Транспортная авиация является неотъемлемой частью любых вооруженных сил. С ее помощью осуществляется доставка живой силы, боеприпасов, провианта и прочих грузов в разные точки земного шара, что повышает эффективность ведения боевых действий. На данный момент существует множество летательных аппаратов, которые предназначаются для выполнения разного рода транспортных задач.
1. «Геркулес»
На вооружении американской армии всегда были самые передовые самолеты, оснащенные высокотехнологичным бортовым оборудованием. В прошлом веке авиационная промышленность США выпустила десятки интересных моделей, которые сразу стали культовыми и удостоились звания легенд при жизни.
Ярким примером тому является военный транспортник С-130 «Геркулес», выпущенный корпорацией Lockheed. Самолет начали проектировать еще в 50-х гг. XX в. по прямому поручению властей страны.
Ожидалось, что выпущенный С-130 сможет моментально вытеснить другие транспортные машины, которые на то время находились в распоряжении военных и использовались еще с времен Второй мировой войны.
Впервые Hercules поднялся в воздух в 1954 году и до сих пор продолжает производиться серийно, что сделало его наиболее популярным и массовым самолетом такого типа на планете. При солидном возрасте в 70 лет его продолжают заказывать у Lockheed Martin и всячески модернизируют.
3 У самолетов Hercules весьма доступные запчасти и невысокие эксплуатационные затраты/ Фото: naukatehnika.com
Столь внушительный спрос связан с несколькими характеристиками машины:
- недорогие и всегда доступные запчасти;
- ремонтопригодность;
- симпатичный внешний вид;
- минимальные эксплуатационные затраты.
Эти и некоторые другие особенности делают «Геркулес» до сих пор актуальным и конкурентноспособным транспортным самолетом в 2023 году.
Сообщается, что ему под силу перевозка до 19 000 кг груза на расстояния до 3200 км. Кроме того, C-130 без проблем взлетит и совершит посадку на аэродроме с грунтовым покрытием.
В движение машина приводится четырьмя двигателями суммарной мощностью 18,4 л. с. Даже если один из агрегатов перестанет работать, самолет продолжит выполнять миссию и доставит груз в точку назначения. В длину он 29,8 метра, тогда как размах крыльев составляет 40,4 метра. Скорость полета достигает 645 км/ч при допустимой взлетной массе в 79 тонн.
Первые случаи боевого применения «Геркулеса» произошли в рамках Вьетнамской войны, где он сразу продемонстрировал отличительные качества, став не только поставщиком различных грузов, но и своеобразной воздушной бензоколонкой для заправки истребителей, а иногда и бомбардировщиком.
Чтобы не эксплуатировать невероятно дорогие В-52, американские военные модернизировали C-130 для выполнения простых задач – например, сбрасывания мелких и крупных авиационных бомб, весящих до 7 тонн.
Еще «Геркулес» использовался в качестве воздушной батареи, укомплектованной универсальным комплексом управления огнем, 6-ствольными пушками и гаубицей. Эта модификация была маркирована AC-130 Spectre и нашла применение как во Вьетнаме, так и в ряде других локальных конфликтов.
На данный момент Соединенные Штаты являются единственным государством, располагающим такими транспортными самолетами. До этого его экспортировали в десятки стран мира, в том числе в гражданской модификации под названием L-10. В общей сложности с конвейера сошло 2600 экземпляров, а внешний вид самолета остается самым узнаваемым в мире авиации.
В середине 80-х он пережил глобальные изменения, а работы над его улучшением продолжаются и сегодня.
2. Beechcraft King Air
Турбовинтовой транспортный самолет общего назначения Beechcraft King Air успел побывать на службе разных армий мира, хотя и часто остается в тени. Основное его предназначение – исследование прибережных участков, разведывательные операции, связь и прочие цели. При этом многие находящихся в эксплуатации машины применяются именно для бизнес-перевозок.
Вообще, у этой модели есть несколько поколений, а до 1996 года она считалась исключительно военной машиной. Тем не менее, эти самолеты до сих пор активно эксплуатируются ВВС США и Королевскими ВВС Австралии. С 1974 года их стали адаптировать под гражданские операции.
3. C-17 Globemaster III
Ближе к завершению гонки ядерных вооружений между США и СССР американская корпорация McDonell Douglas выпустила военный транспортник C-17 Globemaster III. Данная модель поступила на вооружение в 1993 году, когда холодная война уже была закончена. Вскоре фирму-производителя выкупил концерн Boeing, но история С-17 не была завершена, просто его начали выпускать под другим именем.
Поскольку самолет способен доставлять из Америки в Европу даже такие массивные грузы, как танки М1 Abrams, правительство США планировало взять на вооружение несколько экземпляров таких транспортников, но так как главный соперник в геополитическом мире исчез, всего на свет появилось 270 машин, а уже в 2015 году производство свернули.
