Обучаясь, мы часто ищем задачи на границе компетенции - не слишком трудные, но и не очень легкие. Как это измерить? Есть ответ у современной науки.
Нейропластичность - это способность мозга меняться в ответ на опыт. Фактически, нейропластичность лежит в основе всех форм обучения, будь то изучение языка, музыки, математики или физических навыков, все формы обучения предполагают реорганизацию связей в нервной системе, головном и спинном мозге и теле.
Одним из ключевых принципов нейропластичности заключается в том, что совершение ошибок - это благо для нейропластичности. Это немного контринтуитивно, но научная литература говорит нам, что всякий раз, когда мы пытаемся научиться чему-то новому, если мы делаем ошибку, мы знаем, что это нас расстраивает, но это состояние расстройства на самом деле заставляет определенные области мозга быть более бдительными, так что при последующих попытках научиться этому предмету мы имеем повышенный уровень концентрации и более высокую вероятность освоения нового навыка, независимо от того, что это за навык.
Людям полезно принимать возможность совершения ошибки или даже стремиться к ним, но не как к конечной цели, а как к отправной точке, позволяющей сделать мозг более пластичным. И если задуматься, это действительно имеет смысл: зачем мозгу вообще меняться, если он все делает идеально?
Когда вы совершаете ошибки, в ближайшие секунды и минуты после них вы находитесь в лучшем состоянии для обучения. Часто задаваемый вопрос здесь - какова должна быть частота ошибок? На самом деле это просто способ сказать, насколько сложным должно быть задание, которое вы пытаетесь выучить или выполнить? И, оказывается, на этот вопрос есть ответ.
Недавно в журнале "Nature Communications" была опубликована работа, автор которой - Роберт Уилсон, а сама работа называется "Правило 85 процентов для оптимального обучения". В основном в ней показано, что при попытке научиться чему-то новому нужно, чтобы сложность задания была такой, чтобы вы справлялись с ним примерно в 85 % случаев. А ошибки должны возникать примерно в 15 % случаев.
"оптимальный коэффициент ошибок при обучении составляет около 15,87 % или, наоборот, оптимальная точность обучения составляет около 85 %. Мы демонстрируем эффективность этого "правила 85 процентов" для искусственных нейронных сетей, используемых в ИИ, и биологически правдоподобных нейронных сетей, описывающих обучение животных".
Именно поэтому нам нравится эта статья - она указывает на конкретный метод, который мы можем применить.
Люди всегда говорят: "Хорошо, вы хотите поставить высокую цель. Вы хотите попытаться достичь чего-то действительно грандиозного, но вы не должны сделать цель настолько грандиозной, чтобы не добиться никакого прогресса."
Другие люди говорят: "Нужно начинать с очень маленьких целей и делать все очень, очень постепенно. Делайте только то, что вы знаете, что сможете достичь, и это будет поддерживать вашу самооценку и давать вам положительные обратные связи в мозгу. И тогда, шажок за шажком, шажок за шажком, вы в конце концов достигнете того, к чему стремитесь."
Оказывается, ни то, ни другое - неправда. Вам нужно установить такой уровень сложности, чтобы вы делали ошибки примерно в 15 % случаев. И стоит подчеркнуть, что примерно в 15 % случаев, потому что невозможно составить методику обучения для спорта, языка, математики или чего-то еще, где у вас будет ровно 15,87 % ошибок.
Таким образом, эта научная работа указывает предлагает сделать вещи довольно трудными, но не настолько, чтобы вы терпели неудачу в каждой попытке или даже в половине попыток. Неудачи примерно в 15 % случаев являются оптимальными для обучения - на основе собранных в работе статистических данных.
Надеюсь, эта информация будет полезна всем, кто пытается чему-то научиться. Надеюсь, она также будет полезна тем из вас, кто учит детей или других взрослых. Если вы преподаете, имейте в виду, что вы хотите, чтобы ученики стремились к все более высоким уровням мастерства в том, чему вы учите. И что 15 % времени они должны терпеть неудачи, если они доходят до 20 % - то это, вероятно, нормально.
Если же они начинают проваливаться примерно в половине случаев, то, вероятно, то, что они пытаются выучить, слишком сложно для них в этот момент. Конечно, на это могут влиять самые разные внешние факторы, например, хорошо ли они спали накануне, хорошо ли вы спали накануне и четко ли вы их инструктировали, и так далее. Но правило 85 % - это хорошая метрика, к которой нужно стремиться, и она может служить и тем, кто преподает, и тем, кто учится.
Спасибо за ваш интерес к науке!
Не забывайте подписаться на [ПРОЕКТ] в Телеграме, чтобы не пропустить новые материалы