4 ноября 2023 года из Шанхая прибыли поездом в Сиань - древнюю столицу Китая. Хотя есть высокоскоростные поезда, следующие по этому же маршруту, турфирма выбрала для нас обычный поезд. И это правильно, так как, сев в поезд поздно вечером, на следующий день уже рано утром прибыли в Сиань, тем самым не потратили зря драгоценное дневное время.
Нас на железнодорожном вокзале встретил гид Саша (имя изменено) на своей автомашине. По дороге он вкратце рассказал о городе.
По его словам, население Сианя выросло буквально за пять лет с 5 до 13 миллионов человек. Конечно, я поразился и засомневался в истинности подобного утверждения. Затем, видя огромное количество новостроек, в том числе многих однотипных высотных домов и небоскребов подумал, что для современного Китая с его бумом скоростного домостроения наверняка такое возможно. Недавно я читал в нашей российской прессе, что в Китае ежедневно строят жилье для ста тысяч человек. Представьте себе такое количество жилья, построенного за один день!
Также я вспомнил, как в начале коронавирусной пандемии в Ухани буквально за неделю построили и ввели в эксплуатацию огромный госпиталь с современным оборудованием, о чем с восхищением рассказывали мировые СМИ. Высочайшая скорость домостроения в Китае объясняется тем, что эти однотипные высотные дома собираются из готовых модулей, образно говоря, как конструктор Лего.
Квадратный метр жилья в Сиане стоит 15-20 тысяч юаней (190-260 тыс.руб.), для сравнения: на острове Хайнань, то есть в Санье до 80 (до одного млн.руб.) тысяч юаней доходит.
Саша сам коренной сианец и о родном городе рассказывает с гордостью. В городе несколько автомобильных заводов и каждый шестой китайский автомобиль выпускается именно здесь. В основном выпускают электромобили.
Сиань-древнейший город Поднебесной, существует более трех тысяч лет. Сиань - в переводе с китайского означает «Западный мир». Сиань - один из самых знаменательных исторических и культурных центров Китая. Был столицей 13 государств в истории страны – империй Цин, Хань, Тан и других. Ведь раньше страна не называлась Китай, а именовалась по названиям существовавших тогда империй (например, империя Цин, Хань и т.д.). В те древние времена Сиань являлся пунктом назначения торговых караванов, которые шли по Великому шелковому пути в Китай, что придавало ему стратегическое значение. И ныне, то есть в последние годы, Сиань превратился в важнейший транспортный логистический хаб, через который отправляется по железной дороге львиная доля товаров и грузов в Казахстан, Россию и страны Европы.
Терракотовая армия императора Цин Шихуанди
В Сиане мы сразу поехали к главной цели нашего приезда в этот древний город. И главная фишка нашего пребывания здесь - это великое чудо человечества – терракотовая армия древнего императора Цин Шихуанди.
Терракотовая армия - это название объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, которая является частью огромного музейного комплекса, то есть мавзолея императора Цин Шихуанди.
От Сианя до этого музейного комплекса примерно 40 километров. Едем по очень хорошей дороге. Обратил внимание на табличку о допустимой скорости на данной магистрали- до 120 км/час.
Вообще в Китае везде дороги в очень хорошем состоянии. Саша говорит, что мы едем по платной дороге. Стоимость проезда за каждый километр этой платной дороги 0,6 юаня (7,5 рублей).
Терракотовая армия насчитывает свыше 8000 фигур воинов, 600 лошадей и 100 колесниц, изготовленных в полном соответствии с их реальным облачением более 2200 лет назад. Это терракотовое войско было создано по приказу императора Цин Шихуанди для служения ему в загробном мире и случайно была найдена крестьянами, копавшими колодец, в 1974 году. Находка стала археологической сенсацией ХХ века.
Терракотовая армия — это лишь часть огромного погребального комплекса первого китайского императора, самая известная и исследованная. После её обнаружения вот уже на протяжении 50 лет там практически непрерывно ведутся археологические раскопки. Терракотовая армия расположена в полутора километрах от самой усыпальницы императора и составляет с ней единый комплекс. На данный момент найдено, кроме вышеупомянутых 8 000 глиняных воинов, лошадей, также оружие, доспехи и другие артефакты.
Ежегодно пять миллионов туристов со всего мира посещает музей терракотовых солдат. В свое время этот музей посетил президент США Рональд Рейган и расценил этот исторический памятник, как «великое чудо, принадлежащее человечеству». Наш президент Владимир Путин также видел это великое чудо человечества во время своего первого пребывания в Китае.
Цин Шихуанди вошел в историю как император, объединивший весь Китай. В течение своего правления он вел много войн, разбил войска шести соседних царств, и в конечном итоге объединил всю раздробленную до этого территорию будущего Китая. После десяти лет войн, объединив всю Поднебесную, повелел назвать его императором, а свои новые владения- Империей Цинь. Он вошел в историю благодаря своим грандиозным проектам и реформам.
Цинь Шихуанди был великим реформатором, ввел единую для всей империи письменность, единые стандарты мер и весов, начал строительство Великой китайской стены. Для строительства этой грандиозной стены в целях защиты от набегов северных кочевников Цин Шихуанди привлек около одного миллиона жителей, тогда еще 20-миллионного населения Поднебесной.
Он взошел на престол в возрасте 13 лет. Уже через год он начал строительство своей будущей усыпальницы, полагая, что его земная жизнь продолжится и после физической смерти.
Там же было обнаружено много оружия. Мечи, пролежавшие более 2 тысяч лет, так и не утратили свою прочность и остроту. И что удивительно они не были покрыты ржавчиной за этот огромный период времени. Секрет нержавеющего оружия, оказывается, кроется в технологии их изготовления. Бронзовые мечи и наконечники стрел были покрыты диоксидом хрома, что делало их нержавеющими. То есть, по технологии изготовления хромированного, нержавеющего оружия Китай опередил на две тысячи лет весь остальной мир. Так, из стран Запада Германия первой освоила технологию изготовления нержавеющих металлических изделий путем их хромирования только в 1930-е годы, а американцы освоили эту технологию лишь после Второй мировой войны.
В связи с этим вспомнил путевые заметки нашего отца, где он пишет, что бумага была изобретена две тысячи лет назад в Китае, а книгопечатание у них началось еще до династии Сун. Порох, компас, шелк и фарфор - это также все их изобретения. Отец удивляется, что сами китайцы об этом не рассказывают и что мы, наоборот, только от европейцев знаем о том, что бумага, типография, порох, компас, шелк, фарфор - все это изобретено китайцами. И он предполагает, что когда-то наступит время и сами китайцы начнут рассказывать о своих достижениях, тогда мы много-чего нового узнаем.
Получается отец был прав и теперь в наши дни, когда Китай очень быстрыми темпами стал современной державой, наконец полностью открытой всему миру, мы начали узнавать и о других изобретениях и передовых технологиях древнего Китая. Как в данном случае, связанном с раскопками терракотовой армии, стало известно, что технологию хромирования первыми, задолго до всех остальных государств, стали применять китайцы.
Порох тоже впервые был изобретен китайцами уже в IX веке, опередившими тем самым Европу аж на пятьсот лет. Его появление привело к изобретению в Китае фейерверков и ранних образцов огнестрельного оружия. Прибор по выявлению и измерению подземных толчков при землетрясении, то есть сейсмограф, тоже был изобретен впервые в Китае в начале второго века нашей эры, опередившем тем самым Европу более чем на полторы тысячи лет. Фарфор также впервые был создан в Поднебесной в эпоху правления монгольской династии Юань в конце XIII века, то есть более чем на четыреста лет раньше появления первого фарфора европейского производства. Банковская система тоже впервые была изобретена в Китае.
Поэтому неправы некоторые досужие авторы, которые всячески стараются умалить достижения древнего Востока, в частности, Китая, и до недавних пор упорно писали, что почти все величайшие технологии и достижения человеческой цивилизации это плод изобретений учёных Запада.
Вернемся обратно к терракотовой армии. В первом хранилище находились пехота, то есть солдаты, а в другом хранилище - командный состав, конница, лучники и арбалетчики. В колесницы запряжены по четыре лощади. Арбалетчики находятся в авангарде этих войск. Эти солдаты должны были служить телохранителями императора в загробном мире.
У всех солдат разные черты лица и ученые установили, что лица этих воинов были слеплены с натуры, то есть изображены конкретные существовавшие воины того времени. Сами же туловища скульптур были сделаны полыми, чтобы облегчить их вес и с целью избежать их оседания под своим весом. Воины императора должны были служить ему и в загробном мире, поэтому их фигуры сделали в полный рост, то есть в натуральную их величину.