Самолет способен преодолеть до 9 тыс. км, имея при этом взлетную массу до 265 тонн при грузоподъемности 77,5 тонны. На данный момет это крупнейший транспортный самолет и главный транспортник в альянсе НАТО, который выполняет множество авиаперевозок живой силы и военных грузов.
Нельзя не упомянуть яркий пример использования транспортника после вывода войск НАТО из Афганистана. Эвакуационные мероприятия проводились именно с применением С-17. При этом на борт были взяты не только военные, но и беженцы из аэропорта Кабула.
Кстати, именно тогда самолет поставил мировой рекорд среди машин такого типа, приняв 823 человека. Сейчас Globemaster III находится на вооружении в США, Индии, Великобритании, ОАЭ и ряде других стран.
4. Shaanxi Y-9
Пополняет подборку китайский самолет Shaanxi Y-9, выпущенный в 2010 годах. Речь идет о массивном летательном аппарате, который может доставить до 25 тонн груза на расстояния до 6500 км. Модель нашла применение в военном деле, а также используется для гуманитарных целей, выполняя транспортировку ценного багажа в отдаленные точки.
У модели мощная и устойчивая к экстремальным условиям конструкция, позволяющая проводить операции в самых сложных местах. На данный момент Shaanxi Y-9 – гордость авиации КНР и объект для восхищения авиалюбителей.
5. Ил-76
Культовый советский самолет был выпущен еще в 60-х гг. ХХ в., но он по-прежнему пользуется статусом ключевого военного транспортника ВВС РФ, а также одним из наиболее массовых 4-моторных реактивных самолетов такого класса. Его создавали под руководством конструктора Г.В. Новожилова, а на момент появления это был самый прогрессивный тяжелый самолет для военно-транспортных операций.
Как и прочие советские разработки тех времен, Ил-76 получил мощное вооружение, включающее пушки ГШ-23, а в ряде случаев и авиабомбы. В движение массивная машина приводится 4-мя двигателями ПС-90А, а максимальное расстояние, которое он может преодолеть на одной заправке, достигает 10 тыс. км.
Таким образом, его можно отнести к группе межконтинентальных летательных аппаратов. Допустимая взлетная масса равна 210 тонн, тогда как на борт самолет может взять до 60 тонн груза. В длину он 46,6 метра при размахе крыльев 50 м. Развиваемая скорость равна 850 км/ч.
За свою историю Ил-76 всячески модифицировался и выполнял разные задачи, в том числе противопожарные, разведывательные, медицинские и спасательные. Также он выполнял функции самолета-танкера. Ключевыми покупателями модели стали Китай, Иран, Ирак, Алжир и Индия. И многие сумели получить на его основе полноценную военно-транспортную авиацию.
Партия данного самолета даже была поставлена в США. Боевое крещение самолет прошел в Афганистане, после чего активно применялся в разных военных операциях, включая конфликты в странах постсоветского пространства.
Сейчас известно о более 950 выпущенных экземплярах самолета, но вполне вероятно, что количество превысит 1000 образцов, поскольку его не снимают с производства. К тому же версии Ил-76МД-90А полностью отвечают запросам нынешней военной промышленности, поэтому продолжат свой путь и в обозримом будущем.
6. Y-20
Пару лет назад мощный военно-транспортный самолет Y-20 поступил на вооружение ВВС Китая. Работы над его конструированием были начаты в 2006 году, и всего лишь за 10 лет модель была доведена до уровня серийной. Это обусловлено внедрением инновационных программ, которые свели к минимуму затраты времени на проектирование и работы по испытанию. А конструкцию крыла представили инженеры бюро Антонова.
На данный момент Y20 считается ключевым конкурентом для упомянутого выше отечественного Ил-76, отличаясь от него габаритными размерами и весом. В длину этот транспортник достигает 47 метров, а размах крыла составляет 45 метров. Взлетная масса – 220 тонн, а грузоподъемность – 66 тонн.
На одной заправке Y-20 преодолеет 7800 км, развивая при этом скорость в 830 км/ч. Он приводится в движение четырьмя силовыми агрегатами Д-30КП-2, но в ближайшем будущем будет переоснащен под двигатели китайской сборки WS-20.
Конструкция машины в большей степени состоит из композитных материалов и компонентов, выполненных с применением 3D-принтеров. В будущем на его основе планируют выпустить воздушный танкер для заправки других летательных аппаратов, а также модель дальнего радиолокационного обнаружения. В таком случае китайские авиастроители смогут уйти от схемы Ил-76 и модификаций на его базе.
Интересно также узнать про Ла-5ФН: как в Советском Союзе был создан достойный ответ «Мессерам».
Источник: https://novate.ru/blogs/281123/68120/