Я пишу статьи об играх. И я уже устал от комментариев аля «Ты придираешься к логике в фантастике» или «Почему ты не придираешься к магии в фентези-игре, если придираешься к логике игровых механик». Не то чтобы их очень много, но у меня уже начинается тряска от глупых людей. К тому же от таких, которые не просто строчат подобные комментарии, а еще и полагают, что я позволю им обзывать себя на моем канале.
Сегодня для непонимающих граждан я на пальцах объясню, почему в фентезийном мире можно со спокойной совестью опираться на законы логики, а реализация фантастических элементов в разных произведениях может быть как правдоподобной и органичной, так и алогичной, нарушающей законы внутри своей же вселенной. Честно говоря, я думал, что это очевидно, но раз нет, то нет. Понимающим тоже будет интересно. Погнали.
Начнем с «Ведьмака 3». Все знают эту игру, поэтому пример будет понятным. В одной из своих юмористических статей про забавные игровые условности в «Ведьмак 3» я писал об употреблении Геральтом еды в бою:
«Одно дело, когда мы, сражаясь, можем по-быстрому опустошить склянку с эликсиром, и совсем другое – когда Геральт в пылу битвы выдувает кружку пиваса или точит жареную куропатку. Момент, очевидно, не самый правдоподобный. <…>
К слову, вы когда-нибудь ели черный перец горстями? Думаю, нет. А вот Геральт настолько суров, что может закидываться перцем, и ему он будет восстанавливать ХП, как любая другая еда. Мутации – они такие».
Здесь-то и отличился один из горе-комментаторов, в наглой форме сообщивший мне, что я не имею права докапываться до таких мелочей, когда мир «Ведьмака» наполнен неправдоподобной магией в ассортименте.
Но тут у меня встречный вопрос: для кого эта магия неправдоподобна? Она органично вписана во вселенную игры и, естественно, книг, имеет свои законы и правила, по которым работает.
Возьмем чародейскую магию. Есть определенные формулы – через них чародеи черпают силу из заложенных в природе источников и таким образом вызывают различные колдовские фонарики. И ключевой момент здесь в том, что мы, несмотря на отсутствие магии в нашем мире, МОЖЕМ ДОПУСТИТЬ ее существование в другом, выдуманном, если законы, по которым магия работает, кажутся нам логичными и реалистичными.
Если же законы нарушаются (например, заклинание используется без обращения к формуле), то здесь мы можем спокойно говорить о логической ошибке. Да-да, представьте себе, о логической ошибке в демонстрации (о ужас!) фантастического элемента! Какой кошмар…
Когда же речь заходит об аспектах, которые и выдумывать не надо, т. к. они и так есть в нашей реальности, то нарушение логики в них еще более закономерно вызывает фейспалмы. Плевать, фентези нам показывают или нет – абсолютно. С какого вообще фига те вещи, которые в нашем мире работают определенным образом, должны в фентези-мире работать криво? Ну, давайте тогда в фентези у нас сталь будет гнуться как резина, огонь сможет гореть на воде, а люди будут ходить спиной вперед. И жрать горстями перец, конечно же. Причем безо всяких на то причин и без лишних объяснений. А вы, уважаемые борзые комментаторы, будете все это хавать, как так и надо. Это же фентези, правильно?
Я еще раз акцентирую внимание на слове «криво». В фентези-вселенных, по сути, возможны самые разные допущения, необычные события или наличие странных свойств у привычных нам вещей. Однако объяснить зрителю/читателю/игроку природу фантастических элементов или втупую вывалить на него изобилующую нестыковками и странностями хрень – это вещи кардинально разные. Да, в придуманном мире может гореть вода и металл можно свернуть в бублик руками. Но чтобы такие штуки выглядели адекватно, нужно объяснить, почему они возможны. Это называется проработкой мира.
В «Игре престолов» есть момент, когда Дрого плавит в котелке золото, чтобы затем вылить его на голову незадачливого аристократа. Так вот в котелке золото расплавить нельзя, т.к. тупо не хватит температуры. И эта сцена, несмотря на то, что включена в фентези-сериал, является глупостью, ведь она никаким образом не прокомментирована авторами через язык кино.
Вообще, составляющая фентези занимает лишь 10% от того, что нам показывают в этом сериале, да и во многих других произведениях. Остальные 90% – это реальная жизнь, частично или полностью сопоставимая с жизнью нашей в различные исторические периоды. И кривости в базовых законах вселенной или же в поведении персонажей нельзя объяснить ничем, кроме как ошибками, а в отдельных случаях и тотальной профнепригодностью авторов.
Подытоживая, золото есть золото – что на нашей планете, что на планете Дж. Мартина. Спорить с этим бессмысленно. Конкретно на приведенный выше пример мне плевать, бывают и куда более идиотские ошибки. Но если говорить в целом – я бы предпочел, чтобы мне демонстрировали глубокую и проработанную вселенную с минимумом косяков. Это банально позволяет серьезно воспринимать происходящее, верить в мир и верить в события. Только наблюдение за по-настоящему продуманным миром может порой вызывать неподдельный восторг от гениальности творца и ощущение, что все созерцаемое тобой могло бы быть на самом деле.
Но тем, кто изначально в восторге от «Телепузиков», многого, очевидно, не требуется.
_______________________________________
Думаю, я высказался достаточно емко, и не хотелось бы разбавлять статью водой ради объема. Так что ставьте лосей, если понравилось, подписывайтесь на Дзен и заглядывайте на Ютуб. Моя деятельность посвящена статьям и роликам по различным играм.