Почему этих воинов называют терракотовой армией? Слова «терракота» в переводе с итальянского означает «жжёная земля». Терракотой называют изделия из железистой глины, которые после обжига приобретают желтовато-коричневый цвет. Поэтому все эти глиняные фигуры воинов в настоящее время желтовато-коричневого цвета. Саша показал и дал нам пощупать эту глину, которая здесь повсюду. Говорит, что она содержит железо и потому на ней ничего не растет.
Глиняные фигуры первоначально, то есть в момент их первого обнаружения в 1974 году, были разноцветными, очень живописными, окрашены в красные, желтые, зеленые и фиолетовые цвета. Затем после извлечения их на поверхность, под воздействием внешнего, атмосферного влияния эти краски быстро исчезли.
700 тысяч человек работали на строительстве, часть из них умерла в процессе этих тяжелых, изнурительных работ и они были там же погребены. Оставшиеся строители по окончании строительства, продолжавшегося 38 лет, были умерщвлены, чтобы никто не знал место захоронения с его многочисленными сокровищами и драгоценностями и т.д.
Раскопки ведутся до настоящего времени. Ученые считают, что раскопки продолжатся еще много десятков лет.
Усыпальница же самого императора находится под холмом, который находится в полутора километрах от места захоронения его терракотовой армии. Эта усыпальница до сих пор не вскрыта, так как ученые боятся повредить столь ценные артефакты при раскопках.
Некоторые китайские ученые полагают о нецелесообразности раскопок музея, то есть гробницы самого Цин Шихуанди. Они считают, что стремительно развивающиеся технологии в будущем могут сделать возможным исследование этой гробницы без её раскопок, то есть не извлекая из-под земли.
Также была обнаружена бронзовая повозка (карета), на которой Цин Шихуанди неоднократно объезжал всю свою империю. Вес этой бронзовой повозки около одной тонны и тянули такую тяжелую повозку четыре лощади. Повозка состоит из трех тысяч разных бронзовых деталей. Специалисты изумляются сложности этой конструкции и считают, что даже при современных технологиях изготовлять такую повозку, состоящую из трех тысяч различных бронзовых деталей, было бы очень сложно. При изготовлении повозки использовались все передовые цинские технологии-сварка, сверление и инкрустирование.
Реставрационные работы ведутся в этих же хранилищах и эти мастера работают там же ежедневно и поэтому туристы могут видеть не только саму терракотовую армию, но и наглядно видеть, как ведутся реставрационные работы. Но мы посетили музей в субботу и потому реставраторов не было, поскольку они отдыхают в субботу и воскресенье.
Все эти более восьми тысяч фигур солдат и другие артефакты сохранились к моменту начала их раскопок в виде обломков, так как за эти 2200 лет неоднократно были землетрясения и другие катаклизмы, вследствие чего они никак не могли остаться в целости и сохранности. И мы видели лежащие эти обломки, которые должны подвергнуться реставрации, чтобы вернуться в свое первозданное состояние (см.верхнее фото).
Сианьская крепость - один из узлов Великой китайской стены
После завершения этой экскурсии мы вернулись в город и поехали осматривать следующую достопримечательность - старую городскую стену, которая опоясывала древний город по периметру полностью. Конечно, нынешний Сиань — это город, занимающий намного большую территорию, чем древний предшественник. Поэтому ныне городская стена опоясывает только небольшую, центральную, часть города, разделяя тем самым город на внутреннюю и внешнюю части.
Саша в первую очередь повез нас туда. Длина этой крепостной стены по периметру составляет 13 километров. Высота стены 12 метров, а её толщина доходит до 18 метров. Город был обнесен стенами и вокруг был вырыт глубокий и широкий ров, чтобы превратить город в неприступную крепость. Эта сианьская крепость стала одним из узлов создаваемой оборонительной системы Великой китайской стены. Эти стены были построены после свержения власти монголов в конце XIV века, в эпоху правления династии Мин. И хотя с тех пор прошло более шестисот лет, эти стены сохранились до сих пор в хорошем состоянии. Они считаются наиболее хорошо сохранившимися крепостными укреплениями в мире.
Действительно, это так, мы сами поднявшись на верхнюю часть крепостной стены смогли воочию убедиться в этом. Поднялись мы туда пешком по крутой лестнице, запыхавшись, ведь эта стена высотой почти как пятиэтажный жилой дом. Немного прогулялись по верхней части городской стены, благо она широкая и народу гуляет там много. Посмотрели казарму, в которых жили воины охранявшего крепость гарнизона.
Здесь же на стене есть пункт проката велосипедов. Взяв в аренду велосипед, можно проехать по всему периметру городской крепостной стены.
Театральное представление об императрице династии Тан
В этот же день вечером мы по предложению Саши поехали на необычное театральное представление об единственной женщине-императрице средневековой империи Тан. Мы пришли за один час до начала этого танцевального шоу, как нам было сказано. Нас посадили, как и всех остальных зрителей, за стол с едой и мы начали ужинать. Основную часть ужина составляли разнообразные пельмени с разной начинкой. Пельмени были самой разной фигуры, некоторые в виде уточки, некоторые в виде зайчонка и т.д. Через час кулисы открылись и началось само театральное представление, а зрители могли продолжать вкушать яства в течение всего вечера.
Это захватывающее представление включает в себя традиционную завораживающую китайскую музыку с использованием древних инструментов, песни и танцы. Все это в совокупности с красочными костюмами реально погружает зрителя в эпоху средневекового Китая. Поэтому зритель может представить себя средневековым китайским вельможей, для которого устроили это торжество одновременно с ужином.
Чтобы любой зритель чувствовал себя соучастником всего этого красочного шоу, непосредственно перед представлением и сразу после него артисты в красочных костюмах появляются в зрительном зале и любой желающий бесплатно может фотографироваться с ними вместе.
Я тоже не упустил такую возможность, получив дополнительную порцию удовольствия. Хотя само представление длилось всего час с небольшим мы получили море удовольствий, в очередной раз погрузившись в реальную атмосферу древнего Китая.
Вот такой очень насыщенный день прошел у нас в Сиане. Столько много информации, впечатлений, позитивных эмоций могли бы вместить несколько дней жизни. А мы уложились в один день из-за ограниченности отведенного нам времени и обширности программы пребывания в Китае. Завтра держим путь в столицу Поднебесной- славный город Пекин.
Дорога в Пекин, или на поезде быстрее самолета
На электричке мы поехали из Сианя в Пекин 5 ноября в 9.10 утра. Прибыли в Пекин точно по расписанию, то есть в 13.30. То есть, расстояние в 1200 км мы преодолели всего за 4 часа 20 минут. Поезд развивает скорость до 350 км час, это мы видим наглядно на электронном табло нашего вагона. Это почти в два раза быстрее скорости нашего самолета АН-2 (180 км/час), который многие знают как «кукурузник». Я в детстве неоднократно летал на этом самолете, поэтому примерно представил скорость нашего поезда, еще до того, как сел в вагон.
Здесь поезда отправляются и прибывают очень точно по времени. Поезда оборудованы вай-фаем, что очень удобно. Трассы скоростных поездов в отличие от путей обычных поездов проложены высоко над землей, как бы на эстакадах.
Эти скоростные поезда наши соотечественники обычно называют электричками, так как они, как и обычные электрички, оборудованы только сидячими местами. По пути наш поезд сделал остановки только на трех станциях и то очень кратковременные.
По пути часто видели маленькие холмики с искусственными цветами. Возможно, это по буддистским обычаям, китайцы преподносят букеты своим божествам. Видели, как иногда сжигают эти венки.
Проезжали мимо многих деревень. В деревнях дома почти все однотипные, кирпичные или каменные, побеленные, без каких-либо изысков. Дома одно- или двухэтажные. На крышах многих домов есть солнечные батареи и котлы, в которых греют воду. Частные дворы очень маленькие по своим размерам. Видимо, по этой причине они во дворах они ничего не выращивают, все выращивают на больших полях за пределами поселений.
Дороги везде хорошие, ровные, асфальтовые. Дома и поля в Китае расположены в непосредственной близости от железнодорожных путей, чуть ли не впритык. Это конечно объясняется плотностью проживания населения Китая. Попробуй-ка вместить чуть меньше полутора миллиарда человек на такой территории.
