Не каждая собака и не всегда становится верным другом человека. Многие из этих четвероногих друзей в разное были опасными врагами. Не стоит забывать, что символ силы и опасности собак был заложен в древнегреческой мифологии трехголовым псом Цербером. Этот мифический зверь стоял на страже выхода из царства мертвых, не позволяя умершим вернуться в мир живых.
Силу и преданность собак использовали люди с древних времен, но не только для защиты. В ассирийской армии собаки не только служили как стражи, но и участвовали в сражениях как первая линия атакующих бойцов.Идею использования собак в боевых действиях подхватили и другие народы, включая армию персидского царя Ксеркса и Александра Македонского.
Свидетельства о подвигах собак во времена Великой Отечественной войны сохранены в истории Красной Армии. Собаки были неотъемлемой частью военных действий, оказывая помощь в различных задачах.
Тем не менее, использование собак для убийства людей не ограничивалось военными временами. В истории остались факты, когда собаки становились палачами для казней. Например, царь Ассирии Ашурбанипал отдавал пленников на растерзание собакам. В Римской империи "собачьи" казни были особенно популярными, используя их для наказания даже высших слоев общества.
В различных культурах собаку ассоциировали с различными символами. На Руси, например, "собачьей смертью" называли смерть без предсмертного покаяния, а негодяя сравнивали с этими животными.
История также запомнила случаи с использованием собак в качестве инструмента мести.
Во времена татаро-монгольского ига мордва помогала татарам грабить Русь.
Так, в 1377 году они тайными тропами провели татарское войско на реку
Пьяну, где расположилась на отдых русская дружина под началом среднего сьна нижегородского князя Дмитрия Константиновича - Ивана.
2 августа татарская конница неожиданно атаковала лагерь русских и безжалостно перебила, не готовых к отпору дружинников. Князь Дмитрий Константинович, узнав о гибели своего войска и сьна Ивана, поклялся отомстить мордвинцам за коварство.
Он собрал новую рать отправился в их земли, по которым прошелся огнем и мечом. А когда вернулся в НижниЙ Новгород, то на виду у жителей города его дружинники вытолкали на лед замёрзшей Волги толпу пленников и затравили их собаками» Это не было изощренной фантазией, как у Домициана, а своего рода демонстрацией справедливого возмездия – наказания за коварство в виде позорной « собачьей смерти»
Это нашло свое отражение в поговорке « собаке собачья смерть»
Таким образом, история собак связана не только с верностью и преданностью, но и с их использованием в различных аспектах жизни человека, от защиты до мести.