Пора посмотреть на федеральный бюджет 2024 года. Структура доходов и объем расходов дают ориентиры по объему заимствований. Будет давить на рынок размер планового привлечения Минфина: вырастет объем предложения ОФЗ. Отдельный интерес – Фонд национального благосостояния, ФНБ: операции с ликвидной частью влияют на валютный рынок. Начну с базовых цифр по бюджету, детали и оценки в следующих публикациях.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать риски.
Структура доходов федерального бюджета 2024
Бюджет планирует собрать 35,1 трлн руб. доходов в 2024 году: +22,3% к прогнозу 2023 года и +34,2% к начальному плану 2023 года. Расходы растут медленнее: +11,1%.
Сокращается дефицит: 1,6 трлн руб. в 2024 году против 4,3 трлн руб. в 2023 году. Оценивал дефицит 2023 года по плановым расходам ГИИС "Электронный бюджет", которые добрались до 33 трлн руб. к концу года. Дефицит уменьшается за счет ускоренного роста доходов.
Любопытно взглянуть на источники роста доходов:
- НДПИ на нефть дает +2 трлн руб. или +31,6% прироста
- Прочие доходы: +1,1 трлн руб. или +17,7%. Надо посмотреть на состав этой статьи
- НДД, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья: +1 трлн руб. или +15%
- Нефтегазовые доходы занимают 41,3% в общем приросте 6,4 трлн руб.
Нефтегазовые доходы 2024
Занимает более 60% в структуре нефтегазовых доходов НДПИ на нефть. Заканчивается налоговый маневр: уходит экспортная пошлина по нефти, доходы перераспределяются в НДПИ и НДД.
Делал оценку нефтегазовых доходов в зависимости от курса рубля и котировок нефти. История показала, что движение котировок внутри года значительно влияет на результат. Удалось нагнать отставание от плана в начале 2023 года во втором полугодии, но таблица дает оценку чувствительности нефтегазовых доходов к изменению рыночных условий.
Отставание не выглядит критическим при курсе 90 руб./$ и котировках Brent $75-80: 0,7-1,5 трлн руб. Ситуация может поменяться в течение года.
Ненефтегазовые доходы 2024
Внутренний и внешний НДС формируют больше половины ненефтегазовых доходов: 53% или 12,5 трлн руб.
Ожидается рост внутреннего НДС на 11% или 0,8 трлн руб. Внешний НДС увеличится на 6,1% или 0,3 трлн руб.
Причины роста поступлений по НДС:
- Увеличение спроса
- Ослабление рубля
- Инфляция
- Госрасходы
Это противоречит позиции Банка России, который пытается ограничить спрос и привести инфляцию к 4-4,5% к концу 2024 года. Госрасходы – отдельная история, которая может усложнить борьбу с ценами.
Остается изучить прочие доходы, которые держатся на уровне около 25% 4 года подряд.
Итоги
Нефтегазовые доходы остаются весомым источником пополнения бюджета. Завершение налогового маневра снижает зависимость от экспорта: можно творчески менять формулу НДПИ и регулировать поступления в бюджет.
Заставляет задуматься о судьбе инфляции рост поступлений по внутреннему НДС на 11%.
Крупные статьи доходов остались прежними:
- НДПИ на нефть, НДД, НДПИ на газ и обратный акциз
- Внутренний и внешний НДС, налог на прибыль и прочие доходы
Оставшиеся разделы дают меньший вклад, но ситуация может меняться: доходы от утилизационного сбора увеличились в 2,6 раз с 2022 года. Это ведет к косвенному увеличению налоговой нагрузки: утилизационный сбор, курсовые пошлины. Консолидируют региональные бюджеты и внебюджетные фонды, что может усложнить ситуацию в регионах.
Получится оценить запас средств в ФНБ после выхода данных в середине января.
В следующей заметке оценю дефицит и объем заимствований, график погашений и доступный объем ОФЗ.
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.