П Е К И Н
Пекин по-китайски произносится как Бейцзин, а по по-английски Бейджинг (Beijing). Это слово переводится как «Северная столица», в отличие от Нанкина, название которого переводится как «Южная столица», потому что в одно время Нанкин становился столицей Поднебесной, потом через какое-то время обратно столица была перенесена в Пекин. В отличие от русского языка, где имена людей и географические названия в большинстве случаев никак не переводятся, любые географические названия на китайском языке имеют свой смысловой перевод.
Об этом мой отец написал в своих путевых заметках 63 года назад: «Все имена людей и географические названия на китайском языке имеют значение, то есть переводятся. «Хуа фын»- (имя школьника, который их частично сопровождал в Шанхае – примечание Е.А.) - красивый цветок. «Шанхай» -город у моря, «Тяньцзинь» - железный город».
Китайский цирк – лучший в мире
В первый вечер приезда в столицу Поднебесной мы поехали в цирк, так как экскурсии по основным достопримечательностям Пекина были запланированы на следующие дни.
Первое что удивляет, в отличие от нашего российского цирка, представление идет всего ровно один час и проходит оно на сцене, а не на арене, как у нас. То есть зрители сидят только с одной стороны в зале и смотрят шоу, которое идет на сцене. Ощущение, как в театре. И второе отличие- нет никаких конферансье и объявления номеров, номера идут друг за другом в стремительном темпе, динамично. Поэтому за этот один час зритель успевает столько эмоций испытать, головокружительных и сногсшибательных, что этот час вам покажется равным двум-трем часам.
Побывав до этого в шоу другого жанра в Санье и Сиане, заметил такую закономерность - в Китае любые представления идут очень динамично, в быстром темпе, то есть не более одного часа. Но это никак не сказывается на качестве зрелища, наоборот, зритель не успевает уставать и на одном дыхании, с большим интересом, смотрит все это действо.
Китайский цирк- это театрализованное действо, которое смотрится красочно и зрелищно, динамично, музыкально и феерично. Во всем этом действе много невероятной акробатики, красивейших декораций и костюмов.
Больше всех впечатляют акробаты - и девушки, и парни. Показывают такие сложнейшие номера, что диву даешься. Такие чудеса гибкости, пластики они демонстрировали, казалось, за пределами человеческих возможностей. Много сложнейших акробатических номеров были исполнены на высоте, без какой-либо страховки, из-за чего зрители, с каждым разом дружно восклицали при удачном исполнении и завершении сложнейшего трюка.
Например, на верхнем снимке вы видите номер со стульями, когда акробат, ставя друг на друга десятки стульев забирается почти под потолок цирка, без какой-либо страховки, и там еще исполняет сложнейшие акробатические трюки. Если какой-либо трюк не удался с первого раза, то акробаты вновь повторяли, пока он удачно не будет исполнен.
Но самый опасный и сложнейший номер был припасен к самому концу цирка, от которого захватывало дух. В металлический шар друг за другом заезжали шесть байкеров и на своих мотоциклах, ревя моторами, ездили по внутренней поверхности шара, друг за другом, совершая как бы беспорядочное, броуновское движение. И все зрители с ужасом, страхом и восхищением следили за этими бесстрашными байкерами, которые в таком тесном пространстве умудрились не столкнуться друг с другом.
Площадь Тяньаньмэнь – сердце китайской нации
7 ноября гид Коля (имя изменено) провел нам экскурсию по площади Тяньанмэнь. Эта площадь является огромной по размеру занимаемой ею территории. Она является одной из крупнейших в мире площадей. Тяньаньмэнь переводится как «Врата небесного спокойствия».
Площадь Тяньаньмэнь считается символическим сердцем китайской нации. Для китайского народа она как Красная площадь для нас, россиян. На площади Тяньаньмэнь в 1949 году Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику.
Площадь Тяньэньмэнь расположена в центре Пекина, сравнительно недалеко от нашей гостиницы. В день эту площадь посещают 40 тысяч человек. Конечно, могли бы посетить еще больше людей, но допустимая ежедневная квота рассчитана на 40 тысяч посетителей. Территория, которую занимает эта площадь, составляет 440 тысяч квадратных метров. Во время торжественных мероприятий на площади Тяньаньмэнь могут одновременно находиться до миллиона человек.
Это настоящее сердце китайской нации, здесь всегда многолюдно в любое время года. Здесь неоднократно происходили массовые протесты. Последнее известное выступление происходило в июне 1989 года и известно как «бойня на площади Тяньаньмэнь». Тогда войска подавили массовый протест студентов с применением бронетехники и было много жертв со стороны протестующих. Об этом писали все мировые СМИ. В те годы в Советском Союзе началась перестройка, то есть начались демократические реформы при Михаиле Горбачеве. Поэтому некоторые политологи считают, что эти демократические процессы, начавшиеся в СССР, повлияли на китайских студентов, которые требовали аналогичных реформ и в КНР, и в течение нескольких месяцев проводили массовые акции протеста на площади Тяньаньмэнь. Когда никакие уговоры не возымели действия на протестующих, руководство КНР ввело на площадь армейское подразделение, которое жестко подавило протестующих, в результате чего было большое количество жертв с летальным исходом.
На площади находится огромный по своим размерам Дом Народных Собраний, то есть парламент Китая. Путин, когда приезжал месяц назад, то есть в октябре 2023 года, с дружественным визитом в Китай, его принимал Си Цзипин именно здесь.
Отец мой восхищенный писал в 1960 году, об огромных размерах Дома народных собраний, тогда только что введенного в эксплуатацию, что это «здание занимает площадь 171 тыс. квадратных метров. И такое огромное здание китайского парламента было построено всего за 10 месяцев вместе с учетом времени его проектирования. Строили его 30 тысяч рабочих. Большой зал совещаний вмещает 10 тысяч человек, а банкетный зал 5 тысяч человек».
Здание было построено в 1959 году, то есть к 10-летию образования Китайской Народной Республики, буквально за год до пребывания моего отца. В здании регулярно заседает Всекитайское собрание народных представителей, то есть народные депутаты Китая. Название зданию парламента дал Мао Цзэдун, мотивируя тем, что он принадлежит народу.
Здесь же находятся Мавзолей Мао Цзэдуна, Памятник народным героям и Национальный музей Китая. Мы со стороны посмотрели- какая длинная очередь выстроилась, чтобы увидеть тело вождя и основателя коммунистической партии Китая.
Мавзолей Мао Цзэдуна начали строить в 1976 году, сразу после смерти великого кормчего. Строительство было окончено через один год, в 1977 году. Это один из пяти действующих мавзолеев бывших руководителей социалистических стран.
Мао Цзэдуна китайский народ до сих пор очень почитает. Компартия Китая была создана еще в 1921 году и первым её руководителем был избран Мао Цзэдун. Членов КПК, то есть компартии Китая, в настоящее время около ста миллионов человек. Парткомы существуют при предприятиях, организациях, учреждениях. Сами китайцы считают, что они строят специфический социализм, где коммунистическая идеология и социализм с рыночной экономикой прекрасно уживаются с рыночными, то есть с капиталистическими отношениями. Возможно, действительно такой удивительный симбиоз социализма и капитализма позволил Китаю за такой сравнительно короткий исторический период совершить такой впечатляющий рывок и превратиться из страны третьего мира в сверхдержаву.
Памятник народным героям- это монумент, посвященный столетней борьбе китайского народа за свою независимость, начиная с 1840 года, то есть с начала Первой опиумной войны до 1949 года, когда была провозглашена Китайская народная республика при Мао Цзэдуне. То есть, этот памятник был построен в память о борцах, отдавших свою жизнь в борьбе китайского народа за свою независимость в XIX и XX веках.
Данный монумент является самым большим гранитным памятником в Китае. Внизу памятника имеется цитата Мао Цзэдуна: “Народные герои бессмертны”.
Пурпурный запретный город, или Императорский дворец Гугун
Затем мы прошли в территорию так называемого Запретного города. Запретный город занимает территорию площадью 720 тыс. кв.м. Полностью в переводе с китайского он именуется «Пурпурный запретный город». В наши дни он называется проще – Гугун, что в переводе с китайского означает «Бывший дворец».
Это фото взято из Интернета, чтобы продемонстрировать наглядно взаимное месторасположение площади Тяньаньмэнь и Запретного города (все остальные снимки наши). Из фотографии наглядно видно, что Зимний дворец Гугун состоит из множества различных зданий.
Запретный город представляет собой самый большой в мире дворцовый комплекс, состоящий из 980 зданий. А количество комнат в этих зданиях составляет 9999, согласно легенде. Девятка - это любимое число императоров, в переводе с китайского «9» означает «вечность».
