Сегодня я бы хотел поднять такую животрепещущую тему, которая возникает у заказчиков, обратившиеся в строительные компании (далее СК).
Я являюсь прорабом по ремонту квартир. В моей практике есть как работа в СК, так и частным образом. Сейчас я бы хотел больше затронуть вопрос о моей работе именно в СК и как мне приходилось быть участником того, когда заказчик в процессе работы негодует - почему смета была подсчитана неверно и сейчас ему приходится доплачивать за дополнительные работы, которые не были учтены в смете.
Допсоглашение будем подписывать?
Типичная ситуация - прораб говорит, что вот у вас отсутствует ряд работ в смете, которые тоже нужно делать и они стоят дополнительных денег. Заказчик говорит, делать не будем, прораб говорит - тогда мы не сможем провести работы должным образом, соблюсти все технологии работ и у вас не получится реализовать все те задумки, что реализованы в дизайн-проекте.
Примеров, каких именно работ не учтено в смете, можно привести масса, чаще это касается демонтажных работ, если это вторичка, так как в ней очень много может быть скрытых работ. Сняли обои, а там сыпется штукатурка, ее нужно снимать. Сняли паркет, а под ней застывший битум, который тоже желательно снять. Если переходим к отделочным работам, то в смете может отсутствовать отделка оконных откосов, выведение углов под 90 градусов при выравнивании стен (особенно это актуально для кухни и ванной комнаты), не указали дополнительный слой шпаклевки или забыли включить ошкуривание стен после нее. И я уже не говорю об инженерных работах, например сантехнических. Этот раздел сметчики часто просчитывают поверхностно.
А как быть прорабу? Он же не может сдать объект с незавершенными работами или не соблюдать технологию производства работ? А если делать ровно все по смете, учитывая, что она не полная, а потом сказать: А что? Какую смету мне дали - по такой мы и работаем! Какой ремонт тогда получится на выходе?
Естественно, эти вопросы заказик задает прежде всего мне и тут у меня остается 2 пути - сказать, что я здесь не причем, смету считал не я, мол сметчики всегда так ее считают, не указывая все работы. Другой путь - оправдывать сметчика и говорить, что он не может учитывать все работы заранее и может просто ошибиться в расчетах.
Сметчик виноват?
Каждый объект сметчик просчитывает настолько, насколько он видит объект и получает от заказчика всю информацию. Он не вскрывает пол, не снимает обои и не заглядывает что там под ними - старая рыхлая известковая штукатурка, которую нужно демонтировать, что влечет дополнительные расходы или прочная цементная. Есть компании, в котором сметчики даже не выезжают на объект, а составляют смету удаленно, на основе тех чертежей или планировок, которые ему предоставляет заказчик. Ну такая у них бизнес-модель и как-то ведь они работают.
Сметчик не является строителем, зачастую многие из них не занимались никогда ремонтами и не имеют строительного образования.
Основная цель сметчика - это подписать договор, чтобы получить свой %. Пообещать он может многое, винить его в этом не стоит, так работают компании. Но ведь это не только так происходит в сфере ремонта. Многие сервисные компании так работают. Кто не сталкивался с ситуациями, когда вы, к примеру, общаетесь с менеджером по продажам или оператором колл-центра, а после согласования заявки или подписания договора, вы общаетесь уже с инженером/специалистом/исполнителем. И здесь тоже могут быть накладки, менеджер/оператор пообещал одно, а специалист потом выкручивается. Ведь до подписания договора наговорить можно что угодно.
Я не оправдываю никого, но видимо, если бы компании придумали другую модель, то наверно использовали бы ее. Сам рынок диктует правила игры.
Так устроен рынок
Здесь палка о двух концах, к сожалению, если все СК будут считать полные сметы, то процент заключения договоров у них резко снизится. Сметчику, разумеется, выгодно, чтобы договора подписывали, ведь он получает процент за каждую сделку, а СК - прибыль. Выгодно всем, иначе СК не работали бы. А если % заключения договоров снизится, то СК со временем разорятся. Поэтому так устроен этот рынок. Что делать клиенту? Он же специально обращается в компанию, хочет все официально, получить гарантию, не вникать особо в процессы, потому что днем он на работе, у него договор с компанией, ремонтом занимается прораб, который ему регулярно отчитывается по ремонту, шлет фоточки и т.д.
Есть конечно заказчики, которые понимают, что невозможно точно просчитать всю смету, потому что сметчик не знает как пойдет ремонт, какие будут сложности в процессе работ и какие сюрпризы могут вылезти. Но есть и такие, которым подавай смету на 100% и ни копейки больше. Что происходит в таком случае? Конфликт интересов и результат - срыв договора. Компания не может работать в ущерб себе, прорабы и мастера не могут работать бесплатно, а заказчик не хочет переплачивать.
