий населенных пунктов, но немцы делали вид, что проблем нет, и продолжали жить в «гринталях», «омердельфельдах», «карнталях». Дело сдвинулось только в годы Первой мировой, когда все без исключения колонии на Дону получили русские названия.
Первая мировая война стала временем, когда российские немцы «встретились» с альма-матер в статусе врага, а сама Российская империя должна была определиться с выбором: как относиться к немцам?
Мнение сложилось такое: немцы – пятая колонна Германии. Это сразу ослабило все права немцев. То тут, то там, в России начались преследования немецких колонистов. В 1914 году немецкий язык был запрещен для преподавания в школах и в СМИ. В разных регионах начались погромы и репрессии против немцев. На Дону колонисты лишились прав на владение землей, а их недвижимость в принудительном порядке была продана Крестьянскому поземельному банку.
Где-то по своей воле, где-то по принуждению, пришельцы из Европы стали сниматься с насиженных мест. И только грянувшая в 1917 году революция не позволила провести массовую, организованную депортацию немцев.
Как колонисты стали колхозниками
Перешагнув через годы лихолетий, уже при новой советской власти, немцы стали организовывать колхозы. По большому счету, они и так жили «колхозами», поэтому здесь сильно перестраиваться не пришлось. Их экономическая жизнь потихоньку выровнялась. Хозяйства кое-как восстановили.
Но в коллективном сознании произошли важные перемены: между немцами и окружающими русскими размывались границы. Причина была в том, что основой идентичности немецких колонистов всегда была религия. В каждом поселении в центре стояли дом для молитв и школа, и в них, как писали историки, заключалась вся жизненная сила колонистов. Поскольку религия попала под запрет, храмы опустели, а то вовсе исчезли, то вслед за храмами исчезли и традиционные общины, на которые главное влияние оказывала вера в Бога.
Большинство населения немецких колоний теперь жило простыми житейскими заботами о хлебе насущном. Колхозники искренне радовались возможности получить оплату за трудодни, купить ботинки, пальто, отрезы ткани, пополнить личное подсобное хозяйство поросенком, телкой, курами.
Ну а дальше в истории изгнания советских немцев с территории Дона подошел черед второй серии. Еще более драматичной.
В Германии к власти пришел Гитлер. В СССР немецкую проблему решили без сантиментов - накануне войны все немецкое население европейской части СССР было депортировано за Урал и в Казахстан. От греха подальше.
После 1941 года многие колонии, в которых еще сохранились какие-то постройки, попали в зону интенсивных боев, и были разрушены до основания. А в 1942 году на Дону появились уже другие немцы…
Реабилитированные после войны донские немцы в родные места уже не вернулись. Уцелевшие колонии были заселены местными жителями. О колонистах, живших когда-то на донской территории, сейчас напоминает только одно название населенного пункта на карте Дона – Офенталь (близ Таганрога). И, пожалуй, г. Миллерово, который возник, правда, задолго до поселения немцев на донской земле.
В Каменском районе Ростовской области, где живет автор, некогда было три немецких поселения - Власов, Фокин, Омердельфельд. Но сегодня их следов не найти.Единственным напоминанием о трудолюбивом народе, строившем на Дону процветающие деревни, но окончательно исчезнувшем с донской земли «благодаря» своему земляку, Гитлеру, является созданный ими родник в бывшем колхозе им. Тельмана, на границе Каменского и Тарасовского районов. Он жив до сих пор. К нему приезжают за водой не только местные, но и путешественники, которые едут по своим насущным делам по трассе М-4 «Дон». Бьет источник с прохладной живительной влагой. Кто знает историю Дона, слышит в шуме водной симфонии и немецкую речь…
Всем спасибо за внимание. Подписывайтесь на наш канал, это очень помогает развитию. Есть много архивных материалов, а также фото, которые ждут своего выхода в свет. До скорого!