Помню еще в детстве отец нам рассказывал по приезде из Китая, что в императорском дворце 9999 помещений, так как по мнению китайцев только Бог на небесах имеет дворец, состоящий из десяти тысяч помещений. А поскольку император Поднебесной является наместником Бога на земле, то соответственно его дворец имеет на одно помещение меньше.
Запретный город, то есть территория Зимнего дворца китайских императоров Гугун, на протяжении веков был закрыт для простых людей. Он был скрыт от чужих глаз крепостными стенами и вокруг крепости по периметру был вырыт глубокий ров.
По словам гида строительство дворцового комплекса продолжалось с 1406 по 1420 годы. Отсюда правили страной 24 императора династий Мин и Цин, почти пять столетий, то есть с 1420 до 1912 года, то есть до свержения последнего императора Пу И.
В 1987 году Запретный город был занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Запретный город входит в число самых крупнейших в мире собраний сохранившихся древних деревянных строений.
Об этих вечных каменных солнечных часах китайских императоров писал мой отец в своих дневниках в 1960 году. Он с восхищением тогда написал, что им более двух тысяч лет. Поэтому, оказавшись в Запретном городе, я спросил у гида, где эти вечные каменные часы. Он подвел нас к этим часам и вот здесь я сделал это фото.
Казалось бы чего сложного - воткни палку в песок и он будет показывать время. Но на самом это не так-то просто. Поэтому у китайских императоров были специальные люди, которые проектировали астрономические приборы для определения времени. А это не такое уж простое дело и требовало специальных знаний.
Эти часы изготовлены из белого мрамора, всячески украшены и установлены на монументальных колоннах. Эти экваториальные солнечные часы использовались в Китае еще во времена династии Чжоу, то есть более двух тысяч лет назад. Железный штырь (гномон) указывает на ось земного шара, а циферблат нанесен с двух сторон массивного беломраморного диска, который параллелен экватору. Циферблат имеется с обеих сторон диска, так как верхняя часть часов использовалась полгода - с весеннего по осеннее равноденствия, а в другое время — нижняя часть. Так что не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Великая китайская стена- одно из семи чудес света
После экскурсии по Запретному городу и площади Тяньаньмэнь мы поехали на Великую китайскую стену, о котором мы были наслышаны много раз, начиная с детства.
Еще 2200 лет назад строительство Великой Китайской стены, как единого защитного укрепления по всей северной границе Поднебесной, начал первый император империи Цин Шихуанди. Целью строительства была защита территории империи от набегов северных кочевников.
Для этого грандиозного строительства был привлечен миллион жителей империи. Строительство велось в сложнейших условиях, исходя из рельефа земли, то есть не только на равнине, но и высоко на горах. Тяжелейший труд приводил к недовольству населения и неоднократно возникали бунты на этой почве. Поэтому все эти бунты в конечном итоге привели к падению империи Цин.
Великая Китайская стена внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО и включена в список новых семи чудес света.
По словам гида из 30 провинций Китая по восьми северным провинциям проходит Великая китайская стена. Длина стены около 9 тысяч километров, но со всеми ответвлениями достигает 21 тысячу километров, так как во времена раздробленности Поднебесной каждое царство строило отдельные стены вокруг своей территории.
Сравнительно недалеко от столицы Поднебесной также проходит эта стена. Мы поехали на участок Бадалин, который находится в 75 км от города. Есть еще участки стены в 60 и 130 км от Пекина.
Доехав до участка Бадалин, мы поднялись на фуникулере за 140 юаней (около 1,8 тыс. рублей) до 14-й башни Стены, а дальше начали подниматься своим ходом, то есть пешком, вверх. Пройдя несколько башен и сделав фотоснимки Стены и окружающего пейзажа, мы спустились обратно вниз, так как устали.
Гид сказал, что есть возможность подниматься до самой верхней части Стены даже на вертолете. Такая услуга стоит 1000 долларов и конечно её могут позволить себе только состоятельные люди.
Как видно из этой фотографии, сооружение состоит не только из самой стены, но и башен, которые расположены друг от друга на расстоянии до 200 метров, то есть на расстоянии куда может долететь стрела, выпущенная из лука. Считается, что всего таких башен насчитывается на всем протяжении стены около 25 тысяч.
Высота стены в среднем от 6 до 8 метров, в некоторых местах достигает до 16 м., толщина не превышает 7 метров в нижней части и 6 метров в верхней части, то есть на гребне.
В связи с этим я вспомнил, как в детстве отец по приезде из Поднебесной нам рассказывал, что Великая Китайская стена так широка, что две конные колесницы могли разъехаться свободно.
В самом начале нашей экскурсии, там же на Стене, мы увидели небольшой памятник с цитатой из стихотворения Мао Цзэдуна: "Кто не видел Великую китайскую стену, тот не был в Китае".
А споры о том- видна ли Великая Китайская стена с космоса невооруженным взглядом идут до настоящего времени. Большинство склоняется к тому, что она по цвету сливается с окружающим ландшафтом и поэтому её невозможно разглядеть без применения оптики. Об этом же подтверждали сами космонавты (астронавты), в том числе их же китайский тайконавт.
Шопинг в Пекине
А как же в Пекине без шопинга, тем более если ты не один, а с супругой. Тем более сейчас, когда многие бренды свернули свою деятельность в России, после начала СВО. Многие брендовые фирмы никогда бы не уехали из России, если бы не санкции, которые их вынуждают свернуть свою деятельность несмотря на огромные убытки. Мы сами видели в Москве в торговых центрах «Охотный ряд» и «Европейский», как известный бренд Уникло (Uniqlo), и не только он, держат пустыми свои огромные торговые площади пустыми и платя огромную арендную плату в течение года, надеясь на скорое возвращение на российский рынок. Но сейчас уже многие бренды потихоньку стали возвращаться на российский рынок. Но даже без тех брендов, которые еще не вернулись, российский потребитель отнюдь не страдает из-за параллельного импорта и замещения ниши рынка товарами, производимыми отечественными предпринимателями.
Если раньше китайские товары поголовно считались некачественными, дешевыми и одноразовыми, то сегодня ситуация кардинально изменилась.
Поднебесная стала центром производства товаров с биркой мировых брендов. Здесь современные технологии, эффективный менеджмент и сумасшедшее трудолюбие китайского народа объединились ради того, чтобы ублажить требования современного потребителя. Именно поэтому, отправляясь в Китай, а тем более в Пекин, невозможно обойти стороной многочисленные торговые центры.
В первый день мы ходили на торговую пешеходную улицу Ванфуцзин. Там расположены магазины брендовой одежды. Так, здесь имеются магазины Адидас, Зара (Zara), Уникло (Uniqlo), H&M и другие. Есть также магазины китайской брендовой одежды, но товары в них ничуть не дешевле, чем бренды иностранных компаний. Здесь же мы посетили книжный магазин Beijing Books Building, который является одним из крупнейших в мире. Этот магазин стоит посетить, даже только для того чтобы помотреть каким огромным может быть книжный магазин. Его площадь более шести тысяч квадратных меров, в магазине 4 этажа и подвал, в который полностью выделен для книг на иностранном языке и можно найти книги и на русском языке. Есть читальный зал и любую книгу не обязательно покупать, а можно прочитать бесплатно, также внутри есть кафе и фудкорд. До улицы Ванфуцзин от нашей гостиницы можно пешком дойти через три квартала. Но мы туда и обратно ездили на метро.
Также мы ходили в огромный торговый центр The Place, который находится рядом с Шелковым рынком. Торговый центр находится тоже относительно недалеко от нашей гостиницы, полчаса ходьбы. Это современное очень модное место в Пекине. The Place представляет собой как бы смесь торгового центра, офисного здания, космического искусства и моды.
Примечательно это место прежде всего тем, что его украшает огромный яркий экран-потолок в центре, который с двух сторон окружают роскошные здания.
Это огромный, самый крупный в мире экран- жидкокристаллический телевизор длиной более двухсот метров и шириной более двадцати метров. Его спроектировал известный американский художник-дизайнер. Вечером очень красиво наблюдать на этой панели быстро меняющиеся различные красочные изображения и рекламные видеоролики. Посетители имеют возможность ходить под экраном, наслаждаясь космическим искусством, высокотехнологичными системами, невероятной игрой освещения.
Здесь также находятся огромные магазины Уникло, H&M, Зара, Массимо Дутти и т.д. Торговый центр The Place идеально подойдет для роскошных покупок.