Почему точную смету получить практически невозможно
Компании изначально не преследуют цель обманывать клиента, все хотят довести ремонт до конца, ведь для компании это репутация, а для клиента - отсутствие нервотрепки с дальнейшим продолжением ремонта, да к тому же еще и порекомендует эту компанию своим друзьям и знакомым.
Почему же посчитать точную смету до копейки, действительно не представляется возможным? Давайте рассмотрим варианты, при которых смета будет неточной:
- Смету заказчику посчитали до составления дизайн-проекта, и в процессе просчета, заказчик сам не знал, что он хочет от ремонта, сколько у него будет розеток, на стенах будут обои или краска, а может декоративная штукатурка. В таком случае ему дают приблизительную смету, а на выходе ремонт может сильно увеличиться в цене.
- Квартира является вторичкой, ремонт нужен капитальный с перепланировкой, то есть планируется демонтаж перегородок, зачистка капитальных стен, вскрытие полов и т.д. Откуда сметчик может знать, что там за старыми обоями находится, или за старыми полами? Поэтому сметчик здесь также дает ориентировочную смету.
- Нет дизайн-проекта и не планируется. Заказчик обозначил основные моменты в ремонте, что он хочет, у него свое представление и он думает, что он все знает и без дизайнера, какой нужен ремонт и как все будет смотреться. Составляется примерная смета, заказчик думает, что по такой цене ему и сделают ремонт. Но приходит прораб с этой сметой на объект и понимает, что не учли многих нюансов, нет многих видов работ и здесь только вопрос времени, когда такой договор приведет к срыву.
- Компания действительно делает расчет сметы изначально заниженной, чтобы подписать договор, а там уже смотрит, глядишь заказчик это "проглотит" и доведет ремонт до конца, приняв все допработы.
Если в первых трех пунктах действительно можно сослаться на эти причины, что смета посчитана не полностью, то в последнем случае СК даже не заморачиваются, просто работают по такой модели и все. Нельзя сказать, что есть СК которые работают по какой-то конкретной модели, в основном все работают одинаково - сделали замер, подписали договор, далее прораб ведет объект. А дальше все зависит от разных факторов, в том числе от умения прораба донести необходимость допработ и платежеспособности клиента.
Есть ли выход?
Есть, если компании будут считать сметы полными. Но, как я писал выше, такая бизнес-модель многим СК не подходит, которые работают в массовом сегменте. И даже если бы подходила, процесс ремонта все равно может внести свои коррективы.
Есть конечно СК, которые работают в определенном сегменте, как правило, это небольшие компании и зачастую они работают с уровнем выше среднего чека. Расчет сметы там просчитан досконально, так как таким СК нет смысла особо накручивать в процессе работ, так как смета изначально просчитана полностью и клиент знал заранее, с какой суммой ремонта ему придется столкнуться, поэтому цена его устраивает. Но и от человеческого фактора никто не застрахован, все могут ошибаться, в том числе сметчик, который может не учесть или забыть вписать какие-то работы.
Выводы
На любую смету нужно закладывать сверху порядка 30%, если обращаться в СК. Цифра конечно же примерная. В моей практике стоимость ремонта по сравнению с изначальной сметой всегда была выше. Во всех случаях всегда по-разному, бывало что и удваивалось. Ведь бывает, что и у заказчика “аппетит приходит во время еды” и он сам накидывает дополнительные объемы. Смета - это примерный ориентир, если смету будет считать прораб, то она будет более точной, если ее посчитает менеджер по продажам/сметчик/замерщик, она будет ориентировочной.
P.S. Данной статьей никого не собираюсь огородить или обвинить, просто констатирую факт, что реально точной посчитанной сметы на ремонт квартиры я в своей практике не встречал. Поэтому закладывать на ремонт, обращаясь в строительные компании, нужно всегда чуть больше, чтобы это не стало для вас сюрпризом. Таковы реалии. Спасибо за внимание!
Обо мне:
Меня зовут Фёдор Прорабофф, я руковожу частной бригадой по ремонту квартир в Москве под названием "РемКонтора". Сотрудничаю со строительными компаниями, но также беру частные заказы. Здесь, на Дзене, я веду свой блог, где делюсь полезными статьями и обзорами своих проектов.
Если вам нужен ремонт, сделанный с душой и вниманием к деталям, или требуется квалифицированная консультация – я всегда открыт для диалога. Свяжитесь со мной через WhatsApp или Telegram. Мы готовы обсудить ваши идеи и предложить оптимальные решения!
Также приглашаю вас присоединиться к нашей группе VK, где мы регулярно делимся новостями из мира ремонта, полезными советами и демонстрируем результаты наших работ.
Для мастеров, ищущих работу, у нас всегда открыты двери. Если вы профессионал своего дела и хотите присоединиться к нам, свяжитесь со мной в WhatsApp или Telegram. Будем рады обсудить ваше участие в наших проектах.