На этом наше четырехдневное пребывание в столице Поднебесной закончилось и мы едем на самую северную провинцию страны- Хэйлунцзян, точнее в её административный центр- город Харбин. Оттуда мы сразу вылетим прямым рейсом обратно на свою родину, в город Якутск.
Харбин
8 ноября 2023 года мы поехали на поезде из Пекина в Харбин. Вечером сели в поезд и через 10 часов прибыли в Харбин. Еще в пекинском железнодорожном вокзале случайно встретили одну землячку, которая сказала, что неделю назад приехала из Харбина в Пекин на высокоскоростном поезде буквально за пять часов.
Расстояние от Харбина до Пекина составляет 1200 километров, то есть почти столько же, сколько от Шанхая до Сианя.
В Харбине нас встретила гид Зоя (имя изменено). Она опытный гид, хорошо владеет русским языком.
Город Харбин является административным центром провинции Хэйлунцзян, которая является самым северным регионом Поднебесной. Эта провинция находится на северо-востоке страны и граничит с четырьмя регионами России- Амурской областью, Еврейской автономной областью, а также Хабаровским и Приморским краями. Граница проходит по реке Амур и потому эта китайская провинция называется Хэйлунцзян. Ведь Амур по-китайски называется Хэйлунцзян, то есть Рекой черного дракона. Территория, которую занимает современная провинция Хэйлунцзян ранее была известна как восточная часть исторической области Маньчжурия.
Население Харбина составляет 4 миллиона человек. Город нас встретил весь в снегу, кругом белым-бело. Толстый слой снега лежит везде. Разительный контраст с тем видом из иллюминатора самолета двухнедельной давности. Тогда подлетая к Харбину авиарейсом из Якутска, мы кругом видели аккуратные, геометрически правильно очерченные зеленые поля различных посадок сельхозкультур. Здесь в основном выращивают сою, кукурузу и рис.
Обильный снегопад случился за 2 дня до нашего приезда, то есть 7 ноября. В тот день ударил мороз -минус 12 градусов. За день до нашего приезда 8 ноября китайцы отмечали день начала зимы. Поэтому Тамара говорит, что зима в этом году наступила вовремя. Обычно зимой в самые холодные месяцы, т.е. в январе и феврале температура может достигнуть до минус 30 градусов. Несколько лет назад, по её словам, ударили рекордные морозы и температура достигла минус 40 градусов.
Из северной части Китая многие переселяются в южные регионы страны, особенно в Шанхай, Гуанчжоу, Хайнань и другие провинции, где и климат помягче, и заработки выше. Как говорится в пословице: «Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше». За это время, находясь на юге Китая, мы успели поговорить с несколькими бывшими жителями провинции Хэйлунцзян, которые переехали на постоянное жительство в Шанхай, Пекин и Санью. Как у нас в России идет отток населения из Дальнего Востока в регионы страны с более благоприятным климатом, так и здесь в Китае идут схожие процессы оттока населения с севера на юг страны.
Обычно 8 ноября хозяйки, отмечая наступление зимы, готовят китайские пельмени. Пельмени они готовят самые разнообразные и по форме, и по содержанию, т.е. по начинке и способу приготовления. На своем опыте скажу, что особо вкусные у них пельмени жареные. И обычно дети приезжают 8 ноября к родителям, чтобы вместе с ними отметить день начала зимы.
Есть также праздник Луны, который отмечается ежегодно 15 августа. В этот день хозяйки стряпают печенье в виде луны, то есть в форме шарика. И наблюдают за небом, если этот день будет пасмурным либо дождливым и не будет видно луны, значит 15 января будет идти снег. И это предсказание находит подтверждение вот уже тысячи лет.
А в китайский Новый год, который наступает 1 января по-китайскому календарю, все тоже приезжают к родителям, чтобы вместе в семейном кругу встретить этот всеобщий праздник. Часто они едут к родительскому очагу из разных регионов страны. Там за праздничным ужином все делают друг другу подарки.
В те дни в транспортной системе Китая чуть не наступает коллапс, т.к. сотни миллионов людей одновременно пользуются авиа и ж/д транспортом. Люди едут в поездах даже стоя, хотя стоимость билета одинаковая, независимо от того- поездка в положении сидя-лежа, или стоя. И вообще стоимость проезда на транспорте, одинаковая, в любой сезон года, независимо от спроса на них, в отличие от других стран. Видимо, в этом, наверное, тоже проявляются элементы социализма, когда государство не отдает все на откуп рынка, формирующего цены на услуги, в зависимости от спроса и предложения. И потому тарифы на транспортные перевозки устанавливаются и регулируются государством.
Сегодня утром температура в Харбине составляла минус 7 градусов. Командир воздушного суда сейчас объявил, что в Якутск встречает нас ясной хорошей погодой и температура составляет минус 23 градуса. Или говоря по-пушкински: «Мороз и солнце, день чудесный!».
Вот так мы завершаем свое двухнедельное путешествие по Поднебесной. Всего неделю назад мы купались на пляже острова Хайнань при температуре наружного воздуха плюс 33 градуса, а воды в море+27 градусов. Вот такое чудесное путешествие из осени в знойное лето, а потом обратно уже в зиму, подошел к своему концу. Любая сказка имеет свойство когда-то заканчиваться.
КРАТКО ОБ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТАХ О КИТАЕ И КИТАЙЦАХ
О зарплате, пенсиях, стоимости аренды жилья, стоимости продуктах питания и т.д.
По словам гидов средняя зарплата в Китае составляет около 6-7 тысяч юаней (то есть 75-90 тысяч рублей). Как и везде, средняя зарплата в разных регионах разная, а наиболее высокая зарплата в Шанхае и Пекине. Например, средняя зарплата в Пекине около 8 тысяч юаней (примерно 100 тысяч рублей).
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Китае в 2023 году составляет 2590 юаней (33 тысячи рублей) в Пекине.
Один из наших гидов рассказал, что его зарплата около 20 тысяч юаней в месяц (около 260 тысяч рублей), почти вся уходит на погашение ипотеки и кредитов. Из-за дороговизны съема жилья в столице, он арендует квартиру за пределами города, откуда вынужден каждый день ездить в Пекин. Сразу скажу, я сам про его зарплату не спрашивал, так как это не прилично. Спросил про среднюю зарплату в стране, и в частности, в Пекине, а он сам рассказал про все эти данные, и заодно про свою зарплату.
Так, аренда двухкомнатной квартиры в Пекине обойдется в среднем около восьми тысяч юаней (100 тысяч рублей) в месяц. Такие высокие цены объясняются тем, что в Пекине все стоит дороже, чем в провинциях (за исключением Шанхая), как и везде в других столицах мира. В Шанхае же за аренду крошечной однокомнатной квартиры-студии за один месяц придется выложить 5-6 тысяч юаней (от 60 до 75 тысяч рублей).
Для сравнения: на острове Хайнань, то есть в Санье можно снять в аренду квартиру за две тысячи юаней (25 тысяч рублей). Там зарплата малоквалифицированных работников (садовые рабочие и др.) составляет в среднем примерно три тысячи юаней (35-40 тысяч рублей). Зарплата учителей от трех до пяти тысяч юаней (40-65 тысяч рублей) и выше, в зависимости от стажа. Высококвалифицированные врачи зарабатывают до десяти тысяч юаней (до 130 тысяч рублей). Примерно до такого размера доходит зарплата работников хороших частных компаний.
А вот Шанхай действительно является исключением, он считается самым дорогим для жизни мегаполисом – там двухкомнатную квартиру в хорошем районе дешевле чем за 200 тысяч рублей (в пересчете на наши деньги) в месяц не снимешь. Но там, соответственно, и зарплаты высокие.
Бесплатного предоставления жилья, как было у нас во времена СССР, в Китае нет. Как я ранее упомянул, квартиры в Китае стоят недёшево. Их продают населению в ипотеку. Зато ипотечный процент очень низкий- от 2,9 до 3,3 процентов. Обычно ипотечный кредит предоставляется на срок- 10 лет. О стоимости жилья можно посудить по следующим цифрам, которые я приводил выше, рассказывая о Сиане. Так, квадратный метр жилья в Сиане стоит 15-20 тысяч юаней (190-260 тыс.руб.), для сравнения: на острове Хайнань, то есть в Санье до 80 (до одного млн.руб.) тысяч юаней доходит.
Также нет бесплатного предоставления коммунальных услуг (т.е. за услуги ЖКХ). А то недавно среди россиян разнеслась по ватсапу «сенсационная» новость, что якобы министр ЖКХ Китая об этом объявил торжественно жителям страны и якобы чуть ли не коленях просил у соотечественников, что надо было это делать намного раньше. Но на самом деле это фейк, то есть неправда. Даже здравому смыслу не поддается такое, чтобы почти полтора миллиарда жителей страны вообще можно было бы освободить от оплаты коммунальных услуг. На самом деле, по самым скромным подсчетам каждая семья оплачивает ежемесячно от 200 до 500 юаней (2,5-6,5 тысяч рублей) за коммунальные услуги, в зависимости от региона и степени благоустройства.
А в самом дорогом городе страны, то есть в Шанхае, примерный размер оплаты коммунальных услуг за квартиру площадью в 90 квадратных метров составляет уже в разы больше, то есть 1-2 тысячи юаней, то есть от 13 до 25 тысяч рублей в месяц. И это не удивительно, так как и у нас в России так же разительно отличаются размеры оплаты коммунальных услуг в Москве от тарифов в провинциальных городах.
О пенсиях. Насколько мне известно, примерно половина пожилых людей пенсионного возраста в Китае вообще не получают пенсию, как таковую. Поэтому они вынуждены работать до глубокой старости, либо их содержат взрослые дети. Единого пенсионного фонда, как у нас в России, в Китае нет. В каждой провинции свой пенсионный фонд, поэтому размеры пенсии в разных регионах могу существенно отличаться. Только за последние 15 лет власти стали налаживать пенсионную систему с прицелом охвата пенсионным обеспечением в будущем всех престарелых жителей Китая.
У бывших госчиновников, то есть госслужащих пенсия очень хорошая, до 10 тыс.юаней (около 130 тысяч рублей). У других работников бюджетной сферы (учителей, медиков и других) пенсия тоже хорошая, в среднем около 5 тысяч юаней (60 тысяч рублей). Минимальный размер пенсии составляет 500-600 юаней (6-7 тысяч рублей.) А вот у простых жителей сельских поселений пенсия либо мизерная, либо вообще отсутствует. Как рассказал мне один китаец, его родители всю жизнь проработали на простых сельскохозяйственных работах в деревне, на севере Китая, в провинции Хэйлуцзян и потому у них пенсия всего 380 юаней (меньше 5 тысяч рублей).
На пенсию мужчины выходят в возрасте 60 лет, а женщины – в 55 лет. Но это вызвано не заботой о здоровье возрастных граждан, а в первую очередь с целью снижения безработицы, так как среди молодёжи много безработных.
В Китае нет никаких льгот для пенсионеров- бесплатного лечения и лекарств, бесплатных путевок и проезда на транспорте.
Бесплатного здравоохранения вообще не предусмотрено для всех слоев населения. Что касается образования, оно является обязательным и бесплатным, только до 9 класса средней школы. А дальнейшее образование платное, как школьное, так и вузовское.
Так, в Шанхае обучение детей в старших классах общеобразовательной государственной школы обойдется родителям в 6-8 тысяч юаней (от 75 до 100 тысяч рублей) в год, а обучение в частных школах в десятки раз больше- от 100 до 300 тысяч юаней, то есть примерно от 1 до 4 миллионов рублей.
Что касается высшего образования, например, за один год учебы в Шанхайском государственном университете студенту необходимо оплатить четыре тысячи юаней (около 50 тысяч рублей), но конкурс на поступление в этот государственный вуз сумасшедший. На одно место могут претендовать несколько тысяч абитуриентов. А обучение в частном вузе обойдется как минимум в десять раз дороже. Стоимость проживания в общежитии Шанхайского госуниверситета от 1000 юаней, то есть около 13 тысяч рублей в месяц.
Такая же существенная разница в оплате за частный и государственный детсады. Содержание ребенка в государственном детском саду обойдется до 500 юаней (около 6 тысяч рублей) в месяц, а в частном детсаде в десять раз дороже.
Поэтому, подытоживая, можно, наверное, сказать, что хотя страной руководит Коммунистическая партия Китая, там социализма не больше, чем у нас в России. Даже из вышеперечисленного видно, что Россия не менее социально ориентированная страна, чем Китай. Поэтому совсем идеализировать Китай не нужно. Поднебесная, как и любая страна, как любая цивилизация, имеет свои особенности, которые каждый может воспринимать по-своему.
Общественный транспорт, автомобили, мопеды, такси, метро и т.д.
В Китае в последние годы бум автомобилестроения. Китай в настоящее время производит легковых автомобилей в 2 раза больше, чем США и в 3 раза больше, чем Япония.
В Хайнани мы заметили большое количество автомобилей с зелеными номерами. Такие номера установлены на электромобилях или гибридах. А остальные машины ездят с синими номерами. Как рассказала гид, по экологическим соображениям государство установило целый ряд преференций для владельцев электромобилей. Например, если ты купил обычный бензиновый автомобиль, то регистрационный номер на него сможешь получить только через год или через два. А если электрокар или гибрид, то номерной знак выделят значительно быстрее, максимум через полгода.
Кроме того, бензиновый автомобиль не имеет права передвигаться в больших городах ежедневно, а только через день, либо по чётным, или нечётным числам. Для электрического автомобиля таких ограничений нет, можешь ездить на нём каждый день. Плюс субсидии от государства на приобретение электрокара - 10-15% от цены. Уже в Хайнани мы сразу заметили преимущества электромобилей -они бесшумны и с удивлением заметили, что несмотря на великое множество автомобилей в городе, не ощущается запаха выхлопных газов. Также очень популярны мопеды и в Хайнани они все электрические, бензиновых вообще нет. Очень часто сзади к тебе совершенно бесшумно подъезжают эти мопеды и замечаешь их только тогда, когда они начинают объезжать тебя. И что интересно в Санье (остров Хайнань) мы не увидели ни одного велосипедиста, в отличие от других городов Китая.
С каждым годом в Китае становится все больше электромобилей. Уже сегодня 80% такси в Пекине с зелеными номерами. А в Санье, как говорил наш гид, уже все такси и автобусы на 2023 год стали электрическими и даже не гибридами, а полностью электромобилями. А на 2030 год уже все транспортные средства на острове Хайнань должны стать электрическими, в в экологических целях. Гид сказал, что одной зарядки ему хватает примерно на 500 км пробега.
Конечно, не все так просто. Например на острове Хайнань, с его тропическим климатом, может выгодно и рентабельно ездить на электромобилях, и электромопедах, а в той же северной части Китая (например, в Харбине) они не настолько выгодны и удобны, насколько я понял. При холодном климате, у того же электромобиля все выгоды сойдут на нет, тем более у нас в России, где климат еще суровее. При наших российских морозах аккумуляторы электромобилей теряют свою емкость намного быстрее.
Спрашивал я у гидов о ценах на автостоянку, так как в Китае гаражей в нашем понимании нет, из-за ограниченности пространства. Поэтому китайцы, покупая квартиру в многоквартирном доме, как правило, покупают там же место на автостоянке под своим домом. Как я понял примерно цены колеблются в среднем от 150 до 270 тысяч юаней (от 2 до 3,5 миллионов рублей), в зависимости от города, удаленности от центра и т.д.
Китайцы, в отличие от водителей других стран Юго-Восточной Азии, как водители очень аккуратные, водят транспортные средства культурно, с соблюдением скоростного режима, проявляя вежливость к другим участникам дорожного движения. Это с одной стороны объясняется тем, что на дорогах очень много камер видеонаблюдения за дорожным движением. Так, на дорогах страны установлены 700 миллионов камер видеонаблюдения, то есть по одной камере на каждых двух жителей страны.
Обычно бывая в разных странах, я всегда интересуюсь и ценами на бензин. Проезжая мимо заправочных, смотрел на указанные в них тарифы, либо спрашивал у гидов. Литр бензина в Сиане стоит 8,3 юаня (106 рублей), а в Санье 10 юаней (около 130 рублей). Как и у нас, в разных регионах Китая цены на бензин отличаются, порой даже существенно. В столице же, то есть в Пекине 95-й бензин стоит 8,6 юаней (110 рублей).
В Китае мы неоднократно ездили на такси. Как обычно, здесь проблем не возникает, так как с таксистами всегда можно расплатиться наличными. Надо хотя бы жестами показать водителю, чтобы включил счетчик, то есть таксометр. В китайских городах счетчики у таксистов изначально показывают определенную сумму, например, в Санье 11 юаней (около 140 рублей), а в Шанхае-12 юаней (около 150 рублей), которых достаточно для проезда условных трех километров. Поэтому если ты даже едешь хоть всего один километр, то все равно будешь платить эти 11 или 12 юаней. А если едешь на большее расстояние, то счетчик после трех километров начинает прибавлять стоимость проезда в зависимости от расстояния.
В Пекине и Шанхае мы пользовались также метро, когда ездили сами в свободное от экскурсий время, без чьей-либо помощи. В Шанхае билет для поездки надо покупать только в автомате. И поскольку стоимость проезда зависит от расстояния, то в первое время могут возникнуть сложности, тем более не все автоматы принимают оплату наличными. При этом все автоматы принимают оплату по AliPay или WeChat, которых у нас, конечно, нет. В среднем одна поездка обходится от 3 до 5 юаней (от 40 до 65 рублей). В автомате нужно выбрать английский язык и увидев схему метро на сенсорном экране, нажимаем нужную станцию метро, и производим оплату. В Пекине в этом отношении чуть полегче, так как в некоторых станциях метро есть не только автоматы, но и кассиры. Поскольку они, как правило, не все знают ни английского, ни тем более русского языка, называешь или показываешь пальцем станцию метро, до которой вы хотите поехать.
Когда покупали билеты в автомате, мы несколько раз обращались за помощью к местным и с помощью жестов каждый раз выходили из положения. В первый раз китаец, купил нам билеты, расплатившись своим AliPay, а мы ему отдали наличными. Китайцы народ доброжелательный, когда обращаешься с помощью, никогда не отказывают.
Из общественного транспорта также пользовались один раз автобусом. Еще будучи в Санье, мы ездили до пешеходной торговой улицы на автобусе. Платили наличными по два юаня (около 25 рублей) с человека. Нас предупредили другие россияне, что оплату берет сам же водитель автобуса и как правило у него сдачи может не быть, поэтому лучше отдать точно. На такси ехать 15 минут примерно, платить примерно 20 юаней (около 260 рублей), не больше.
Вообще, что касается расчетов в магазинах, ресторанах, а также на транспорте (такси, автобусе, а иногда и в метро) мы в основном расплачивались наличными. Но в крупных торговых центрах, а иногда и в ресторанах мы неоднократно оплату производили банковской картой Юнион Пэй Газпромбанка. И с этой же карты неоднократно снимали деньги в банкоматах.
Особенности китайской кухни и утка по-пекински
Человек и его организм так устроены, что любые хоть даже изысканные блюда экзотической кухни других стран, какими бы они ни вкусными казались в первые дни, через неделю они приедаются и любому туристу хочется уже своей привычной еды. А в Китае, что удивительно, такого с нами не произошло.
Причины, видимо, кроются в следующем. Во-первых, китайская кухня бесконечно разнообразна и фантастически изобретательна. Во-вторых, главные изыски китайской кухни направлены на то, чтобы еда оказывала лекарственное воздействие.
За 15 дней пребывания в Поднебесной мы все время ели разнообразные китайские блюда, и они никак нам не приелись, то есть не надоели. И в каких бы больших порциях мы ни ели, привычное чувство тяжести в желудке не возникало ни разу.
В Шанхае нам устроили обед-экскурсию. Повар тут же прямо перед нами, на расстоянии вытянутой руки от нас, готовил на плите блюда, которые нам тут же с пылу жару подавал находящийся здесь же официант. Хорошо, что нам попался молодой повар, понимающий по-английски. Каждые свои действия он комментировал и отвечал на интересующие нас вопросы.
И все это он делал залихватски быстро и акробатически ловко. Когда жарил нам куски мяса, полил их бренди и тут же вспыхнуло пламя над плитой. И получилось чудесное жареное мясо с ароматом бренди.
В отличие от наших российских ресторанов, в китайских ресторанах заказ исполняется очень быстро. Если у нас заказав определенное блюдо, можешь ждать его приготовления полчаса или больше, то у них буквально через 5-10 минут приносят горячее, с пылу-жару уже готовое блюдо.
У них философия приготовления любой еды такая- чем быстрее готовится блюдо, тем больше полезных веществ оно (мясо, рыба и т.д.) сохранит. Поэтому они жарят на очень сильном огне и за считанные минуты.
Рис они кушают постоянно- и на завтрак, и на обед, и на ужин. Рис очень полезен, он абсорбирует, то есть поглощает в себя все шлаки, вредные вещества, накопившиеся в нашем организме и выводит их. В отличие от хлеба, он во всех отношениях полезен, поэтому мы все эти две недели, хлеба практически не ели и чувствовали себя великолепно.
Я спросил у гидов - примерно в какую сумму обходятся на двоих походы в ресторан или кафе в Санье. Они сказали, что ужин в ресторане при отеле обойдется дорого- примерно в 200 (2600 рублей) юаней на двоих, в уличном ресторане в 120-150 юаней (1500-1900 рублей), а в уличном кафе типа столовой или буфета в 60 юаней (770 рублей). Обед в Макдональдс на двоих 70 юаней (около 900 рублей), утка по-пекински 0,5 кг плюс 2 напитка - 130 юаней (1700 рублей).
А теперь поговорим об утке по-пекински. В предпоследний день своего пребывания в столице Китая мы решили попробовать утку по-пекински в самом Пекине. Мы ели это блюдо в Санье, неделю назад до этого, но тогда еще гид Марина говорила, что самую настоящую утку по-пекински можно попробовать только в самом Пекине.
Благо буквально рядом с нашей гостиницей находится ресторан с зазывным названием “Roasted Duck”, что переводится как “Жареная утка”. Обычно некоторые наши туристы, когда слышат фразу «утка по-пекински», представляют целиком зажаренную утку с хрустящей корочкой. И бывают очень удивлены, когда им официант подает лепешки, сложенные в стопочку, длинные ломтики огурцов, нарезанные кусочки мяса, зеленый лук и соевый соус - все это в отдельных тарелочках. Это и есть утка по-пекински, она самая. Для наглядности я сфотал то, что нам принес официант.
Её едят руками, без использования китайских палочек. Берем лепешечку, кладем туда вовнутрь кусочки мяса, огурца, лук и поливаем соусом. Затем заворачиваем лепёшечку и получается что-то похожее по форме на маленькую шаурму. Если лепёшечек не хватило, а начинка еще осталась, можно еще попросить лепешек, за это дополнительную плату не берут.
О трудолюбии китайцев
Видели, как китайцы ремонтируют дорогу недалеко от нашей гостиницы. Кусок дороги длиной примерно 30 метров рабочим, видимо, нужно было заменить буквально за одну ночь. На наш взгляд, дорогу хорошего качества надо было заменить, наверное, полотном еще лучшего качества.
И вот на этом маленьком отрезке дороги, десять дорожных рабочих, по пять человек с обеих сторон, одновременно все работали отбойными молотками, то есть перфораторами. И пока мы проходили мимо, ни один из них не разогнулся, чтобы перевести дух и хотя бы малость отдохнуть.
Для сравнения с нашей российской действительностью- обычно у нас один работает отбойным молотком, а остальные четыре работника, стоят в сторонке и курят, наблюдая, как работает их коллега.
Еще мой отец, побывав в Китае в далеком 1960 году, с восхищением рассказывал, что, однажды следуя на поезде из Пекина в Шанхай, едва проснувшись в 6 часов утра, увидел в окно вагона, как работники сельхозкоммуны, дружно под барабаны и с красными транспарантами идут дружным строем работать на поле. Много женщин шли на работу со своими детьми. Работали и пионеры.
В дневниках он также написал: «На горные склоны с каменистой поверхностью местные жители на своих плечах носят землю. И на этой земле потом выращивают овощи. На этих же горах, где никогда ничего не росло, садят саженцы деревьев и кустарников. Так, в провинции Гуйчжоу на 888 невысоких горах высадили 35 миллионов саженцев деревьев».
Прочитав эти строки отца, я подумал, что китайцы, видимо, не случайно выбрали именно такое количество гор - 888, так как в Поднебесной цифра 8 означает символ богатства и процветания. Конечно, это не случайно, так как китайцы всегда придерживаются рекомендаций учения фэн-шуй.
Почему китайцы не любят купаться и демографический кризис
Я в первой части своих путевых заметок о Китае рассказал, что местные жители почти не любят купаться. Нет, не скажу, что они совсем не любят ходить на пляжи и вообще быть поближе к морю. На самом деле за эти первые шесть дней пребывания в этом сказочном острове, мы заметили, что китайцы любят ходить на пляж. Но они не любят купаться как мы, погрузиться в воду выше своего роста и лихо плавать, куда-то далеко за буйки. Бывают очень редкие исключения, да и то не те. Один раз заметил, как один мужик-китаец лихо плавает по горизонтали, то есть вдоль самых дальних буйков, не заплывая за них. Каково же было мое удивление, когда я приблизился к нему и увидел, что к его поясу привязан спасательный круг в виде воздушной подушки. И это в таком месте, где уровень воды не превышает человеческого роста.
Загар у них не приветствуется, как и в большинстве стран Юго-Восточной Азии, так как чем белее девушка, тем красивее считается.
Поэтому те китаянки, которые находятся на пляже, защищены от солнечных лучей широкополыми шляпами, длинными перчатками от рукава одежды до кистей рук. А лица их закрыты масками с прорезями для глаз, ноздрей и рта.
Зато многие китайцы приходят на пляж со своими малышами и могут целый день повозиться с ними в песке, так и не окунувшись в воду. А если даже входят в море, то только по щиколотку или не выше колен. А маленьких детей они с такой трогательной любовью опекают. Бывает, что одного ребеночка опекают одновременно трое-четверо взрослых - родители и бабушка с дедушкой. Один играет с ребенком, строя с ним песочные «домики», другой фотографирует, третий смахивает песчинки с волос малыша. Когда я спросил у гида, почему такое усиленное внимание к детям, она ответила, что в Китае называют любого малыша «маленьким императором», потому что детей сравнительно мало, а взрослых, особенно пожилых, очень много.
Если ранее в Китае существовали законы, запрещавшие семьям иметь более одного ребенка, то в последние годы они были отменены. И несмотря на это, в стране появились первые признаки демографического кризиса, то есть началась естественная убыль населения, вследствие чего в этом году впервые за все годы существования человечества, Китай упустил пальму первенства Индии по количеству населения. По неутешительным прогнозам специалистов, демографическая катастрофа в Китае неизбежна. Если эта тенденция продолжится и далее, то к 2100 году население страны сократится на полмиллиарда человек и с нынешних 1,4 миллиарда уменьшится до 800-900 миллионов человек.
Это феномен стран с развитой экономикой, так как жители такого «общества потребления» ориентированы на успех и желание жить еще зажиточнее, не хуже чем условный сосед и потому молодые люди либо остаются холостяками, либо заводят не более одного ребёнка.
Кратко о языке путунхуа и иероглифах
Путунхуа- официальный язык в Китае (мандаринский язык), это пекинский диалект. Иногда употребляется просторечное понятие «Мандаринский язык», но это означает то же самое, что и язык путунхуа. Раньше в средневековье мандаринами звали чиновников, поэтому и зародилось такое выражение- мандаринский язык. Поскольку чиновники подчинялись центральной власти, руководство которой находилось в столице империи- Пекине, соответственно эти чиновники разговаривали на пекинском диалекте.
В Китае проживает 56 различных народов и народностей. В одном только острове Хайнань мы побывали на местах проживания двух малых народностей- мяо и ли. Смотрели их типичное жилище, ознакомились с некоторыми сторонами их культуры.
Основную массу населения, то есть примерно 95% жителей Китая составляют представители народа хань. Но и они часто друг друга не могут понять из-за значительного отличия разных диалектов. Так, жители южных провинций Китая с трудом понимают или почти не понимают речь своих соплеменников из северных провинций.
Мы сами были свидетелями сцен, когда китайцы сами друг друга не понимают по этой причине. Один раз утром в гостиничном ресторане мы видели, как пожилая китаянка, видимо из северной части Китая, пыталась объяснить молодому официанту - какое блюдо она хочет, но тот её так и не понял. По неоднократным повторам ею одних и тех же фраз нам стало понятно, что они друг друга не понимают, как будто говорят на разных языках.
Поэтому любые передачи по телевидению идут с титрами в виде иероглифов, чтобы каждому жителю Поднебесной было понятно, о чем идет речь в этих передачах и фильмах.
Тут хочу отметить один интересный момент. Вы ранее обращали ли внимание на то, что названия корейской воны, китайского юаня и японской иены как-то немного созвучны. Прислушайтесь к звучанию этих слов – «вона», «юань» и «иена».
Схожесть названий этих денежных единиц оказывается очень просто. Иена, юань, вона произошли от одного иероглифа, одного слова, означавшего деньги. Поэтому это одно слово получило на разных языках немного различное звучание.
Дело в том, что в древние времена во многих странах Востока письменность была одна, основанная на китайских иероглифах. Допустим, если тысячу лет назад встречались древний китаец, кореец и японец, то они устно не могли общаться друг с другом, не понимая языка.
Но они могли прекрасно общаться и понимать друг друга путем переписки китайскими иероглифами. Потому что иероглифы в отличие от нашей письменности (кириллицы или латиницы) могут означать не только звуки и слоги, но и целые слова и понятия. Вот в этом и универсальность иероглифов.
Письменность в виде иероглифов была создана китайцами еще за 2 тысячи лет до нашей эры, то есть 4 тысячи лет назад. Китайская письменность проникла даже в островную Японию через Корейский полуостров в III веке. И не зря китайские иероглифы до настоящего времени составляют основу официальной японской и южнокорейской письменности. В древние времена китайскими иероглифами пользовались и во Вьетнаме, Монголии, но в последнее время они отказались от них. Северная Корея тоже отказалась от китайских иероглифов.
О блокировке международных социальных сетей и мессенджеров
В Китае твиттер, инстаграм, фейсбук, телеграм, ватсап и другие общепризнанные международные социальные сети и мессенджеры заблокированы. Но надо иметь в виду, что наша российская социальная сеть «ВКонтакте» работает в Китае и мы неоднократно пользовались ими для связи с гидами в необходимых случаях. Видимо, китайские власти, учитывая дружеские отношения с Россией, сделали исключение для нашей сети.
Эта блокировка, конечно, сделана для защиты юных неокрепших умов молодых китайцев от вредоносного западного влияния. Это вполне понятно в наш век информационных войн, когда влияние западных медиа-масс становится очень агрессивным. Ведь целая серия «оранжевых революций» в ряде арабских стран в 2011-2012 годы, а также в Грузии, Украине и аналогичные попытки в Венесуэле, Беларуси, Сербии были сделаны Западом в первую очередь через использование и влияние социальных сетей.
Поэтому Китай решил взять под свой тотальный контроль информационное пространство в стране. С этой целью был создан свой внутрикитайский интернет, а вместо мессенджеров типа ватсап, телеграм, а также социальных сетей создан свой WeСhat, который в отличие от привычных нам социальных сетей многофункционален. WeСhat это чисто китайское изобретение, это не просто мессенджер, а целая многофункциональная платформа, с помощью которой можно не только вести переписку, фотографировать и снимать видеоролики, но и использовать как кошелек для оплаты за товары и услуги, снимать в аренду квартиру, вставать на учет в налоговой службе и т.д.
Поэтому перед поездкой в Китай обязательно надо установить роуминг. Тогда можно будет пользоваться мессенджерами, при этом надо помнить, что услуги роуминга очень дорогие.
У нас опция роуминга «Забугорище» так и не заработала в Китае, хотя мы подключили эту опцию в салоне МТС заблаговременно, еще до выезда. Поэтому мы пользовались мессенджером ватсап только по вечерам, когда возвращались в отель и подключались через гостиничный вай-фай. Но для того, чтобы обойти китайскую блокировку надо подключить VPN и то не факт, что ваш VPN заработает. Поэтому еще перед выездом из России надо скачать заранее, на всякий случай, несколько видов VPN. У нас из двух скачанных еще дома VPN, заработал в Китае только один, и то с перебоями.
Как потом рассказала наша знакомая, которая примерно в это же время ездила в Китай, она подключила перед вылетом на своем мегафоне опцию «Безлимитные мессенджеры в роуминге» за 250 рублей в сутки. И по этой опции она по ватсапу звонила и общалась с гидом и своими родными. По видеозвонку ватсапа тут же показывала разные красоты своим родным.
В Китае местную сим-карту купить проблематично, со слов наших знакомых. Мы сами этого не пробовали, не стали заморачиваться, терять драгоценное время.
Также в Китае, как и в других странах, очень помогает приложение Гугл-переводчик. Кроме того, очень полезно приложение Maps.me. Это карта, которая работает без интернета, по ней вы всегда сможете построить свой маршрут - куда идти или ехать на метро по этой карте. Только надо заранее скачать карту и загрузить туда все города, где вы собираетесь побывать.
На этом я завершаю свое повествование об этой удивительной и древней стране. Надеюсь, что это не наша последняя поездка в Поднебесную, так как за одну поездку невозможно объять необъятное, каковой является эта прекрасная и загадочная страна.
С уважением, Ваш Алексей Ефимов
Январь 2024 года, город Якутск
* * *